реклама
разместить

5 критичных для бизнеса ошибок, которых легко избежать

5 критичных для бизнеса ошибок, которых легко избежать

Меня зовут Вениамин Кизеев. Я серийный предприниматель и эксперт по стратегическому управлению. Запустил 20+ бизнесов в EdTech, Robotics и руководил 30+ крупными проектами по созданию стратегий и цифровизации.

История любого предпринимателя — это путь проб и ошибок. В образовательно-консалтинговой группе компаний WINbd мы постоянно тестируем гипотезы и благодаря этому ежегодно растем в два раза. В прошлом году мы протестировали больше гипотез, чем когда-либо, и большинство из них не подтвердились. Команда была расстроена, но мой партнер удивила всех, сказав: «В этом году мы двигаемся круто!» Почему? Потому что количество попыток — это и есть рост бизнеса, ведь чем больше тестов проведено, тем больше опыта накоплено и выше шанс найти работающую модель.

Важно осознавать, что есть критичные ошибки, которые способны привести к гибели бизнеса, вместо того, чтобы стать причиной его роста. В статье я расскажу о пяти ошибках, которые кажутся незначительными, но, если их не заметить вовремя и не исправить, высока вероятность, что они станут фатальными.

№1 «Я знаю, чего хочет клиент»

Классическая ловушка, когда предприниматель уверен, что хорошо понимает потребности рынка и запросы клиентов. Его уверенность основывается на том факте, что он сам хотел бы приобрести свой продукт. Но реальность такова, что не каждый из нас — типичный потребитель на рынке. Единственный способ узнать, что действительно нужно клиенту — спросить, но клиент не всегда готов рассказать о своих желаниях. Вместо этого он голосует деньгами за понравившийся продукт.

Согласно <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fmarketing.hse.ru%2Fblog%2Frazvitie-produkta-analiz-klientov%2F&postId=1884145" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">данным</a> ВШЭ, основные методы анализа потребностей клиентов помогают лучше понять их запросы и за счет этого увеличить продажи
Согласно данным ВШЭ, основные методы анализа потребностей клиентов помогают лучше понять их запросы и за счет этого увеличить продажи

Пример, как узнать, чего хочет клиент: мой знакомый, обладающий крупным бизнесом, решил запустить небольшую продажу открыток в цветочных киосках. Он не стал опрашивать людей или анализировать рынок — просто напечатал плакат «Продаю индивидуальные открытки» и встал у киоска. Первый же клиент купил открытку за 300 рублей, следом за ним еще один. За три часа мой знакомый убедился в том, что спрос на открытки есть, подсчитал экономику бизнеса и только после этого принял решение о запуске. Если бы он просто доверился своей интуиции, мог бы потратить месяцы на разработку продукта, который никому не нужен.

Часто я наблюдаю обратную картину, когда предприниматель с гордостью заявляет: «Я провел 300 интервью!» И хотя он действует правильно, пользуясь методологией Customer Development, мне тут же хочется спросить: «Ну и что, какие выводы ты сделал и начал ли вообще что-то делать?» Это другая крайность: человек превращается в вечного исследователя, который тщательно анализирует рынок, но не действует.

Вывод: прежде чем инвестировать в продукт, проверьте, есть ли реальный спрос, сделайте выводы и начните действовать.

№2 Создавать продукт без тестирования

Вторая ошибка частично вытекает из первой. Многие бизнесы начинают разработку продукта, не проверив потребность на рынке. Мы и сами через это прошли.

Наш кейс: в ГК WINbd мы решили создать IT-платформу. Начали разработку, вложили в нее деньги, время и силы. Когда продукт был готов, показали его клиентам — и услышали: «Неплохо, но нам нужно с перламутровыми пуговицами». Выяснилось, что мы сделали продукт, который никому не нужен в текущем виде.

И такая ошибка встречается постоянно: сначала люди создают продукт, а потом думают, кому и как его продать. Так происходит, поскольку есть два типа создателей продуктов.

  • Предприниматель: изучает рынок, общается с клиентами и тестирует гипотезы, после чего начинает разработку продукта.
  • Творец: создает продукт без понимания и анализа, кому это нужно, потому что процесс создания приносит ему удовольствие.

Нет ничего зазорного в том, чтобы быть творцом. Если продукт получается уникальным или дешевле, чем у конкурентов в 10 раз — творец сможет найти свою нишу на рынке. Но давайте честно: таких случаев единицы. Чаще всего творец создает что-то, что уже есть у клиентов, только без четкого понимания, почему кто-то должен это купить.

Вывод: если вам интересен только процесс создания — возможно, вы не предприниматель, а творец. Тогда пригласите в команду человека, который поможет разобраться с рынком и позиционированием. Но если хотите строить бизнес — сначала убедитесь в том, что ваш продукт нужен людям.

