67% лидов с рекламы не доходят до покупки. Кто виноват — маркетинг или продажники?
Привет! На связи Руслан Тажетдинов — сертифицированный специалист по Яндекс.Директу, руководитель отдела продвижения Riverstart и преподаватель.
Лиды не те или продажники плохо с ними работают? Если хотите понять, в чем дело, читайте обязательно. Разбираю реальные конфликты между отделами маркетинга и продаж, а также чек-лист из 6 советов как синхронизировать отделы.
«Нет лидов, фигня ваша реклама», — говорил клиент, но когда проверили коллтрекинг, выяснилось, что было 32 звонка за неделю. Одна ошибка в номере телефона и 32 его клиента позвонили в никуда.
Такие косяки — не редкость.
Я анализировал исследования HubSpot, и оказалось, что:
- 67% лидов гибнет между отделами маркетинга и продаж;
- 30% прибыли компаний теряется из-за мелких косяков.
Если вы часто слышите от своих подрядчиков фразы «лиды — отстой», «продажники не умеют продавать», то проблема не в самих отделах. Ваш камень преткновения — разобщенность маркетологов и отдела продаж.
Дальше будут 3 главные ошибки, которые режут ваши конверсии, реальные кейсы потерь с цифрами, и разберем, как выстроить четкую систему взаимодействия отделов.
Если вам удобнее воспринимать на слух — на эту тему у нас с Сашей Панда есть отличный выпуск подкаста на Ютубе:
А дальше для тех, кому удобнее читать:
Когда маркетинг и продажи воюют: 3 частых источника проблем и как их исправить
Чтобы не разрываться во мнении, какой отдел прав и кто виноват, проверьте работу отделов самостоятельно:
1. Технические недоработки.
Бывает так, что уже после открутки рекламы выясняются критические ошибки: неправильный номер телефона на сайте, нерабочие формы обратной связи, проблемы с коллтрекингом и аналитикой.
Так вот проверку хорошо бы сделать перед откруткой. И в целом перепроверять работоспособность, если что-то меняете на сайте.
Что делать:
Протестируйте посадочную страницу как клиент, проверьте все формы обратной связи, поставьте жесткую валидацию полей, подключите сквозную аналитику (например, CallTouch или Roistat).
2. Нечестные схемы сотрудников.
Реальная история: в строительной компании менеджеры вручную меняли в базе канал прихода клиента, и указывали «рекомендации», чтобы получить премию. Канал рекомендаций прекрасно отрабатывал, в отличие от рекламы.
Что делать:
Исключите возможность ручных правок в результатах рекламы, подключите автоматическую фиксацию источников трафика.
3. Проблемные сотрудники.
Мы вели проект медицинской клиники и не могли понять, почему клиенты массово пропадают после оставления заявки. Оказалось, лид обращался в чат, а ему грубили в переписке. Это частая проблема, из-за которой лиды сливаются. Некомпетентные сотрудники могут отвечать односложно, не развивать диалог, игнорировать запросы потенциальных покупателей, не быть вежливым и хамить клиентам, даже неосознанно.
Что делать:
Тайно проверяйте работу своих менеджеров, пропишите гибкие скрипты продаж и правильных ответов, пропишите санкции за хамство и плохое обслуживание.
Чек-лист: «6 способов синхронизировать отделы»
Делюсь с вами своим проверенным планом, который работает даже в самых запущенных конфликтах.
Шаг 1. Внедрите сквозную аналитику
Что это даст:
- вы увидите весь путь клиента — от рекламы до покупки;
- поймете, на каком этапе воронки больше всего отваливается лидов;
- сможете усилить свою воронку продаж и увеличить продажи.
В своих проектах я использую CallTouch, Roistat или Яндекс.Метрику + CRM (например, Битрикс24, AmoCRM).
Реальный пример с потерями заявок
В одной медицинской клинике, которую мы подхватили на продвижение, администраторы не получали оповещения о заявках и раз в 2 дня заходили проверить, что там по обращениям. За это время 60% пациентов уходили к конкурентам. Маркетологи тратили бюджет, но клиники пустовали.
Мы внедрили:
- мгновенные оповещения о заявках: моментальный звонок робота пациенту + уведомление админу в Telegram;
- аудит звонов: раз в неделю директор лично проверял 10 случайных записей;
- новые скрипты: менеджеры четко знали как нужно отвечать, чтобы человек записался на прием;
- жесткие правила для менеджеров: пропущенная заявка = штраф, хамство = увольнение.
