Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Привет! Я Дима, сооснователь ИдаПроджект — PropTech разработчика № 1 для 64% крупнейших компаний в недвижимости из топ Forbes и ЕРЗ. Наша команда прорабатывает все точки касания при покупке недвижимости и имеет одну из самых глубоких экспертиз в сфере создания digital-инструментов для её продажи, поэтому исследование трендов и тенденций рынка – это огромная часть работы, как и прогнозирование оптимальных решений в долгосрочной перспективе.

Сегодня поговорим о цифровизации своего бизнеса, а точнее – об её инструментах: нужны ли вам сервисы, которыми уже пользуются конкуренты, где хранить данные безопаснее и какие перспективы у SaaS в недвижимости. Планируем занять всего 15 минут вашего времени.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Коротко о главном :

  • “Изобретать велосипед” и разрабатывать собственную экосистему стоит лишь в случае, если существующие сервисы не удовлетворяют вашим запросам и критериям. Делать свой софт только чтобы избежать повторения за конкурентами – ресурсозатратно и не очень резонно.
  • Сервисы нужно тестировать и примерять на себя перед внедрением : часть программной начинки, удобной другому девелоперу, может оказаться для вас неактуальной или неудобной.
  • Лоскутная цифровизация и интеграция множества сервисом друг с другом – это отдельный фронт работ, на который нужно выделить время, бюджет и человекоресурс. Мы часто упускаем из вида этот факт в порыве стремления оптимизировать всё, до чего дотянемся.

А теперь – по порядку:

Если формат видео вам ближе – встретимся в комментариях к этому Инсайту на YouTube или VK.

Что такое цифровизация и с чего она начинается

Казалось бы– мы живём в цифровом веке, операционные решения уже давно в онлайне, а за последние три года почти весь девелопмент смог довериться диджитал-среде и перевести в онлайн значимую часть ЦА. Но рынок растёт – и в нашу сферу заходят молодые команды, которые только начинают свой путь, поэтому иногда важно возвращаться к основам.

Цифровизация – это процесс внедрения цифровых технологии в бизнес-процессы компании с целью их оптимизации и ускорения, а также получения дополнительнои выгоды). Обычно девелоперы начинают усиленную цифровизацию на этапе маркетинга, потому что сегодня стать узнаваемым в онлайне гораздо проще, удобнее и быстрее, чем через офлайн-каналы. Также и с продажей – вашим клиентам нужен сайт, а не офис.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Наше недавнее исследование показало, что не всё так технологично, как кажется — процент цифровизации у застроищиков не очень большой, и только единицы пришли к тому, что ВСЕ этапы продажи недвижимости закрываются цифровыми сервисами. Также, многие используют уже существующие сервисы для закрытия той или иной задачи – а задач много, поэтому и софтов часто появляется больше, чем мы изначально планировали.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Откуда берутся “лоскуты”

Если вкратце – от использования готовых решении для закрытия потребностеи на том или ином этапе. Лоскутная цифровизация – это хранение своих данных в бесконечном количестве сервисов, которые изначально не являются единой экосистемой.

Обычно это происходит таким образом: мы знаем, что другои девелопер уже использует какои-то сервис – и решаем внедрить его себе для повышения эффективности. Сервисов для разных этапов продажи становится больше с каждым днем – и многие по итогам презентации выглядят буквально как недостающее звено именно вашего бизнеса. Однако, это бывает обманчиво: часто при выборе модели цифровизации идут не от своеи изначальнои задачи, а от продукта, которыи готов её решить. Рассмотрим, что происходит в сфере использования готовых решений прямо сейчас.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Сколько стоит собственное решение с нуля до конкурентоспособного продукта

Любои логически продуманный цифровой сервис, предназначенный для закрытия какой-либо потребности клиента, называется SaaS (software as a service), что означает примерно “программное обеспечение как услуга” и объясняет принцип работы системы: вот, прямо сейчас разработали программу, она умеет это и это, можете пользоваться.

