реклама
разместить

Используете код Google Analytics на своем сайте? Ждите Роскомнадзор насчет трансграничной передачи данных

Используете код Google Analytics на своем сайте? Ждите Роскомнадзор насчет трансграничной передачи данных

Тема трансграничной передачи персональных данных становится всё более актуальной в России. В последние месяцы владельцы сайтов, включая СМИ, интернет-магазины и другие компании, начали получать предписания от Роскомнадзора (при наличии кода счетчика Google Analytics на сайте) о соблюдении статьи 12 закона 152-ФЗ насчет трансграничной передачи данных

В данной статье подробно рассмотрим, что такое трансграничная передача данных, какие существуют ограничения в России и какие меры необходимо предпринять компаниям для соблюдения законодательства.

Что такое трансграничная передача данных?

Трансграничная передача персональных данных — это передача информации о пользователях за пределы страны, в которой они были собраны. В случае с Google Analytics данные о поведении посетителей сайта отправляются на серверы Google, которые могут находиться в США, странах Европы или других юрисдикциях. Это вызывает обеспокоенность у российских регуляторов, поскольку обработка данных за границей затрудняет их контроль и может представлять угрозу для безопасности информации.

Причины ограничений трансграничной передачи данных в России

Главной причиной введения ограничений является защита персональных данных граждан России. В соответствии с Федеральным законом № 152-ФЗ "О персональных данных" обработка информации должна осуществляться с соблюдением строгих требований, а передача данных в другие страны возможна только при наличии соответствующих гарантий защиты.

Роскомнадзор в последние месяцы активизировал проверку сайтов на предмет использования зарубежных сервисов, в чстности Google Analytics. На практике мониторинг осуществляется автоматически - регулятор выявляет сайты с установленными иностранными счётчиками и направляет владельцам письма с вопросом насчет соблюдения статьи 12 закона 152-ФЗ от Трансграничной передачи данных. Если сайт попадает под проверку, инспекторы также анализируют:

  • наличие и корректность политики конфиденциальности;
  • форму и содержание согласий пользователей;
  • методы сбора и хранения персональных данных.

Например, уведомление, которое получил интернет-магазин от Роскомнадзора, который мониторит интернет-пространство на предмет наличия факта трансграничной передачи данных

Используете код Google Analytics на своем сайте? Ждите Роскомнадзор насчет трансграничной передачи данных

Возможные последствия нарушений

Если на сайте обнаружены нарушения, компании могут столкнуться с различными мерами ответственности:

  • Предупреждение. В большинстве случаев Роскомнадзор сначала направляет уведомление с требованием исправить нарушения в течение 10 дней. Это позволяет владельцам сайтов устранить проблему (убрать иностранные счетчики) либо предоставить аргументированные возражения.
  • Штрафы. При несоблюдении требований организациям грозят административные штрафы, размеры которых могут варьироваться в зависимости от характера нарушения.
  • Возможна блокировка сайта при невыполнении требований Роскомнадзора насчет трансгранички

Альтернативы Google Analytics

С учётом новых ограничений владельцам сайтов рекомендуется заранее оценить риски и рассмотреть переход на альтернативные системы аналитики, соответствующие требованиям российского законодательства. Среди доступных вариантов, соответствующий требованиям ФЗ-152: Яндекс.Метрика, пиксель ВК реклама либо иные российские счетчики, которые выполняют требования по трансграничке

Стоит заметить, что Гугл Аналитикс и прочие иностранные счетчики могут завуалировано присутствовать на сайте в оболочке Гугл Тег Менеджера. Сам ГТМ не является системой сборки и обработки персональных данныx. В коде ГТМ нельзя будет определить след Гугл Аналитикс никоим образом

Используете код Google Analytics на своем сайте? Ждите Роскомнадзор насчет трансграничной передачи данных

Как Роскомнадзор будет поступать в данных случая не понятно.

Вполне возможно, как только увидит код ГТМ, то потребует от владельца сайта раскрыть какие счетчики прикреплены к нему либо по умолчанию будет считать, что ГТМ пособник в трансграничной передаче данных?

Заметим, что факт наличия кода ГТМ на сайте не говорит о том, что там внутри обязательно прикреплен крамольный (с точки зрения Роскомнадзора) трансграничный Гугл Аналитикс либо иные иностранные счетчики. Вполне возможно там безобидные Яндекс Метрика либо пиксель ВК рекламы и ничего другого нет

Как минимизировать риски и подготовить сайт к проверке Роскомнадзора

Для защиты бизнеса и обеспечения соответствия законодательству необходимо:

  • Провести аудит сайта на предмет использования зарубежных сервисов обработки данных.
  • При необходимости заменить Google Analytics и иные иностранные счетчики на альтернативные системы аналитики.
  • Обновить политику конфиденциальности, включив в неё информацию о порядке обработки персональных данных.
  • Проверить формы сбора данных и механизмы получения согласий пользователей.

Заключение

В условиях ужесточения контроля за обработкой персональных данных российским компаниям важно своевременно адаптироваться к изменениям законодательства. Использование зарубежных сервисов, таких как Google Analytics, может привести к проверкам со стороны Роскомнадзора и, в случае несоответствия требованиям, к штрафам.

Для минимизации рисков рекомендуется заранее переходить на альтернативные решения и тщательно следить за соблюдением норм в сфере персональных данных.

UPD: Чтобы пользоваться иностранными сервисами, типа Гугл Аналитикс, на своем интернет-ресурсе требуется до его установки на сайт отправлять запрос в Роскомнадзор и получить согласие ведомства на использование сервиса

В моем Телеграм-канал вы всегда сможете получить ответы по вашим кейсам, найти свежую информацию и экспертизу по маркировке рекламы, а также научиться оформлению отчетности в ОРД, чтобы избежать штрафов от ФАС и Роскомнадзора

22
реклама
разместить
9 комментариев

Дмитрий, спасибо за пост. А что на счет Google Search Console? Есть ли риски использования?

