реклама
разместить

Digital стратегия под лиды — пошаговое руководство по подготовке

Привет! Меня зовут Сергей Наймушин, я руковожу digital-агентством Manyletters.

Альтернативным названием этой статьи вполне могло быть «Как не слить бюджет?». Потому что в этой статье пошаговое руководство по составлению digital-стратегии: как анализировать текущее положение, ставить измеримые цели, изучать аудиторию и конкурентов, а также выбирать эффективные каналы продвижения. Если хотите, чтобы маркетинг приносил результат, а не тратил ресурсы впустую — читайте дальше.

Собственник бизнеса, который ещё не прочитал эту статью
Собственник бизнеса, который ещё не прочитал эту статью

Что такое digital стратегия?

Digital стратегия — это часть маркетинговой стратегии, которая отвечает за достижение показателей в части продвижения в интернете.

Нужна ли вашему бизнесу digital стратегия? Давайте узнаем:

  • У вас есть проблема с нехваткой лидов?
  • Вы довольны качеством лидов?
  • У вас есть четкое понимание, какой маркетинговый бюджет вы заложите на ближайший квартал и какой возврат инвестиций получите?

Если вы ответили хотя бы на 2 вопроса отрицательно, то переходим к практике без лишних прелюдий.

Этапы разработки digital стратегии:

  1. Анализ текущего положения;
  2. Определение целей и KPI;
  3. Анализ целевой аудитории;
  4. Анализ конкурентов и рынка;
  5. Создание CJM (карты пути клиента);
  6. Выбор маркетинговых каналов;
  7. Расчет бюджета и распределение ресурсов.

Как и что со всем этим делать?

Анализ текущего положения

Перед началом работы над стратегией мы рекомендуем собрать всю информацию о предыдущих маркетинговых активностях и планах на будущее:

  • проведите аудит рекламных каналов и наметьте потенциальные точки роста;
  • соберите всю маркетинговую отчетность (при наличии) для установления точки «ноль»;
  • проведите брифинг (чтобы понять общие и финансовые планы, а также глобальную стратегию развития бизнеса).

Вот несколько вопросов, которые помогут и вам лучше сориентироваться:

  • Цель продвижения;
  • География;
  • Бюджет, сроки;
  • KPI;
  • Тенденции рынка;
  • Целевая аудитория;
  • Конкуренты;
  • Продвигаемый продукт/услуга;
  • Посадочная страница;
  • Предыдущий опыт (какой он был, какие показатели были получены).

Определение целей и KPI

Следующим шагом в создании digital стратегии является постановка конкретных целей. Это может быть увеличение продаж на 15%, снижение стоимости лида на 20%, рост CR до 5% и т.д. Наиболее популярной методикой постановки целей является SMART, которая подразумевает, что цель должна быть конкретной, измеримой, достижимой, актуальной и ограниченной по времени.

Например: «Увеличить конверсию на сайте интернет-магазина на 10% за шесть месяцев» — это конкретная и измеримая цель. А вот «Продать 10 светильников» — уже не то.

Цель маркетинговой стратегии (вне зависимости от её подвида) обязательно должна соответствовать основной стратегии развития бизнеса.

Например, вы запланировали запуск нового продукта по низкой цене, а в целях маркетинговой стратегии увеличение среднего чека. Не забывайте сверять уже установленные цели с новой стратегией.

Аналогично плановые показатели по выручке должны быть сопоставлены с планом по маркетинговым метрикам: лидам, заказам и проч. (зависит от вашей воронки). То есть маркетинговый KPI должен вытекать из KPI коммерческого отдела.

После сбора предварительной информации и постановки цели можно переходить к аналитическому блоку стратегии.

Анализ целевой аудитории

Для эффективной работы digital стратегии важно понимать, кто является вашей целевой аудиторией, каковы её потребности, интересы и поведение в интернете.

Анализ ЦА включает в себя сегментацию аудитории по ключевым характеристикам (пол, возраст, доход, интересы) и построение «портретов клиентов».

Пример из практики агентства. Готовые портреты для заказчика.
Пример из практики агентства. Готовые портреты для заказчика.

Чем воспользоваться, чтобы узнать свою аудиторию?

  1. Анализ аудитории Яндекс.Метрики или Google Analytics;
  2. Анализ аудитории групп в соц. сетях;
  3. CustDev заказчика (проведение интервью);
  4. Анкетирование текущей базы клиентов через рассылки, звонки.
Скриншот из Я.Метрики. Данные о географии посетителей сайта.
Скриншот из Я.Метрики. Данные о географии посетителей сайта.
Скриншот из Я.Метрики. Данные об устройствах, с которых пользователи посещают сайт.
Скриншот из Я.Метрики. Данные об устройствах, с которых пользователи посещают сайт.
Скриншот из Я.Метрики. Данные об активности посетителей сайта в зависимости от вида устройства.
Скриншот из Я.Метрики. Данные об активности посетителей сайта в зависимости от вида устройства.

В данном примере наблюдается высокий процент отказов с мобильных устройств, что указывает на плохое юзабилити и адаптив страницы. Точка роста: работа над мобильной версией сайта, что обязательно снизит процент отказов, а также повлияет на конверсии.

По итогам анализа ЦА вы должны чётко понимать, кто и что у вас покупает, в какое время, с какого устройства и почему. На этом этапе не исключены: доработки сайта, работа над подачей бренда (визуал, ToV) и ещё много вариантов. Не пугайтесь и не опускайте этот момент, в дальнейшем это может серьёзно отразиться на эффективности кампаний.