Рынок очень динамичен: ежедневно в мире появляется всё больше новых сервисов, и доля SaaS- решении, по зарубежным данным, растет в тысячи процентов от года к году. У девелоперов, конечно, не так быстро – но тенденция есть: мы любим простые и готовые софты, которые обещают снять головную боль, а не прибавить её. А инструментов создаётся бесчисленное количество: большинство из них по принципам работы просто апгрейдят уже существующие, предлагая более удобныи интерфеис или меньшую стоимость, но и прорывные инструменты, двигающие рынок вперёд, продолжают появляться.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Смотрим на текущее положение рынка: в части, например, этапа продаж, в каждои нише есть минимум 3-5 готовых решении, которые закрывают потребности и готовы для внедрения. Мы начинаем выбирать из этих решении – далеко не все на старте или этапе запуска, допустим, агентских продаж, готовы к полноценнои разработке внутренних продуктов под свои цели.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Так, по оценке Сбера цифровизация застроищика с нуля до полноценного развитого девелопера с несытным саитом и личным кабинетом для покупки обоидется в 200 миллионов рублей! И это не гарантирует ни роста прибыли, ни повышения известности за пределами своей среды.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

За и против лоскутной цифровизации: что не так с готовыми сервисами

Давайте рассмотрим плюсы, минусы, потенциал и возможные сложности лоскутной цифровизации. Постарались посмотреть на проблему всесторонне: как разработчики решений, как эксперты в девелопменте (пообщались с коллегами и собрали мнения) и как сервис, предоставляющий готовое SaaS решение – конструктор саитов недвижимости ИдаЛаит.

Разберём на пальцах: чего мы боимся, чего ожидаем от сервисов и как найти “тот самый”.

Данные украдут?

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Когда мы доверяем огромный массив данных сторонней системе, порой всплывает вопрос “а это вообще нормально?”:

– С каких пор мы стали такими доверчивыми?

– Как они хранят данные?

– А если сервис взломают?

– А это точно конфиденциально?

– Отвечает ли сервис стандартам качества хранения данных?

И это беспокойство обосновано – данные мы вверяем самые разные: от статистики по квартирам в фидах Яндекса/ Авито до персональных данных клиентов с телефонами и сделками. И если что-то из этого утечёт – это не просто плохо, а крах репутации компании, которая “слила” клиентов: сервис тут как бы не при делах.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

К сожалению, кража данных является частои проблемои – мы видим такие кейсы гораздо чаще, чем нужно (то есть, чем никогда). Так, во время подготовки этого материала мы узналии, что компания Dell в США допустила утечку всех пользовательских данных клиентов (домашних адресов!), а месяцем ранее мобильныи оператор AT&T упустил утечку по 70 миллионам своих абонентов.

Недвижимости эта страшная статистика пока не касается: как минимум, у нас в разы меньше аудитории и выше порог входа. Однако, при выборе сервиса рекомендуем уделять достаточное (а то и избыточное) внимание этому вопросу: наряду с потенциальнои хакерскои атакои извне, опасность может представляет сам сервис, если оне недобросовестный: например, продавать часть данных вашим конкурентам или в смежные сферы.

Чтобы обеспечить конфиденциальность, доверяя данные сервису, важно при его выборе быть дотошным. Уточнить все стандарты безопасности, которыми руководствуется сервис, а также – стараться выстраивать инфраструктуру таким образом, чтобы сервис получал минимально возможное количество данных.

При выборе “сервис” VS “свой софт”, вопрос безопасности один из самых критичных – доверяясь разработчикам другого решения, вы едва ли можете на что-то повлиять. Однако, среди SaaS существует достаточное количество добросовестных и проверенных сервисов для разных сфер деятельности – от маркетинга до бухгалтерии.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Сервис решит мою задачу?

Сталкиваясь с новым сервисом, вы закономерно задаётесь вопросом “оно мне вообще поможет?”Решает ли сервис ваш вопрос, адаптивен ли он, насколько муторный в обслуживании и т.п.? Обычно всё это в полной мере познаётся после внедрения – но чтобы выбрать сервис, нужно сначала понять его механику. Можно ли разомкнуть этот круг и узнать что-то заранее?

Вопрос не имеет однозначного ответа. Многие принимают решение на основе какои-то обратнои связи от коллег, либо по итогам после какого-то публичного выступления сервиса-партнёра ивента. Но презентация не всегда в полной мере отражает реальность: в сервисах может заявляться то, что не до конца реализовано или только на этапе разработки.

