Как написать вакансию, чтобы найти подходящего спеца и не тратить деньги

Поиск подходящих кадров – сложная работа. Особенно если вам нужны спецы с редким набором качеств, а не продавцы в круглосуточный магазин.

Написать хороший текст вакансии только с виду просто. Берешь и пишешь вакансию → «опыт 100 лет, исполнительность, команда профессионалов, офис, печенье Юбилейное, чай принцесса Нури». И вот, лучшие кадры ускользают, а вы купаетесь в море заявок от любителей офисного печенья – всё – это fail. Вопрос:

Как же написать вакансию, чтобы откликнулся тот, кто заработает вашей компании много денег? Начнем с основного.

Определите, кто вам нужен

Текст вакансии – это рекламный текст, продающий специалисту работу в вашей компании. Как вы знаете, хорошая реклама начинается с брифа. Поэтому если вы руководитель, ответьте на вопросы:

  • Кого нужно найти и что он должен уметь
  • Какие задачи будет выполнять сотрудник
  • Чем он не должен заниматься
  • Как проходит его рабочий день
  • Какие навыки сотрудника будут плюсом, а какие минусом
  • Кто точно вам не подойдет
  • Предполагает ли работа срочные задачи и как часто
  • На позиции преобладает креативная работа или же всё по инструкции
  • Можно ли работать удаленно
  • В каких условиях человек будет работать
  • Есть ли существенные отличия по условиям, сложности или оплате труда на аналогичных должностях в других компаниях
  • Как обстоят дела с оформлением сотрудника
  • Чем вы можете привлечь нужного специалиста, кроме оплаты, уютного офиса и «команды профессионалов»

Если вы пишете вакансию для кого-то, задайте эти вопросы руководителю или HR-менеджеру. Из ответов вы соберете основу текста за пять минут.

Копируйте вопросы в отдельный док и используйте как бриф для написания вакансий.

Изучите ЦА

Я не прошу вас заказывать маркетинговое исследование за миллион долларов, но подумать над портретами соискателей все-таки стоит.

Например, вам нужен начинающий программист, который прямо сейчас сидит, кушает чипсы и видит на экране вашу вакансию. Подумайте, какие вопросы у него могут возникнуть в этот момент: «Кто вы такие? Что нужно делать? Сколько платите?»

Старайтесь дать ответ на каждый из этих вопросов в своем тексте. Таким образом вы избавите эйчара или себя от лишних разговоров.

Определите, что интересно и важно для соискателей. Что из этого вы можете предложить?

Структура вакансии

А теперь к практике.

1. Название

Название должно быть информативным: чем раньше человек поймет суть работы, тем лучше. Не усложняйте.

Примеры:

  • Курьер (Яндекс.Еда)
  • Повар японской кухни в ресторан «Тануки»
  • Ищем программиста для работы с интернет-магазинами
  • Менеджер по продажам окон ПВХ
  • Менеджер по подбору персонала в строительную компанию

Чтобы сделать название более конкретным, используйте два вопроса: «Что делать? Где работать?» Возьмем обычного «менеджера по продажам» и назовем вакансию информативно:

1. Менеджер по продажам (что делать?) – продавать недвижимость. Получаем:

«Менеджер по продажам недвижимости»

2. Менеджер по продажам (где работать?) – в Мариинском театре. Получаем:

«Менеджер по продажам в Мариинский театр»

<span><i>Из первого названия уже примерно понятно что и как делать, а вот последнее не объясняет ничего: что продаем, где работаем – непонятно</i></span>
Из первого названия уже примерно понятно что и как делать, а вот последнее не объясняет ничего: что продаем, где работаем – непонятно

2. Информация о компании

Расскажите о себе максимально коротко и доступно. Желательно уложиться в 3-5 средних предложений. Что-то в стиле «команда профессионалов диджитал консалтинг групп» – на фиг не нужно. Пишите по фактам.

Пример:

Привет, это компания ПризываНет. Уже 11 лет мы помогаем призывникам не ходить в армию. Наша команда врачей и юристов решает задачи клиентов только законными способами.

Читайте полный текст вакансии, который я написал для рассылки этой компании.

Крупному бизнесу не обязательно много говорить о себе. Все прекрасно знают что такое Тинькофф банк, Ростелеком и Яндекс.

