Цены на услуги SEO и Яндекс Директ на фрилансе — по данным исследования из 100 специалистов. Что не так с фрилансерами?
Меня зовут Максим Тарасенко. Я — руководитель агентства интернет-маркетинга ReMarketing.bz. В своей статье расскажу, как мы проводили конкурентный анализ на рынке Digital-услуг и какие результаты мы в итоге получили.
Отмечу, что такую разведку мы проводили около года назад, а сейчас я просто решил поделиться с вами её результатами.
Это вторая часть статьи о конкурентной разведке. В первой части рассказал, как мы проанализировали 200 агентств, оказывающих услуги SEO-продвижения и контекстной рекламы и я как раз обещал, что расскажу о нашем опыте заказа подобных услуг у фрилансеров.
Тем, кто пропустил первую часть, кратко расскажу о том, что это за разведка такая.
Если вы читали первую часть, то вы в курсе всех вводных, поэтому можете сразу переходить сюда.
Нам стало интересно пройти весь путь клиента, который ищет подрядчика по SEO-продвижению и контекстной рекламе. Исполнителями могут быть как специализированные компании, так и частные специалисты (они же фрилансеры).
Для начала расскажу вам, для чего нам это и с какой легендой мы обращались за услугой.
Цели исследования просты:
- понять, как обрабатывают заявки наши конкуренты, чтобы взять себе лучшие наработки;
- подробно исследовать ценовую политику на рынке по тем услугам, которые мы сами оказываем.
Первым делом нам нужно было выбрать, какой сайт будет взят за основу. Он не может быть одностраничником, он должен быть достаточно большим и привлекательным проектом для подавляющего большинства подрядчиков.
В итоге выбор пал на сайт относительно крупного и развитого интернет-магазина с 20-30 тыс. SKU. Целевой регион продвижения: Москва и Московская область. Больше деталей, к сожалению, рассказать не могу, чтобы сохранить анонимность веб-ресурса.
Кстати, разрешение действовать от имени владельцев сайта и обращаться в агентства и к фрилансерам, мы, конечно, получили.
Если в этом тексте вы увидели себя, не сердитесь :-) Я не хочу вам зла, я рассказываю всё с целью показать, как бывает в работе и жизни. А вы можете из этого сделать свои выводы.
После выбора сайта нужно было определиться, к какому количеству фрилансеров будем обращаться и по какому принципу их выбирать.
Создали список из 100 человек, из них:
- 30 фрилансеров с freelance.ru;
- 40 — с FL.ru;
- 30 — из телеграм-чатов.
Получается, что всего в конкурентном анализе, сами того не подозревая, приняли участие минимум 100 фрилансеров.
По легенде, к фрилансеру обращался помощник руководителя компании, который искал подрядчика по SEO-продвижению и контекстной рекламе. У компании уже был опыт в SEO, но совсем недолгий. За это время была оптимизирована какая-то часть сайта (более точная информация не сохранилась, отчёты тоже). Опыт в контекстной рекламе также был, но примерно месяц назад с подрядчиком пришлось расстаться, так как заказов не было, а причину отсутствия результата исполнитель назвать не смог.
Также мы выбрали приоритетную категорию по SEO и 5 других приоритетных категорий по контекстной рекламе.
Чтобы иметь возможность анализировать не только итоговое КП, но и весь процесс коммуникации, мы сформировали таблицу, в которую добавляли информацию по каждому фрилансеру по заранее сформулированным критериям.
Навигация по статье:
Что же мы хотели узнать в процессе анализа
Вопросы по большей части совпадали с теми, что мы задавали представителям агентств. Но, учитывая специфику, мы добавили ещё несколько:
1. Работает ли фрилансер по договору?
Считаем этот пункт важным, ведь без документального подкрепления работа строится на честном слове, а обязанности сторон никак и нигде не прописываются.
Здесь, конечно, есть альтернатива — сервис «Безопасная сделка» на биржах фриланса, но нужно платить весомую комиссию за его использование. К тому же сотрудничество по договору в большей степени способствует сохранению денег в случае невыполнения работы исполнителем, но, по сути, никак не регламентирует права и обязанности сторон.
2. Есть ли у фрилансера самозанятость/ИП/ООО, или он работает просто как физлицо?
Этот аспект также важен в рамках официального оформления сотрудничества между исполнителем и заказчиком.
3. Работает 1 или с командой?
