Дарить нельзя оставить: как отличить полезные корпоративные подарки от бесполезных
“Подарочная эстафета”, которая началась аккурат перед Новым годом, продолжается. На этой неделе поздравляем наших бравых защитников (считай, всех мальчиков 3+ и мужчин) и вовсю готовимся к женскому дню. Уверены, корпоративные подарки для коллег, партнеров и клиентов давно закуплены и ждут своего часа. А насколько ваш презент придется по душе получателю, будет ли полезен или, наоборот, передарен еще пару раз (или погребен в недрах офисного стола) — попробуем разобраться сегодня. Прочитав эту статью, вы сможете ответить на вопрос, где в предложении поставить запятую: “Дарить нельзя оставить”…
Привет, с вами снова я — директор LIFE PRINT Виолетта Васильева. Буквально на днях в одной из групп в соцсетях увидела вопрос от дамы: “Нормально ли дарить гель и пену для ванны учительнице на 8 марта?”. Во-первых, дарить предметы гигиены (если для вас это, конечно, нормально) — стоит только близким людям. И второе: пеной для ванны многие вообще не пользуются и, получается, такой подарок не принесет радости его владельцу. В тему я задумалась: существуют ли однозначно полезные и бесполезные корпоративные презенты? Давайте поразмышляем на эту тему? И не забудьте подписаться на наш Telegram-канал — люблю его за лаконичность постов и креативность предлагаемых идей!
Для чего нужны корпоративные подарки?
Чтобы определиться с выбором "правильного" корпоративного подарка, ответим на главный вопрос: “А для чего мы вообще предусматриваем затраты на них?”. Это не просто знак внимания, но и мощный маркетинговый инструмент, который:
- повысит лояльность к вашей компании у целевой аудитории;
- создаст прямой контакт как с существующими, так и потенциальными партнерами и клиентами;
- позиционирует ваш бренд как щедрый, открытый, процветающий (как правило, на подарки не тратят последние средства);
- привлечет дополнительную целевую аудиторию за счет отзывов о подарках в соцсетях и пр.
Эффект, полученный от корпоративных подарков, сопоставим с рекламой. Только работает дольше и за счет этого в перспективе оказывается дешевле.
Но чтобы подарок попал “в точку”, необходимо продумать все нюансы.
Принципы подбора полезных подарков
Корпоративные презенты компании чаще всего дарят на традиционные праздники (Новый год, День Защитника Отечества, Женский день), на профессиональные праздники, а также в дни рождения самой компании, партнеров, сотрудников, важных клиентов.
Выбирать подарки нужно не только “по случаю”, но и учитывая интересы одариваемого.
Идеально будет, если вы точно знаете, что любит получатель подарка. С адресными презентами это вполне реально. С закупаемыми оптом по более значительным поводам — куда сложнее, здесь важно предусмотреть основные ограничения. Например:
Бесполезный подарок — подарить алкоголь или портсигар тому, кто ведёт здоровый образ жизни. Полезный — что-то для ведения активного образа жизни, причем необязательно профессиональная экипировка, куда универсальнее — бутылочки для воды, банданы, напульсники и пр. Говорим “нет” подаркам, которые никогда не понадобятся их владельцам!
Кстати, в последнее время товары для активного образа жизни стали одними из самых популярных видов подарков для партнеров, сотрудников и клиентов. Так вы показываете заботу о здоровье одариваемого и то, что цените активный образ жизни (а значит, сами его придерживаетесь и пропагандируете в бизнесе). Общие ценности объединяют.
При этом лучше не дарить сертификаты в тематические магазины и абонементы в спортзал — их, как минимум, не забрендировать. Плюс у получателя может не быть интереса и времени их посещать, есть ограничения по состоянию здоровья.
Даже дорогой и индивидуальный подарок станет бесполезным, если он не учитывает интересы и образ жизни получателя.
Если не знаете, что предпочитает ваш партнер / клиент / коллега, считается, что лучше дарить универсальные “нейтральные” подарки. И здесь кроется риск подарить настолько нейтральную вещь, что она окажется никому не нужной.
Поэтому помимо риска не угодить, держите в голове вопрос о практической ценности подарка. Даже если 100% получателей не угодить (а это маловероятно!), то хотя бы часть будет благодарна, похвалится в соцсетях, будет использовать брендированный предмет и привлекать внимание окружающих к вашему логотипу, подарку и тому вниманию, которое бренд оказывает людям, так или иначе имеющим к нему отношение.
Это могут быть гаджеты и/или аксессуары к ним, а также продуктовые наборы с нейтральной тематикой (чайные, фруктовые, сырные, которые здорово будет дополнить брендированными предметами для кухни “в тему”). Они вряд ли будут передарены и наверняка их оценят семьи получателей подарка.