Компаниям поменьше можно написать свои реальные достижения в цифрах, перечислить известных клиентов или похвалить себя, но без фанатизма.

3. Напишите про ГЕО

Если вы публикуете вакансию в соцсетях, рассылке или мессенджерах, укажите город или возможность работать удаленно. Вы же не хотите целый час общаться с человеком, а в конце узнать, что он из другого города.

4. Задачи и обязанности

Это самая важная часть текста. Перечислите, что конкретно сотрудник должен делать. Вот так выглядят задачи технического специалиста по продажам в Яндексе:

<p><i>Обратите внимание на предупреждение о количестве нестандартных задач: из текста понятно, что обязанности не ограничиваются регламентами</i></p>

Обратите внимание на предупреждение о количестве нестандартных задач: из текста понятно, что обязанности не ограничиваются регламентами

В этом разделе можете объяснить все подробно, чтобы человек сразу понял, какие функции предстоит выполнять и не строил иллюзий. Если информации много, разбейте обязанности на несколько блоков.

Напишите о возможных обязанностях, которые появятся у сотрудника в будущем. Например: «В следующем году открываем новое кафе, где надо будет разработать меню».

Пишите честно. Если сотрудник будет продавать ваш продукт, то как именно – звонить по действующим базам, звонить в холодную или общаться с клиентами на встречах? А может все сразу или вообще что-то другое?

Честный текст поможет отсеять тех, кто не готов с вами работать. Таким образом вы избавите себя от обработки нецелевых заявок.

5. Требования

– Нам нужен ответственный и амбициозный штукатур с задатками лидера!

– А делать он что будет?

– Штукатурить.

– Ага, тогда напишу «опыт работы со штукатуркой».

Подумайте, какие навыки необходимы соискателю, чтобы выполнять работу качественно и в срок. Перечислите обязательные и желательные требования к кандидату.

Не пишите банальности. Понятно, что вам не нужен безответственный, ленивый и не умеющий работать в команде сотрудник.

Напишите конкретный список навыков, из которого сразу станет ясно, подходит вам человек или нет.

Требования на должность веб-аналитика на сайте profi.ру

<i>Первые четыре пункта – это конкретные требования, которые сразу дают читателю понимание: «подхожу или нет»</i>
Первые четыре пункта – это конкретные требования, которые сразу дают читателю понимание: «подхожу или нет»

6. Условия

Чаще всего соискатели дочитывают до этого блока, только если уверены, что справятся с задачами и подходят по требованиям. Теперь нужно еще немного докрутить, чтобы человек «купил» работу в вашей компании.

Напишите, что вы готовы предложить, начиная с основного: зарплата, бонусы, трудоустройство, уютный офис с игровой приставкой, возможность удаленки и т.д.

Спросите у тех, кто уже работает с вами, за что они любят свою работу (если любят, конечно) – на основе их ответов можете добавить еще плюшек в условия.

Примеры дополнительных выгод:

Обучение за счет заведения. Многие компании активно обучают сотрудников, отправляют на различные курсы, приглашают экспертов с лекциями. Если вы тоже можете похвастаться собственной «кузницей кадров», обязательно напишите об этом.

Дружный коллектив. «Ха-ха, не смешно» – скажете вы. Ну вот так дословно писать про дружный коллектив не надо, но можно упомянуть про команду молодых спецов, которые следят за трендами. Намекните человеку, что у вас сотрудники общаются по-человечески без лишнего официоза.

Лет пять назад я работал в веб-студии и мне довелось наблюдать соседний офис через окно. Там трудилась команда Red Collar – молодые ребята что-то рисовали на планшетах, общались, шутили. Серьезная работа была разбавлена простым человеческим общением.

Мне сразу захотелось поработать в такой команде или хотя бы зайти в гости. Я даже отправлял им свое резюме, когда искал работу, настолько сильно застряла в памяти картинка того коллектива.

Креативные интересные задачи. Не только деньги мотивируют людей выполнять работу, но и сам процесс. Если вы разрабатываете что-то крутое, обязательно напишите. Работаем с Илоном Маском, делаем мир лучше, устраиваем пижамные вечеринки в космосе.

Это банально, но если у вас крутой офис, напишите об этом, а лучше покажите.