Увы. Информации пока нет насчет консоли

1

В коде ГТМ нельзя будет определить след Гугл Аналитикс никоим образом

В коде нельзя, а подгружается ли при посещении страницы — прекрасно видно.

вопрос на засыпку: а мы уверены, что персональные данные, собираемые яндексом не уплывают за границу РФ? А что на предмет ТНК, имеющих русскоязычные ресурсы и присутствующих на рынке РФ, также собирающие персональные данные? очень похоже на охоту на ведьм, дискорд, инста и фб... вроде отключили, а лазеек море. смысл отключений - создать видимость некой общей беды и борьбы с ней? беда, может быть, и существует, да, сдаётся мне, корни её не в "утечке персональных данных".

"а мы уверены, что персональные данные, собираемые яндексом не уплывают за границу РФ" - если честно то не уверен)

Раскрывать всегда
Как запустить Google Ads из РФ в 2025 году — без проблем с оплатой и блокировок

Google покинул Россию еще в 2022 году, но до сих пор существуют эффективные способы обойти блокировки и продолжать рекламироваться как в РФ, так и за ее пределами. В этой статье мы поделимся инструкцией по оплате из России и расскажем, как успешно преодолеть блокировки в 2025 году.

Как запустить Google Ads из РФ в 2025 году — без проблем с оплатой и блокировок
1212
11
реклама
разместить
Полный гайд по работе с персональными данными. Новые правила обработки, многомиллионные штрафы и риски для бизнеса. Часть 1

С 30 мая 2025 года в России вводятся новые, более жесткие требования к обработке персональных данных. Бизнесу придется соблюдать строгие правила, чтобы избежать огромных штрафов, потери клиентов и репутационных ударов. До мая у нас еще есть время подготовиться, поэтому читайте статью — вам станет все понятнее.

Полный гайд по работе с персональными данными. Новые правила обработки, многомиллионные штрафы и риски для бизнеса. Часть 1
66
Сертификация электронных сигарет

Сертификация электронных сигарет — важный этап для производителей, желающих вывести свою продукцию на рынок. Процесс сертификации включает в себя сбор необходимых документов, соответствие техническим требованиям и проверку качества. Важно понимать, что сроки и стоимость сертификации могут варьироваться в зависимости от характеристик товара и объема…

Роскомнадзор будет наказывать владельцев сайтов за Google Analytics и Google Forms
77
Как простой сайт для общепита может привести ваше заведение к штрафу до 1,5 млн. руб

Рассказываю: за что сегодня можно получить штрафы заведению общепита в интернете и что нужно делать, чтобы их избежать.

Как простой сайт для общепита может привести ваше заведение к штрафу до 1,5 млн. руб
1616
11
Полный гайд по работе с персональными данными. Кто такие операторы ПД, зачем нужна регистрация, какие штрафы и как предотвратить утечку данных. Часть 2

Многие даже не подозревают, что обязаны регистрироваться как оператор ПД. А штрафы за нарушения – до 18 млн рублей! Сегодня разберем, кто под ударом, как избежать проблем и что делать, если уже нарушили. Ну и, конечно же, обсудим утечку данных.

Полный гайд по работе с персональными данными. Кто такие операторы ПД, зачем нужна регистрация, какие штрафы и как предотвратить утечку данных. Часть 2
66
🇨🇦vs🇮🇹 Италия без фильтров: 13 вещей, которые удивили канадцев в Генуе
🇨🇦vs🇮🇹 Италия без фильтров: 13 вещей, которые удивили канадцев в Генуе
10 подсказок юриста для стабильной работы бизнеса в 2025 году

2025-й в самом разгаре, но это не значит, что предупреждать бизнес о том, что его ждет в этом году, поздно. Под таким предлогом мне задали 10 вопросов, и я не смогла отказать в ответах. Делюсь с вами, потому что знаю, что эти рекомендации точно пригодятся, на каком этапе развития ни находился бы ваш бизнес.

Это я: Татьяна Евсеева – руководитель практики сопровождения онлайн-бизнеса Legal Up
22
РКН, бизнес и метрические программы: как не нарушить закон при сборе статистики сайта

Предлагаю выяснить, существуют ли на самом деле метрические программы, находятся ли они сейчас в этой комнате и, если да, то как с ними работать, чтобы не попасть под штрафы Роскомнадзора.

Тот самый комментарий 
33
реклама
разместить
Реклама в условиях ограничений: Как работать на рынках с регуляциями?

В современных условиях глобального рынка бизнес все чаще сталкивается с различными законодательными ограничениями, которые влияют на стратегии цифрового маркетинга.

Репосты с незарегистрированных в Роскомнадзоре пабликов и каналов соцсетях: какие риски при 10 000+ подписчиках?
Репосты с незарегистрированных в Роскомнадзоре пабликов и каналов соцсетях: какие риски при 10 000+ подписчиках?

Новые изменения в законодательстве вызывают много вопросов, а именно соблюдение часть 9.1 статьи 10.6 закона 149-ФЗ, которая запрещает распространение любой информации с персональных страниц (паблики и каналы), не зарегистрированных в Роскомнадзоре по теме 10 000+. Насколько это реально контролировать Роскомнадзору и как нам избежать штрафов?

22
Google Диск и Таблицы снова под угрозой. РКН ужесточает контроль за использование зарубежных сервисов.
Ну хоть Google Диск оставьте...
11
[]