При этом “дежурные” коробки даже самых дорогих конфет всё дальше уходят в прошлое. Задумайтесь, сколько их могут подарить женщине-коллеге на 8 марта? От 2 до бесконечного количества упаковок. Интересно, после какой из них дама перестанет улыбаться?)
Также в списке бесполезных подарков могут оказаться: предметы декора (если вы не уверены, что человек придет в восторг от гипсовой статуэтки), репродукции картин, живые цветы в горшках, большие подарочные книги (если получатель презента не книголюб), рамки для фотографий, аромадиффузоры, самые обыкновенные календари (их дарят все!) и многое другое.
Можно рассмотреть в качестве подарка “классику”. Например, ежедневник с ручкой. Но не очередной безымянный планер, который будет пылиться в шкафу, а, действительно продуманный и стильный (необязательно дорогой!), брендированный, и — высший пилотаж! — с индивидуальной подписью. Это будет, однозначно, отличный подарок для тех, кто привык вести деловые записи на бумаге.
Однако если партнер / клиент / коллега пользуется для планирования онлайн-приложениями, — увы, даже самый дорогой ежедневник будет бесполезным подарком…
Будьте наблюдательны на деловых встречах. Подмеченные вами детали помогут определиться с подарком.
Или, как минимум, отслеживайте и учитывайте тренды в корпоративных подарках, которые не так привычны и банальны, и могут быть полезными получателям.
А что дарить сотрудникам фирмы?
Корпоративные подарки как знак внимания к работникам и признания их вклада в общее дело — хороший способ поддерживать максимально благоприятную атмосферу в коллективе.
Отлично подойдёт функциональный мерч: зонты, сумки-шопперы для дам или спортивные рюкзаки для мужчин, брендированные кружки-термосы, современные органайзеры и папки. В общем, всё то, что необходимо для работы и для жизни.
Что касается текстильного мерча: футболок или толстовок, то тут надо быть внимательными и осторожными. Дарить вещь необходимо по размеру. Вряд ли девушка “xs” обрадуется толстовке 56 размера. Конечно, она может отдать ее маме или бабушке, но нам же важно, чтобы подарок был полезен одариваемому? Поэтому сюрпризом мерч лучше не заказывать и напрямую спросить о размере и прочих предпочтениях.
Кстати, на праздники коллективу не обязательно дарить индивидуальные подарки. Рассмотрите возможность купить один хороший подарок. Например, в столовой поставить кофемашину или купить в комнату отдыха новый удобный диван. О пользе таких подарков, думаем, говорить не надо).
Презенты для мероприятий: как сделать их полезными?
Поговорим о “массовых” презентах или промо-сувенирах. Традиционно их заказывают большими партиями к различным мероприятиям (выставки, семинары, форумы, конкурсы, презентации и др.)
Обычно компании “запасаются” ежедневниками, блокнотами, ручками, календарями, мерчем и другими приятными “бонусами”.
Главное правило при заказе таких презентов — делать их из качественных материалов! У хороших ежедневников, ручек и календарей может быть “вторая жизнь”, даже если они не нужны их первому владельцу. А значит вы сможете привлечь новую целевую аудиторию.
Обязательно учитывайте специфику мероприятия. Если у вас мероприятие для молодой аудитории, то ежедневники им, скорее всего, не понадобятся. Молодежи больше по нраву интересный мерч: сумка-шоппер или ваша брендированная майка с креативной надписью.
Это полезные подарки для современных молодых людей. Но которые, вероятно, не оценят представители старшего поколения на деловом форуме. В этом случае как раз стоит обратить внимание на типичные классические презенты.
И в финале немного психологии
Психологические исследования показывают, что подарки приносят радость не только получателю, но и самому дарящему. Это легко объяснить. Традиция дарить различные презенты существовала чуть ли не со времен, когда человек только стал разумным.
За много веков это стало неким социальным ритуалом, который используется для установления благожелательных отношений между людьми и несет большую эмоциональную ценность для всех.
Психологи уверены: выбор презентов основывается на нашем эмоциональном интеллекте. Мы пытаемся угадать, какие чувства вызовут подарки у получателей. И, если подарок пришелся “по вкусу”, приятные чувства испытывают абсолютно все.
Учитывайте вкусы получателя подарка, помните про деловой этикет, не экономьте на качестве, вкладывайте душу в ваш подарок — и тогда наверняка его получатель не раз вспомнит вас добрым словом.
Заходите к нам на сайт, смотрите каталог или вдохновляйтесь примерами уже реализованных кейсов. А также подписывайтесь на наш Телеграм-канал. Каждый день его авторы радуют всех нас интересными новостями из мира маркетинга, рекламы и корпоративной сувенирной продукции.
А какие бесполезные подарки из вашей практики запомнились больше всего?