<i>Офис для одной из вакансий Тинькофф Журнала</i>
Офис для одной из вакансий Тинькофф Журнала
<i>Как вам такие условия? Очень даже неплохо</i>
Как вам такие условия? Очень даже неплохо

Для соцсетей пишите вакансии покороче, потому что никто не будет читать полотно. На площадках типа HH.ру есть своя структура оформления. На сайте подключайте визуал – фото офиса и рабочего места, обзоры инструментов и сервисов, отзывы сотрудников.

Вакансия на сайте мало чем отличается от лендинга, где вы продаете нужному вам сотруднику работу в своей компании.

7. Призыв к действию

Расскажите, как откликнуться на вакансию. Куда высылать резюме, нужно ли тестовое, сколько ждать ответа и т.д.

<i>Коротко и понятно</i>
Коротко и понятно

Старайтесь сразу отсеять тех, кто вам не нужен

Фильтруйте соискателей, чтобы не тратить время на чтение резюме и общение с неподходящими кандидатами. Если руководитель или HR-менеджер будут собеседовать сто кандидатов вместо десяти нужных, они потратят рабочее время (читай: деньги).

Еще хуже: человек пройдет собеседование и обучение, оформится на работу, а потом его не устроят условия или зарплата. Снова минус время и деньги.

Как собрать максимально подходящие заявки?

Пугайте соискателей. Допустим, вы ищете человека, который будет на протяжении 8-10 часов делать одинаковую деталь на станке. «Просто вырезаешь железный круг в пять сантиметров, а потом еще один, а потом еще и еще» – вот так правильно. Не надо писать о креативной работе с возможностью стать директором завода.

Не бойтесь распугать кандидатов. Смело отсекайте всех, кто вам не подходит и тогда останутся лишь те, кто согласится – они-то и будут работать долго и счастливо.

Будьте честными. Если у вас объективно плохие условия и низкая оплата, то хороший специалист отвалится после собеседования или сбежит, поработав месяц.

Не тратьте время на людей, которые точно уйдут. «Нам нужны новички на стажировку» – отсеиваем опытных спецов с высокими ценниками. Подумайте и сразу напишите, кто вам точно не подойдет.

Скажите про деньги. Озвучьте хотя бы примерную сумму оклада, это поможет сузить круг поиска. Понятно, что назвать ожидания по зарплате – значит потерять возможность купить сотрудника в разы дешевле. Поэтому подумайте, как это лучше озвучить с учетом вашей системы мотивации.

Например, можно назвать фикс + премии: 20 000 руб. оклад + премии до 60 000 руб.

Приемы в стиле «обсуждение ЗП после собеседования» вполне объяснимы: таким образом вы можете торговаться с кандидатом. Если вы сразу назовёте максимальную зарплату, человек не согласится работать за меньшую сумму, а вы не сможете чаще поднимать ему оклад, что очень важно для мотивации. На этом все.

Надеюсь теперь ваши вакансии будут привлекать только подходящих специалистов и подрядчиков.

Ну и под конец: недавно я написал текст вакансии мечты 18+ (осторожно, мат).

p.s. Отличных вам кадров, друзья:)

2828
12 комментариев

«Нам нужен ответственный и амбициозный штукатур с задатками лидера!» - Ахаха 😂

4
Ответить

я больше орнул с "безответственного, ленивого и не умеющего работать в команде сотрудника". чутка подумал, стоить ли добавить это в свое резюме сейчас хД

2
Ответить

Если хотя бы часть вакансий будет создаваться с таким подходом, мир станет чуточку лучше♥️

4
Ответить

Класс👍

2
Ответить

«Покажите визуально» - огонь)

2
Ответить

Я писал резюме и просто решил проверить Арфографию, написал текст в Яндекс и наткнулся на эту* статью. Очень полезно, я уже представил что я провожу рекуртинг (?) в свою команду))

спасибо) успехов вам всем!))

2
Ответить

Зачастую проблема не в формате объявлений, а в том, что компании не понимают, что им нужно делать. И какой специалист как может что реализовать. А условия при этом для маркетолога "с китайским\испанским языком, знаниями Иллюстратора и всем остальным - 50 000 рублей в офисе с развозкой от крайней станции метро всего 30 минут". Это данные из реального объявления, если что.

2
Ответить