Кто такой Директолог?
Меня зовут Данил.
Я строю системный маркетинг для бизнеса в Я.Директ уже более 3х лет и горжусь своей работой! В этой статье расскажу, кто такой Директолог и отвечу на самые частые вопросы :)
Довольно часто сталкиваюсь с таким вопросом:
А что ты вообще делаешь? Ху де фак из "директолог"?
Пройдемся по основным пунктам, кто же все-таки директолог, какой у меня спектр работ и сколько за свою работу специалист может (и должен) просить.
1. Кто такой директолог и что он делает?
Специалист по настройке рекламы в Я.Директ отвечает за качественную и актуальную настройку рекламных кампаний в Яндекс.
Места показа рекламы в Я.Директе можно условно разделить на 2 группы:
- Поиск (реклама в поисковой выдаче)
- РСЯ (баннерная рекламана сайтах-партнерах Яндекса - типа Авито, ВК, Дзен, Рутуб и т.д.)
2. Директолог - это про аналитику?
Скажу сразу - если вы не любите статистику и делать миллион действий, чтобы из 0,5% получить 1%, то делать это ремесло не для вас
На начальном этапе мне критически важно собрать максимум информации о бренде и продукте для составления правильной тактики работы.
О бренде я писал в статье: "Как простроить бренд и не стать инфоцыганом"
На какие вопросы я ищу ответы в первую очередь:
- Что за продукт?
- Кто и когда покупает? (пол, возраст, география, демография)
- Как выглядит сайт, все ли работает, соответствует ли он смыслам?
- Кто конкуренты? (прямые и косвенные)
- Метрики-метрики-метрики.
Обязательно смотрю результаты, историю изменений, целевые показатели:
В 80% случаев у меня происходит такой разговор:
- А как вы отслеживаете эффективность рекламы: кто откуда приходит, с какого объявления
- Наш админ спрашивает при созвоне, откуда о нас узнали
- И что отвечают?
- Из интернета
Проблема в том, что собственник либо не знает о существовании метрики, либо ему ее настроили в 2004-ом, когда сайт делали, он про нее просто забыл.
Настройка оценки эффективности на сайте - первое, что я делаю при работе, и первые доступы, что я спрашиваю с клиента - доступы от Я.Метрики. На их основе можно спрогнозировать стоимость клика, целевого действия, и в целом прикинуть - сколько денег нужно на рекламную кампанию в месяц.
Для обучения рекламного алгоритма нужно минимум 10 заявок в неделю, из этого всплывает простая формула:
для теста в неделю: цена заявки х10
Т.е. при цене заявки в 2,500 вам нужно 25 т.р. в неделю.
А можно 3 бутылки пива на тест одной заявки, просто посмотреть?
Нет.
Аналитика не ограничивается только техническими показателями. Важно ПОНЯТЬ продукт, ПОНЯТЬ, как живет ниша, особенно если клиент никогда не работал с маркетологом.
В таком случае, при вовлеченности клиента, я выделяю время на пояснение нюансов.
Про методы привлечения целевого трафика и работу перед холодным запуском рекламных кампаний я писал в статье: Необходимый минимум для системных лидов, или как сделать так, чтобы от твоего бренда не шарахались.
Ключевые запросы:
Немаловажной частью аналитической деятельности является работа с ключевыми запросами. Нужно собрать т.н. Семантическое ядро рекламной кампании - запросы и ключевые слова, по которым нашу рекламу будут находить в интернете.
Само собой они должны быть релевантны посадочным страницам и соответствовать цели рекламной кампании.
Например:
Если цель - продать, значит, нужны коммерческие запросы со словами "купить", "заказать", "с доставкой" и т.д.
Если цель - просветить, тогда используем другие запросы, включающие в себя слова "топ", "сравнение", "лучшие","обзор" и т.д.
Также составляется пул минус-слов для отсеивания нерелевантных переходов.
После анализа ситуации в бизнесе и нише клиента, отталкиваясь от задач рекламной кампании (холодные продажи, теплые, ретаргетинг на действующих клиентов, допродажи и т.д.) Директолог определяет стратегию привлечения и канал продвижения (поиск или РСЯ):
3. Техническая суета
Как иногда шутят мои коллеги - рекламу можно настроить и самому. В этом есть доля истины — вы самостоятельно можете прямо сейчас зайти в директ и за пару-тройку часов настроить рекламную кампанию.