Анализ конкурентов и рынка

Для того чтобы эффективно продвигать продукт или услугу, необходимо оценить, как действуют ваши конкуренты:

  • Какие инструменты они используют?
  • Какие УТП они предлагают?
  • Какие каналы продвижения приносят им результаты?

Где получить данные об инструментах и УТП конкурентов?

  1. Сервисы аналитики: SimilarWeb, SpyWords;
  2. Открытые источники (СМИ, сайт);
  3. Отзывы клиентов (агрегаторы, сайты-отзовики, сарафанное радио).
Скриншот с сайта SpyWords
Скриншот с сайта SpyWords

Какие инструменты помогут проанализировать рынок?

1. Сервисы для отслеживания динамики по ключевым запросам: Яндекс Вордстат, Google Trends;

Скриншот из Я.Вордстат с динамикой по запросу «пицца». Вы можете протестировать любой запрос и оценить заинтересованность в чем-либо.
Скриншот из Я.Вордстат с динамикой по запросу «пицца». Вы можете протестировать любой запрос и оценить заинтересованность в чем-либо.

2. Открытые исследования: РБК Тренды, VC.RU, Медиаскоп, Анкетолог, ADPASS, Sostav.ru;

Скриншот с ресурса Анкетолог. Варианты исследований на тему «Бытовая химия, косметика парфюмерия».
Скриншот с ресурса Анкетолог. Варианты исследований на тему «Бытовая химия, косметика парфюмерия».

3. CustDev заказчика (интервью директора или специалиста, который работает с клиентами);

4. SWOT-анализ.

На этом этапе особенно рекомендуем обратить внимание на практики прямых и косвенных конкурентов. Иногда не стоит изобретать велосипед, лучше заимствовать лучшие механики и подходы, чтобы результат был более предсказуем.

Создание CJM (карты пути клиента)

CJM позволяет понять, какие шаги проходит клиент перед совершением целевого действия. Важно выявить ключевые этапы пути клиента, начиная с первого касания с брендом и заканчивая покупкой. На каждом этапе можно определить, какие каналы и сообщения будут наиболее эффективны.

Как составить карту пути клиента?

1. Изучить аудиторию;

2. Создать портреты клиентов;

3. Провести интервью;

Интервью обычно берут у трёх групп: клиентов — тех, кто пользуется продуктом или покупал его в прошлом;не пользователей — тех, кто ещё не имел дела с продуктом или даже не знает о нём; экспертов — тех, кто лучше всех знает нишу и продукты компании и конкурентов.

4. Выделить ключевые этапы;

Это будет понятно по итогам интервью.

5. Зафиксировать всё на карте.

Пример CJM из практики агентства.
Пример CJM из практики агентства.

Выбор маркетинговых каналов

Маркетинговые каналы должны быть обязательно релевантны целевой аудитории и, сначала в теории, а позже на практике, достигать необходимый результат.

Пример таких каналов: контекстная реклама, социальные сети, SEO и контент-маркетинг, партнерские программы, агрегаторы.

Перед утверждением выбора маркетинговых каналов обязательно учитывайте:

  • Цели рекламной кампании
  • CJM
  • Бюджет
  • Целевую аудиторию
  • Активность конкурентов
  • Предыдущий опыт

Например, если вашей ЦА оказались девушки в возрасте 18-25 лет, интересующиеся азиатской культурой, тратить деньги на кампании в ОК — точно промах.

При подготовке стратегии важно описать план действий внутри каждого канала, чтобы стратегию можно было использовать как руководство к действию: как эффективно распределить бюджет в Яндекс.Директ между рекламными форматами; какую семантику использовать и т.д.

Пример из практики агентства. Часть стратегии по email-рассылке.
Пример из практики агентства. Часть стратегии по email-рассылке.

Поэтому особо важно заказывать стратегию у команды, у которой есть опыт и компетенции в разных инструментах.

Расчет бюджета и распределение ресурсов

После того, как собраны данные по отдельным инструментам, время готовить общий медиаплан, сверяться с бюджетом и KPI.

Как лучше распределить бюджет?

  • Отдавайте приоритет по бюджету на тот канал, где дешевле прогнозный KPI;
  • Помните не только о количестве лидов, но и о их качестве. Дешевый трафик (например, с розыгрыша), может оказаться абсолютно бесполезным;
  • Отрабатывайте гипотезу ровно до тех пор, пока с неё не будет получено репрезентативное количество кликов/показов и тп.
Скриншот из материалов построения стратегии для одного из наших клиентов.
Скриншот из материалов построения стратегии для одного из наших клиентов.

Итогом всех этих процессов должен стать один последовательный и подробный документ, где будут расписаны необходимые действия, сроки и бюджет для достижения поставленной цели.

Документ должен быть доведен до состояния «вот это сегодня, это завтра, а вот то — через месяц». Чем больше деталей и аналитики — тем лучше и релевантнее результат.

Итогом всех этих мероприятий будет воронка, по которой показываем фактические показатели точки А и плановые показатели точки В, в которой выполняется KPI.

Пример воронки из практики агентства.
Пример воронки из практики агентства.

Остаётся лишь пожелать вам успехов на этом пути и выполнения KPI! А если всё написанное показалось слишком сложным, выход есть, мы сделаем это за вас. Оставляйте заявку в форме ниже.

Если вам интересна контекстная реклама, SMM и таргетинг, подписывайтесь на наш telegram-канал. Там мы делимся опытом, какие инструменты помогают нашим клиентам достигать результатов и как применить их самому. → https://t.me/manyletters_agency

5
реклама
разместить
[]