Результат: записей стало на 50% больше, а выручка клиники выросла на 1,2 млн рублей в месяц.
Шаг 2. Назначьте ответственного за стык отделов
Что это даст:
- вы снимете с себя задачи по контролю отделов;
- получите прозрачную систему оценки лидов и продаж;
- сможете проводить регулярный аудит процессов и отчеты по эффективности отделов.
Важно ставить не маркетолога, не менеджера или РОПа, а отдельного независимого человека. Например, это может быть коммерческий директор. В его задачи должны входить контроль передачи лидов и скорости их обработки, выполнения KPI по маркетингу и продажам, урегулирование конфликтов между отделами, а также окупаемость инвестиций в продвижения. В результате вы будете контролировать показатели одного сотрудника, а не фиксить и сверять цифры за двумя отделами одновременно.
Шаг 3. Ускорьте обработку лидов
Что это даст:
- лояльность потенциальных клиентов;
- увеличение процента конверсии;
- рост прибыли.
Долгие ответы менеджеров и перезвоны убивают конверсию. Настройте мгновенные уведомления о новых заявках в Telegram или CRM, а также внедрите правило быстрой обработки заявок. Например, в своих проектах я добиваюсь показателей в 5-15 минут.
Реальный кейс для примера — 80% лидов остывали за три дня.
Мы работали с оптовым поставщиком электроники и столкнулись с тем, что менеджеры компании перезванивали клиентам через 3 дня. За это время около 80% лидов уже договорились обо всем с конкурентами. В отчетах маркетологи показывали сотню лидов, а продажники кричали: «Где они?!»
Что мы предприняли:
- подключили сквозную аналитику Roistat — увидели реальные сроки обработки;
- назначили ответственного за контроль лидов;
- автоматизировали уведомления о лидах через Telegram-чат отдела продаж и напоминания в CRM;
- прописали скрипты для быстрого контакта менеджера.
Результат за месяц: мы смогли увеличить конверсию в продажу на 200%, а средний чек вырос на 15% благодаря тому, что лиды обрабатывались еще «горяченькими».
Шаг 4. Введите единые KPI для всех
- оба отдела будут работать на один результат;
- проще считать эффективность маркетинга и продаж;
- рост прибыли;
- улучшение мотивации сотрудников.
Главная ошибка раздельных KPI: маркетологи считают показы, продажники — деньги. Нужно, чтобы каждый отдел был ориентирован на увеличения прибыли бизнеса.
Шаг 5. Проводите совместные планерки
Что это даст:
- более быстрое принятие решений по оптимизации маркетинга и продаж;
- синхронизация отделов;
- ускоренное решение конфликтов.
Тратьте на планерки не более 30 минут в неделю. На встречах можно обсудить, какие лиды были слиты и почему, какие акции и предложения сейчас можно рекламировать, какие возражения клиентов были найдены и прочее. Пусть планерки проводит ответственный за стык отделов, не тратьте свое время.
Шаг 6. Обучите менеджеров продавать
Что это даст:
- увеличение конверсии в продажу;
- рост прибыли;
- увеличение окупаемости маркетинга.
Создайте шаблоны ответов на запросы лидов и гибкие скрипты. Менеджеры должны обрабатывать заявки строго по ним, направляя диалог в нужное русло. Если сами вы не сильны в продажах, отправьте сотрудников на обучение или наймите частного специалиста по прокачке техник продаж.
Ключевые выводы
Благодаря 10-летнему опыту работы в маркетинге я с уверенность могу сказать, что 80% проблем скрывается именно на стыке отделов. Первые результаты можно увидеть уже через 1-2 недели, если в свои бизнес-процессы включить:
- сквозную аналитику;
- постоянное тестирование гипотез;
- регулярный аудит процессов с обеих сторон;
- общие KPI для отделов маркетинга и продаж;
- тайного покупателя или позвонить самому в компанию 1-2 раза в месяц;
- регулярный аудит воронки продаж;
- проверка посадочных страниц на отсутствие технических ошибок;
- проверку скорости и качества обработки лидов.
Благодаря такому системному подходу вы сможете увидеть основные болевые точки бизнеса, определить стратегию решения конфликтов, подготовить практические рекомендации для отделов и контролировать их работу.
Пишите свои вопросы в комментариях, а обсудить ваше продвижение или проблемы с продажами можно у меня в личке — t.me/rtazhetdinov