Как тема денег в науке стрельнула на Яндекс.Музыке. Кейс подкаста «В мире учёных»
5 рекомендаций, как привлечь внимание рекламодателей и гостей, а также поднять популярность подкаста.
Введение
Подкасты - классный инструмент для продвижения брендов: они имеют длинный отложенный эффект, рекламные интеграции редко проматывают, а производство относительно несложное. Но есть нюанс. Подкастов стало довольно много, их не так легко продвигать, потому многие из них в скором времени умирают, не найдя финансирование для продакшна.
В данной статье я поделюсь кейсом нашего подкаста от том, как попадание подкаста «В мире учёных» в несколько подборок на Яндекс.Музыке в феврале 2025 года стало мощным инструментом для привлечения новой аудитории, рекламодателей и гостей.
В конце будут рекомендации, которые вы можете легко применить у себя.
Кратко о подкасте
Подкаст «В мире учёных» выпускается командой Creative Science Lab. В центре нашего внимания — истории и опыт успешных молодых учёных, которые делятся советами по построению карьеры в академической науке или индустрии, обсуждают трудности профессии, рассказывают о своих увлечениях и хобби, а также дают рекомендации тем, кто только начинает свой путь в научной сфере.
Первый сезон состоял из 10 выпусков, выходил при грантовой поддержке и публиковался января по июль 2024 года. В июле у нас кончился грант, и подкаст встал на паузу. К тому моменту мы наработали хороший опыт, собрали вокруг себя аудиторию и потренировались в продвижении.
В начале 2025 года наша команда оказалась в сложной финансовой ситуации и нужно было коммерциализировать свои проекты. Я, как продюсер, решил, что стоит возобновить подкаст, сделать несколько выпусков за собственные средства, напомнить аудитории о нас, а далее уже идти к потенциальным рекламодателям.
Что было сделано:
1. Разработали концепцию нового сезона. Решили целиком посвятить его теме денег в науке. По умолчанию это довольно триггерная и даже местами табуированная тема, но мы точно знаем, что она тревожит молодых учёных, которые только начинают свой карьерный путь.
2. Записали трейлер и три выпуска:
- в первом рассказали об экономике собственных проектов;
- во втором поговорили с экс-сотрудником Роскосмоса, который сейчас зарабатывает на популяризации науки - выясняли, как это устроено, сколько получал раньше и как много зарабатывает сейчас;
- героем третьего выпуска стал ведущий научный сотрудник ОИЯИ - одного из крупнейших ядерных институтов страны.
3. Подали заявку на фичеринг в Яндекс.Музыку. Это ключевой момент. 8 февраля отмечается День российской науки. Мы напомнили об этом платформе и подстроили график выхода выпусков так, чтобы к моменту подачи заявки у нас были свежие выпуски. Яндекс.Музыка посчитала, что это классный повод, чтобы собрать подборку «На языке фактов». Она просуществовала неделю.
4. Попали в число громких новинок. Не знаю наверняка, но по моему личному мнению высокое качество нашего материала, оригинальные темы выпусков и нишевость самого подкаста позволили нам следом попасть в подборку громких новинок по версии платформы. Мы для этого специально ничего не делали.
5. Оказались в топ-чарте. Благодаря сильному росту в подписчиках и прослушиваниях, алгоритмы определили нас в топ-чарт подкастов на Яндекс.Музыке. Он включает в себя всего 50 подкастов, а подборка формируется автоматически. Учитывается, судя по всему, количество прослушиваний, вовлечённость аудитории и свежесть последних выпусков.
Кейсовый анализ: как подборки повлияли на рост подкаста
Помимо резкого роста числа новых слушателей, благодаря подборкам, мы получили и повышение доверия к нашему продукту. Рекомендация от платформы часто воспринимается как знак качества, что помогает привлекать рекламодателей и гостей.
Результаты и эффект
- Рост аудитории. С 8 по 24 февраля мы нарастили аудиторию подписчиков на Яндекс.Музыке ~ на 30%: с 1 680 до 2 177 на момент написания статьи.
- Привлечение рекламодателей. За 2 недели мы стали сильно заметнее, и у меня состоялось пять коммуникаций с потенциальными рекламодателями. В их числе крупный банк, креативное агентство, 2 компании FMCG сектора и сервис по поставке реактивов и химических материалов в Россию.
- Новые гости. Нам стали активно писать и предлагать гостей. Среди тех, кто обратился: классный медико-социальный проект с охватом аудитории в несколько млн человек в месяц, институт экономической политики, детская IT-школа и даже компания, разрабатывающая решения для горнодобывающей отрасли на основе прогнозной аналитики. Как видите, некоторые из них - представители бизнеса, с которым мы тоже обсуждаем сотрудничество на коммерческой основе.
Пять рекомендаций, которые вы можете применить для своих подкастов
- Ловите инфоповоды и используйте их для того, чтобы попадать в тематические подборки или даже инициировать их. В нашем случае таковым стал День российской науки.
- Высокое качество звуковой дорожки - must have. Сегодняшние инструменты ИИ позволяют достичь этого даже в условиях нестудийной записи. Если вам нужно ТЗ для гостя, который общается с ведущим в домашних условиях, напишите в комментариях, поделюсь нашим.
- Заявляйте о том, что вы ищите рекламодателей или гостей. Мы используем MAVE в качестве хостинга. Там для привлечения внимания партнёров есть специальный раздел, не поленитесь его заполнить.
- Сбор аналитики о числе прослушиваний, их глубине и аудитории. По нашему опыту - это то, что интересует рекламодателей. Регулярно мониторьте эти данные, чтобы по запросу предоставлять актуальную информацию.
- Синергия с платформами. Работайте над партнёрствами и используйте возможности платформ для дополнительного продвижения.
Заключение
Мы пока не достигли конкретных договорённостей, но уверенно движемся к этому. Сообщу, как только подпишем договор с рекламодателем. Спасибо, что дочитали.
Это моя первая статья на vc.ru, потому буду рад обсудить представленный материал. Пишите комментарии, задавайте вопросы и делитесь собственным опытом продвижения и монетизации ваших подкастов. А также подписывайтесь на наш подкаст.