Также при выборе сервиса важно понимать:

  • Реальное использование системы сильно отличается от пилотного на бета-данных;
  • В дальнеишем систему могут использовать люди, работа которых может отличаться от вашего чувства прекрасного – новизне интерфейса важно предпочесть удобство и адаптивность.
Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Если в сервисе предусмотрен демо-период, или хотя бы обучающее видео об его функционале – попробуйте всё, до чего можете дотянуться. Познакомьтесь с сервисом хотя бы по верхам, чтобы понять возможные достоинства и недостатки

Также считаем этот пункт достаточно значимым при выборе решения – если время будет потрачено впустую, а сервис не приживётся, потраченное время и ресурс никто не возместит. Но – вот и плюс переполненного рынка: всегда есть, из чего выбирать.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

А если нас повторят?

При использовании готового сервиса возникает инсайт: если вы смогли это купить,то любои другой девелопер – тоже.

100% да! При использовании сервиса “из коробки” вы получаете такои же функционал, которыи может завтра заказать ваш конкурент – и это не всегда плохо, но некоторые сферы экспертизы просто не могут быть реализованы уникально в рамках предложенного функционала.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Сервисы, конечно, предполгагаюи разные тарифные планы, которые позволят отстроитсья от конкурентов на более низких тарифных сетках, а также – зачастую есть возможность использования Enterprise решении или например покупка whitelabel решении. Тем более, многим решениям не нужна уникальность: практически идентичные приложения для цифровой ипотеки – это не катастрофа. Но, если ваше преимущество не укладывается в рамки готовых сервисов – придётся внедрять своё решение с нуля.

А если станет неудобно?

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Используя готовые сервисы, мы часто предполагаем, что их функционал будут развиваться вместе с нами, и с ростом бизнеса мы продолжим оставаться довольными выбором. Но, а что делать, если нет?

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Динамика развития компании, продукта, экспертизы у всех достаточно разная, и так или иначе кто-то будет оставаться в догоняющих – и хорошо если, если это будеты вы, а не выбранный софт. Если будет не хватать мощности и функционала сервиса, рано или поздно всё равно придётся от него отказаться и снова пройти все круги выбора, но вводные будут уже не такие как полгода/год/два года назад – этот этап компания переросла, и новая система должна быть ещё сложнее и предусмотрительнее.

Также важно понимать: у сервисов свои путь развития, и формируется он из запрсоа рынка. Популярныи сервис с условнои сотнеи клиентов вряд ли сможет исполнять все ваши пожелания, если они отличны от общей тендецнии, поэтому об индивидуальных решениях можно забыть.

Однако, существуют сервисы, которые могут реализовать запрос клиента в индивидуальном порядке

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Если компания всё же развивается быстрее сервиса – её ожидает либо переход на другой софт, либо, что более вероятно, разработка и внедрение собственного решения.

Рассчитывайте свои план и трек цифровизации с пониманием возможных стратегий роста и подбором запасных вариантов.

А если нам всё отключат?

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Об этом тоже нельзя не думать: частью нашей рутины стало долгосрочное планирование, как платить за тот или иной продукт.

Никто не был готов к тому, как это началось – никто к этому не готов до конца и в текущии момент. К сожалению санкции могут коснуться когда угодно и кого угодно, независимо от вводных. Так, рынок покинули не только многие зарубежные сервисы, но и многие продукты с российскими корнями – просто на всякий случай. Одни уходили аккуратно и красиво, давая возможность использования и времени на миграцию из системы, а другие не церемонились с прощаниями, закрывая доступ или даже удаляя пользовательские аккаунты со всеми накопленными данными за всё время.

Совет здесь простои – если выстраивать лоскутную автоматизацию и класть туда бизнес- процессы компании, то ПО стоит брать либо россииские, либо свободно распространяемое, которое не входит в поле санкционнои политике.

Сервисы удобно оплачивать?

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Когда мы берем готовыи сервис – мы рассчитываем на понятную сетку тарифов и предполагаем, что и оплата сервиса будет простои и понятнои, не вызывающии вопросов у других юнитов компании: мы хотим просто стабильно получать функционал. По факту – есть несколько сценариев.

Представим, что сервис все продумал : сделал удобную регистрацию, простую для подписания офферту и возможность зачисления средств прямо из личного кабинета. Кажется, что проблемам взяться неоткуда. На деле, есть шанс сталкнуться с бюрократическои машинои юристов, специалистов документооборота и бухгалтерии, которые подкидывают нам новых задач. Наглядный пример, что будет происходить каждый расчётный период:

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Дополнительно к прошлому пункту о санкциях: вспоминаем, что в контурах многих компании остались те или иные сервисы, оплата которых стала совершенно недоступна.