В том случае, если фрилансер работает 1, то заказчику нужно дополнительно искать технических специалистов и/или дизайнеров по необходимости.
Спойлер: большая часть вопросов, по которым мы анализировали агентства, были не применимы к фрилансерам из-за отсутствия информации для анализа. Но об этом чуть позже).
Все ли ответили на заявку
Только 52% фрилансеров полностью обработали заявку и в итоге прислали КП. Стоит сказать, что чаще всего присылали только сумму за рекламу/продвижение в месяц и пару абзацев с пояснениями и небольшой детализацией. Оформленные в виде файла КП можно буквально пересчитать на пальцах.
Согласно собранной статистике, 48% фрилансеров не вышли на связь либо пропали после начала переписки. Т.е. отреагировали на первое сообщение (или сами оставили заявку на наш заказ) и после не выходили на связь.
Был 1 случай, когда девушка-фрилансер, пообщавшись с нами, получив информацию о проекте и доступы к Яндекс.Метрике, попросила нас подтвердить, что мы действительно из компании, сайт которой мы ей скинули. Для этого нужно было отправить девушке письмо с корпоративной почты компании.
Что насчёт оформления сотрудничества
Пожалуй, один из самых популярных вопросов, который интересует заказчика, — как юридически оформлен фрилансер. Есть ли у него ИП или самозанятость, можно ли заключить с ним договор.
В среднем только 17% фрилансеров работают без официального оформления. Чаще всего они зарегистрированы как ИП, это 53% случаев.
Как я писал выше, для анализа специалистов-фрилансеров было выбрано 3 источника: сайты FL.ru и freelance.ru, т.к. это две самые крупные и популярные биржи Рунета, и телеграм-чаты для поиска фрилансеров, либо каналы, в которых обсуждаются вопросы маркетинга/рекламы/продвижения и есть возможность опубликовать заказ.
Есть ли разница, где искать фрилансера
Есть ли разница между фриланс-биржами и специалистами из чатов? Да!
Больше всего КП мы получили от фрилансеров с сайта freelance.ru, а именно: 60%.
По сути, подбирать исполнителей под задачу в рамках freelance.ru можно 2 способами: разместив заказ на площадке или написав конкретному фрилансеру в личные сообщения на сайте или в мессенджер.
Здесь отмечу, что не у всех понравившихся нам подрядчиков были указаны контакты. Мы писали им через сайт, поэтому была весомая задержка в переписке. Очевидно, что сообщения на площадке проверялись реже, чем в мессенджерах.
Процент приславших КП фрилансеров из чатов составил порядка 40%. Зачастую исполнитель пропадал сразу после отклика на заказ. Он писал что-то вроде «Добрый день, откликаюсь на заказ *ссылка на сообщение в чате*. Можете скинуть сайт?» и после нашего ответа больше не выходил на связь.
Что же касается сайта FL.ru, то здесь самый высокий показатель отказов: 55% потенциальных исполнителей не вышли на связь или не обработали заявку до конца.
Здесь стоит сказать, что способ достучаться до фрилансера внутри FL.ru, по сути, 1: нужно создать заказ, и либо фрилансер сам откликнется, либо можно вручную предложить откликнуться. Написать человеку напрямую нельзя. Есть кнопка «Показать контакты», но этих контактов часто просто нет, поэтому остается только предлагать заказы, ведь других способов связи не предусмотрено.
У некоторых есть кнопка «Написать в Telegram», и если ее использовать, реакция от фрилансера обычно быстрая.
В итоге у нас вышло, что многие предложения о заказе на самой площадке были не просмотрены и соответственно остались без ответа.
Однако несмотря на это наибольший % ИПшников нам удалось зафиксировать именно среди фрилансеров с сайта FL.ru — 46%. На втором месте по этому показателю оказался freelance.ru — 39%. А вот в чатах ИПшников всего 28% из всех.
Также встречаются ООО, но их совсем немного — 6% от всех. Больше всего их на freelance.ru
Работают ли по договору
Возвращаясь к вопросу договора: только 29% от всех фрилансеров готовы сразу работать по договору и могут скинуть свой шаблон. При этом 58% из всех работают в команде с другими специалистами, которые либо вообще никак не прописаны в договоре, либо, что гораздо реже встречается, предлагают отдельное соглашение.