Но, как говориться, есть нюанс :))
Давайте приведем пример получение прав на машину: Вы сели, руки на руль, ногу на газ, вам показали как завести машину, как ехать взад-вперед, влево-вправо.
Делает ли это вас водителем? Определенно, но что будет с вашей уверенностью при выезде на МКАД или на федеральную трассу ночью?
На простом примере я попытался объяснить:
Опыт - это не движение в "комфортных" условиях, а ответная реакция на "некомфортные"
Ситуации, с которыми я сталкиваюсь:
Например в один день стоимость клика улетает в небеса, потому что зашел крупный конкурент с котлетой денег и перегрел рынок. Само собой нужно принимать меры, менять тактику, пересчитывать рентабельность, гибкость.
Более подробно про техническую часть и методы, которые позволили систематизировать маркетинг я писал в статье: Как завалить школу танцев заявками? Системный маркетинг, который дал школе танго + 11.000 % трафика
Если вкратце: настройка релкамной кампании (или кампаний, если продукт не один), групп объявлений внутри кампании на каждую целевую аудиторию, подборка семантики (ключевых запросов, по которым нас будут находить в интернете), создание объявлений.
Мониторинг показателей относительно прогноза:
Стоимость клика (CPC), соотношение показов к переходам (CTR), конверсия в заявку на сайте (CR), стоимость целевого действия (CPA), стоимость лида (CPL), окупаемость инвестиций (ROMI и ROI)
Кто пришел, откуда, с какой ссылки, по какому объявлению, с какого устройства, какого браузера, сколько находился на сайте, что купил.
Короче говоря — много-много мониторинга. И, как результат — понимание оптимизации рекламной стратегии,
Нам нужны заявки, а не красивые цифры!
Главный результат моей работы: стабильный поток заявок в соответствии с запросом клиента:
Сколько стоит работа Директолога?
Приведу сухие факты. Я всегда работал по чеку выше рынка. Никогда не брался за работу "бесплатно".
Почему? Потому что я не наемся вечером "бесплатно" на ужин. Любое время и опыт стоят денег. Нет опыта - в качестве эксперимента и "набивания руки" можно работать по бартеру.
Давайте пройдемся по среднему чеку в соотношении опыта работы Директолога с моей сугубо субьективной оценкой:
0-1 год: 10-15 т.р. за проект в месяц, зависимости от сложности.
Ничего не знает, ничего не умеет, будет безбожно косячить и непонимать. Но если вдруг поймет - то рост пойдет лютый. Очень зависит от обучаемости и типа личности Директолога.
1-2 года: 15-25 т.р за проект в месяц.
Уже понимает на базовом уровне метрики, может аргунетированно объяснить почему так, а не иначе. Иногда впадает в ступор от колыханий рынка, но в целом - стоит своих денег.
2-3 года: 25-40 т.р. за проект + kpi за лид.
Знает, что такое kpi и может его рассчитать под свою услугу. Есть опыт работы с крупными бюджетами. Покатался на волнах рынка, понимает сезонность, внутреннюю кухню некоторых ниш, может интерпретировать свой опыт на схожие сегменты рынка, давать прогнозы, смешно шутить про Директ.
3-4 года: 45+ т.р. за проект + kpi за лид.
Есть четкое понимание коньюктуры рынка. Опыт работы с большими бюджетами на крутых виражах. Его клиенты - это практически друзья, с которыми он сотрудничает годами. На начальной стадии передачи своего опыта другим.
4+ лет: 50+ т.р. за проект + доля в бизнесе.
Динозавры со своими агенствами и курсами по настройке директ, которые сидят на абонентке от слитых на фриланс проектах. (шутка) Могут бегло цитировать Маркса. Они не подчиняются трендам рынка, они и есть рынок - если у них плохое настроение — закрываются сетевые магазины.
Если подводить итог: нужно искать в первую очередь грамотного маркетолога, не упарываясь в поиск технического специалиста из своей ниши. Поскольку в двух рекламных кампаниях, с идентичными настройками, могут быть разные результаты.
Главное качество хорошего Директолога: понимание риперных точек рекламы и умение воздействовать на них. С таким подходом можно продвигать в интернете практически что угодно.
Больше полезных статей в моем телеграм канале
Если вы понимаете, что мой опыт для вас релевантен — то можете писать мне в телеграм, с удовольствием отвечу на ваши вопросы!