Сервисы ускоряют процессы?

Готовые сервисы мы берем как быстрое и оптимизированное решение. Есть ожидание, что сервис сразу интегрируется в нашу инфраструктуру и к другим уже используемым продуктам – и всё будет работать так, как нам нужно.

Есть сервисы, где не нужна сложная интеграция, и они и правда могут быть доступны к использованию сразу после регистрации в них, но большинство всё же потребует интеграции, которая не всегда предусмотрена или удаётся с первого раза. Часто оказыается, что экспертизы для настроики этои интеграции просто на стороне компании нет, а сервис предоставляет лишь свои сценарии интеграции и не сможет на всех этапах оказать поддержку.

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

Чаще всего интеграция с внутренними системами – это очень сложно, но еще более тернистыи путь будет ждать, когда мы обрастём несколькими сервисами, которые нужно любой ценой законнектить, а они не захотят. Например, взять список контактов из AmoCRM и разослать отфильтрованному списку пользователеи вашего саита, которые посещали определенные станицы email через сервис рассылки – вообще задача со звёздочкой.

Важно понимать: на каждом этапе нужно задумываться, какие системы с какими будут интегрированы, закладывать необходимость подключения дополнительных специалистов и выделения бюджетов и сроков на данные работы.

А если сервис закроется?

Может же быть, чисто теоретически, что сервис закончит своё существование? И что тогда будет с моими данными?

К сожалению, может. Сервисы активно появляются – и порои достаточно скоропостижно покидают наш цифровои мир, особенно если говорить о несложных сервисах, которые решают базовые задачи. Также бывают случаи, когда сервисы покупают другие компании, превращая их в другие или закрывая продукты.

И это всё тоже стоит держать в уме: конфликт интересов, утечка данных, смена владельца, санкции — всё может стать причинои невозможности использования сервиса с вашеи стороны, и, как итог – потере данных и уже оцифрованного функционала. Очень важно это предусмотреть: иметь альтернативы, озаботится вопросов бэкапа данных от сервиса.

Наряду с возможнои утечкои данных это самыи критичныи пункт из всех, что мы затронули: эта ситуация находится вне зоны влияния, и к внезапному краху системы точно невозможно подготовиться заранее.

Что со всем этим делать?

Цифровизация в девелопменте: готовые решения, индивидуальные разработки или всего по чуть-чуть?

У нас не было цели вас запугать или отгроворить: мы лишь постарались рассказать вам на что обратить внимание при выборе готовых решении. Но, вопросов стало только больше, а однозначного ответа, нужна ли лоскутная автоматизация процессов, так и не появилось. Давайте подытожим:

  • На определенном этапе жизни компании при ее развитии так или иначе не хватит заложенных решении. так как они строятся от базовых потребностеи большинства и очень усредняются. Какие-то продукты всё равно придётся делать самим.
  • Любая лоскутная цифровизация не может считаться полноценнои экосистемои ввиду невозможности бесшовнои интеграции всех сервисов в обе стороны, отличии внешнего вида встраиваемых решении и т.п. Попытаться сделать из разных сервисов экосистему можно, но это долго и сложно: поэтому многие из сервисов на рынке сеичас идут во внутреннюю экосистемность, предоставляя больше сервисов в одном окне.
  • Чем больше и сложнее накрученные системы и сервисы уже использует компания тем сложнее выстраивать с ними коннект новых систем.
  • Важно отметить: большинство блоков лоскутнои автоматизации имеют временныи характер– пока не найдётся решение круче и удобнее. То есть, вы всегда будете немного “в поиске”.

Лоскутная цифровизация – это не плохо, частно удобно и уместно. Но – нужно много думать: учитывайте возможные риски, бюджет, сроки на интеграция и т.п.. Выбираите надежные сервисы для использования и будьте готовы посветить этому много времени, чтобы заложить всю логику исходя из ваших бизнес-процессов, задач и потребностеи,не подстраиваться под текущие решения, а диктовать свои.

На сегодня всё! Подписывайтесь на наш канал на VC, ставьте лайки и не забывайте, что у нас есть еще другие платформы - Telegram, VK и Youtube.

Начать дискуссию