Относительно агентств у фрилансеров очень низкий % по необходимости доступов: всего 17% сказали о том, что им нужны будут доступы для составления КП.
50% фрилансеров не запросили никакой дополнительной информации по проекту, т.е. у них был только адрес сайта и ничего больше.
Не обошлось без интересных историй. Один из фрилансеров после отправки какого-либо сообщения в Телеграм спустя примерно 5 минут делал звонок-сброс. Как выяснилось позднее, это для того, чтобы мы не пропустили его сообщения.
Другой фрилансер отказался работать с нами, т.к. мы не предоставили ему доступ от Вебмастера (доступ был утерян) и не отдали ему пароли от админки сайта, чтобы специалисты из его команды могли установить Вебмастер на сайт прямо сейчас. Утверждал, что без этого оценка невозможна.
Но самый забавный случай произошёл, когда один из фрилансеров пытался доказать, что сайт сделан на CMS Opencart, хотя сайт сделан на Битриксе. Свою позицию он аргументировал тем, что у него огромный опыт работы с Битриксом, и он бы его сразу узнал. Мы решили подыграть и сказали, что когда заходим в админку, то там прям написано, что это Битрикс, на что он ответил, что это ошибка какая-то, и сайт точно не на Битриксе.
Что же по ценам на услуги фрилансеров
Отмечу, что очень редко, кто говорит о том, какой рекламный бюджет будет нужен для Яндекс.Директа. Также стоит сказать, что фрилансеры не так активно предлагают дополнительные услуги, вроде техподдержки, подключения коллтрекинга и т.п.
Средний бюджет ощутимо ниже, чем у агентств.
Дополнительные услуги, оплачиваемые отдельно, остаются такими же, как и у агентств.
Несмотря на высокий процент отказа, среди специалистов-фрилансеров можно найти тот самый «бриллиант», который детально ознакомится с проектом, ответит на все ваши вопросы и составит КП, осветив все нюансы. Но нужно запастись терпением и временем на поиски такого специалиста.
Кто-то очень немногословен, и на вопрос о возможности продвижения сайта присылает сразу стоимость работ, даже не увидев сам сайт. Кто-то наоборот очень много говорит, но по итогу не выходит на связь.
Совет или доброе пожелание фрилансерам: имейте несколько вариантов связи с заказчиком хотя бы для того, чтобы не пропустить заказ и оперативно на него отреагировать.
Блогеры
В процессе анализа подрядчиков с бирж и чатов мы подумали о том, что есть же ещё частные специалисты, которые активно ведут свои аккаунты в соцсетях, делятся знаниями и различными «фишками» из своего опыта, и у них тоже можно заказать услуги.
Поэтому последняя исследуемая группа специалистов — это блогеры. Неважно, на какой площадке они размещают контент, важно, чтобы они занимались SEO-продвижением и/или контекстной рекламой.
Задача была подобрать 20 человек, связаться с ними всё с тем же вопросом и запросить КП на нужные услуги.
Как показала практика, задержка в ответах при переписке в этой группе самая большая, порой отвечали всего 1-2 раза в день.
Одну из переписок можно назвать иллюстрацией к пословице: «Краткость — сестра таланта». :-)
Она выглядела буквально вот так:
Мы. Подскажите, можете сориентировать по стоимости ваших услуг?
Блогер. 700$.
Мы. А какие работы входят в эту сумму?
Блогер. Вывод в топ.
Мы. А за что-то нужно доплачивать?
Блогер. Да.
Мы. За что?
Блогер. За услуги, кроме вывода в топ.
Мы. А именно?
Блогер. Разные бывают.
Мы. Какие-то гарантии предоставляете?
Блогер. Нет.
Продолжать разговор дальше, на наш взгляд, просто не имело смысла. Видимо, мы отвлекали человека от очень важных дел.)
Что по цифрам
Из 20 человек ответили и прислали КП (в любой форме, в том числе и просто текстовой) 9 человек, т.е. 45%. Что примечательно, 9 из 11 не ответивших просто промолчали, т.е. посмотрели сообщение и не ответили на него.
Отмечу, что все 9 откликнувшихся готовы работать по договору, но 2 из них сказали, что без договора, конечно лучше)
Более 60% имеют статус ИП, а это 6 человек из 9 оставшихся. 3 человека имеют статус самозанятого.