📲 Подписывайся, чтобы усилить предпринимательские компетенции

№3 Героизм собственника

Когда бизнес растет, многие попадают в ловушку личного героизма. Собственник или генеральный директор начинает тащить бизнес на себе, лично принимая все решения и контролируя каждый процесс, вплоть до мытья полов. Сначала такой подход работает и даже помогает компаниям расти. Но когда рубеж в 50-100 сотрудников остается позади, героизм собственника способен привести к катастрофе. В какой-то момент он ловит себя на мысли: «Я уже достаточно зарабатываю. Зачем мне больше?» И вот оно — выгорание.

Согласно <a href="https://api.vc.ru/v2.8/redirect?to=https%3A%2F%2Fhr-portal.ru%2Fstory%2F10-oshibok-rukovoditelya-pri-delegirovanii-polnomochiy-kak-izbezhat-problem-i-povysit&postId=1884145" rel="nofollow noreferrer noopener" target="_blank">данным</a> HR-Portal, если при делегировании обязанностей руководство не поддерживает сотрудников, не предоставляет четкие инструкции и не оценивает результаты, это снижает вовлеченность и эффективность работы команды
Согласно данным HR-Portal, если при делегировании обязанностей руководство не поддерживает сотрудников, не предоставляет четкие инструкции и не оценивает результаты, это снижает вовлеченность и эффективность работы команды

Есть старинная пословица: «Хочешь сделать хорошо — сделай сам». Честно говоря, терпеть ее не могу, поскольку большой бизнес так не строится. Важно не просто раздавать задачи и работать на износ в формате личного героизма, а выстраивать систему управления и формировать команду, которая может работать без постоянного вмешательства собственника. Такая система устойчива и рассчитана на долгосрочное развитие бизнеса, в то время как личный героизм основателя рано или поздно заканчивается.

Вывод: на этапе роста бизнеса вам придется честно ответить на вопрос: «Хочу ли я вечно тушить пожары или лучше выстроить систему, которая сможет работать без моего постоянного участия?» Если продолжать тянуть все на себе, бизнес упрется в потолок, а вы рискуете утратить азарт и драйв, которые служат топливом для развития дела.

№4 Найм звездных сотрудников

Логика кажется очевидной: если нанять крутого специалиста из крупной компании, он поможет бизнесу вырасти, но это не всегда так. Причина в том, что зачастую в корпорациях сотрудники могут не проявлять личных заслуг и при этом уверенно подниматься по карьерной лестнице. Конечно, это не всегда так, ведь многое зависит от самого человека, но в крупных компаниях работают люди, которые привыкли к большим бюджетам, четким процессам и сложной иерархии. У них не всегда получается перестроиться, чтобы работать в гибких и динамичных условиях малого бизнеса. Поэтому, даже наняв дорогого профессионала из крупной компании, малый и средний бизнес может не получить ожидаемого результата.

Но есть выход: начните работать с приглашенным специалистом на проектной основе. Если он успешно справляется с задачами меньших объемов, команд и бюджетов, проявляя при этом креативность и находчивость, можно обсудить долгосрочное сотрудничество.

Если же нет, по прошествии времени профессиональный и этичный человек признается: «Знаешь, мне привычнее работать в крупной компании и управлять большими командами. Твой бизнес замечательный, но это не то, что я хочу для себя».

Вывод: не спешите с наймом звездного сотрудника. Сначала проведите тестовый период, после чего переходите к долгосрочному сотрудничеству или попробуйте найти другого специалиста.

№5 Отсутствие системы управления

Собственник может легко управлять компанией численностью 10-20 человек вручную. Но для развития бизнеса потребуется систематизация управления и привлечение менеджмента среднего уровня — заместителей и руководителей отделов. Дальнейший рост бизнеса будет зависеть от них.

В видео на Rutube рассказываю, как пошагово выстроить прочную систему управления бизнесом

На этапе передачи полномочий новым специалистам часто возникают ошибки, поскольку они не знают всех тонкостей и контекста дела. Подробности, как правило, остаются в голове собственника, а не в инструкциях.

Чтобы избежать этой ошибки, требуется систематизировать управление, выполнив следующие действия.

  • Четко сформулировать функциональные обязанности приглашенных сотрудников.

  • Определить зоны ответственности и механизмы принятия решений.

  • Создать понятные процессы и зафиксировать их в регламентах.

Чем раньше вы начнете систематизировать управление, тем быстрее бизнес сможет стать устойчивой системой. Для многих предпринимателей — это крайне некомфортный процесс, поскольку хочется идти дальше и развиваться, а тут вдруг нужно выстраивать какую-то систему. В итоге начинаются ошибки, и бизнес упирается в потолок. Чтобы этого не произошло, важно помнить, что сотрудники — это не сооснователи компании. Они могут очень любить ее, но для них — это прежде всего работа, а не смысл жизни.