Дополнительная информация в виде доступов понадобилась только 2 из 9 человек. Практически у всех, кроме 1, есть команда, которая набирается под цели заказчика. Это значит, что если нужны технические доработки, а своего разработчика нет, то блогер предложит своего специалиста. Но чаще всего он будет готов помочь с популярными CMS, вроде WordPress и Битрикс. А вот если CMS вашего сайта не сильно популярна, то, вероятно, нужно будет искать разработчика отдельно.
При всём при этом средняя стоимость услуг SEO-продвижения у блогеров существенно выше, чем даже у агентств.
Был случай, когда блогер отказался называть стоимость продвижения и вообще вдаваться в детали проекта до проведения платного аудита стоимостью 40 000 рублей. Якобы только после него можно обсудить цену дальнейшего продвижения. Этот же блогер сказал, что сайт делали балбесы, и если мы с ними акты не подписали, то можем смело идти в суд :-)
Как я уже отмечал, фрилансеры чаще всего назначали бюджет для контекстной рекламы наугад — только после нашей просьбы. Сначала же они предлагали нам самим его определить.
Какой вывод можно сделать
Среди фрилансеров можно найти исполнителя, который действительно вникнет в суть проекта, подберёт решение и поможет с недостающими для решения задачи специалистами. Но стоит понимать, что для поиска такого подрядчика нужно запастись временем и терпением, т.к. процент отказов достаточно высокий, а откликнувшиеся фрилансеры в большинстве своём дают минимум деталей и краткое КП. Однако стоимость услуг ниже агентской, что может быть хорошим вариантом для тех, чей бюджет ограничен.
Что касается блогеров, то здесь подход к выбору подрядчиков схож с фрилансерами разве что с поправкой на медийность, которая так или иначе отражается на стоимости услуг.
Как запустить Яндекс Директ наиболее эффективно, за адекватные деньги и получить результат? Своими силами, обратиться к фрилансеру, или поработать с рекламным агентством?
Много лет подряд фрилансеры работают за средний чек в 15к-20к. В 2015 столько брали и сейчас берут столько же. И выглядит это как стабильность, но мы то с вами знаем, что есть нюанс. Рассказываю, как повысить чек маркетологу-фрилансеру, чтобы от него не сбежали клиенты.
Заканчивая разработку сайтов, я часто слышал от клиентов фразы по типу: случайно настройкой рекламы или SEO-продвижением вы не занимаетесь? Не делаете ли вы презентации? Я фокусируюсь только на разработке сайтов, поэтому постепенно начал искать партнеров - специалистов, которые актуальны для моих клиентов.
Москва – это город возможностей, а вместе с этим и высокой конкуренции. Чтобы найти и завоевать там свою аудиторию, нужна грамотная интернет-реклама. В этой статье рассказываю, как мы в течение года выстраивали доверительные отношения с клиентом и с помощью контекстной рекламы вывели его сайт в ТОП Яндекса, а также наладили стабильный поток заявок.…
В последнее время я часто общаюсь с фрилансерами, в том числе и с веб-дизайнерами. Большинство из них наступает на одни и те же грабли — делают одинаковые ошибки при продаже своих услуг. Дальше в посте разберём их по порядку.
Прикинулся заказчиком и зашел в отделы продаж перформанс-агентств из популярных рейтингов. Показываю где сделано хорошо, а где плохо.
Меня зовут Максим Тарасенко. И я, руководитель агентства ReMarketing.bz, расскажу, как мы решили провести конкурентный анализ на рынке Digital-услуг, которые сами оказываем и какие результаты мы в итоге получили.
Вы доверяете фрилансерам, а не агентствам разработку сайта? Этот кейс покажет, к чему это может привести. Компания «Woodnext» заказала у нас сайт с продающей структурой и текстами, но под конец работы сотрудник-фрилансер сорвал все договоренности. Читайте до конца, как нам удалось спасти проект!
Низкие цены часто сопровождаются низким качеством услуг: фрилансеры не всегда отвечают на заявки, часто не предоставляют подробных КП и нередко не готовы работать по договору, ну что и следует ожидать в таких случаях...
Ну если уж агентства не всегда отвечают на заявки, то понятно, что фрилансеры тем более) В первой части исследования об этом писал - https://vc.ru/marketing/1837227-ceny-na-uslugi-seo-i-yandeks-direkt-po-dannym-issledovaniya-iz-200-kompanii-chto-ne-tak-s-digital-agentstvami
хм , неплохие цифры