Вывод: чтобы бизнес развивался, найдите профессионального управляющего. Он поможет выстроить устойчивую систему управления, или займитесь развитием этой компетенции самостоятельно, на курсах руководителей.

Финальная ошибка

Мы обсудили пять ключевых ошибок, которые часто встречаются на пути предпринимателей, но есть еще одна, которая возникает, как их следствие — попытка исправить все недочеты сразу. Как правило, такой подход только мешает, поэтому я рекомендую исправлять их постепенно. Если вы обнаружили сразу несколько ошибок, определите среди них наиболее критичную и сосредоточьтесь на ее устранении. Уделите этому хотя бы полгода — и только после этого переходите к следующей.

Помните, что бизнес — это постоянное движение, тестирование и работа над ошибками. Главное — не бояться их делать и уметь быстро извлекать уроки.

Успехов в вашем бизнесе!

А вы ошибались в бизнесе и как исправляли последствия? Поделитесь опытом в комментариях.

📲 Подписывайся, чтобы узнать больше о саморазвитии и личностном росте предпринимателя

44
11
реклама
разместить
Начать дискуссию
Худшие идеи для бизнеса, на которых нельзя заработать: как начать успешный бизнес

Это статья-разоблачение на всех «экспертов», которые обещают «горы золота»: торгуй на маркетплейсах, открывай франшизу, и проблем с деньгами не будет. Но, на самом деле, это так не работает.

Худшие идеи для бизнеса, на которых нельзя заработать: как начать успешный бизнес
11
Как начать бизнес в России и не прогореть: пошаговый гид для новичков

Предпринимательство в России - это не только возможность реализовать мечту, но и серьезный вызов. По данным Росстата, около 70% малых бизнесов закрываются в первые три года. Почему? Чаще всего из-за отсутствия четкого плана, непонимания рынка и финансовых просчетов. Но есть и хорошие новости: этих ошибок можно избежать.

Как обменять криптовалюту в Тбилиси: пошаговая инструкция для пользователей в 2025 году

Тбилиси, столица Грузии, становится все более привлекательным местом для криптоэнтузиастов. Благоприятное законодательство, относительно низкие налоги и растущая популярность криптовалют делают обмен криптовалюты Тбилиси на лари (GEL) востребованной услугой. В 2025 году, с учетом развития криптоиндустрии, важно знать, как безопасно и выгодно обменя…

Тбилиси
Уроки из неудач в бизнесе: что я поняла на своём пути

Бизнес — это не только успехи, но и ошибки. И каждый провал может стать ценным уроком, если правильно его разобрать. Делюсь тем, что вынесла из своих неудач.

6 фатальных ошибок, которые я понял спустя 8 лет в бизнесе.

Ошибки — это цена, которую ты платишь за успех.

6 фатальных ошибок, которые я понял спустя 8 лет в бизнесе.
55
22
Выход из операционки: как перестать работать в бизнесе и начать им управлять
Уверенный предприниматель работает за ноутбуком в уличном кафе, наслаждаясь свободой управления бизнесом
Я научился правильно писать промпты для ChatGPT, Claude и был уволен

Перевод официального гайда компании Anthropic, чтобы все было чисто

Я научился правильно писать промпты для ChatGPT, Claude и был уволен
20 ошибок, которые я бы хотел больше никогда не совершать (после запуска более 6 стартапов)

Мне 21 год, и за последние 4 года я запустил более 6 стартапов — были и те, что финансировались инвесторами, и те, что я строил сам. Пробовал SaaS, B2B, B2C, мобильные приложения и многое другое. За это время я наделал кучу ошибок, которые теперь бы точно не повторил.

Ошибки предпринимателя, которые разрушают бизнес
Ошибки предпринимателя, которые разрушают ваш бизнес
реклама
разместить
Как Алекс Хормози строит компании на миллионы? Полный разбор стратегии
Как Алекс Хормози строит компании на миллионы? Полный разбор стратегии
22
5 ошибок в бизнесе, которые я допускал — но ты можешь избежать

Ошибки — это нормально. Я совершал их десятки раз, и, скорее всего, ты тоже. Главное — не застревать в них, а делать выводы и идти дальше. В этом тексте я собрал пять распространённых проблем, с которыми сталкиваются предприниматели (и с которыми сталкивался я). Делюсь своим опытом и рассказываю, как их избежать.

11
Ошибки как вектор роста: Психология устойчивости и успеха в предпринимательской среде.

В мире бизнеса и предпринимательства ошибки неизбежны. Более того, они не просто допустимы — они являются частью процесса роста. Однако в обществе, где ошибки часто стигматизируются, успех возносится на пьедестал, собственники всегда оказываются в ловушке страховки перед крахом. Этот страх парализует, ограничивает принятие творческого мышления и ог…