Существует ли такая профессия, как SMM-щик?

Нет.

SMM-щик — это род занятий. Причём в общей форме. Как инженер, бизнесмен, офисный сотрудник. Это слово подходит немного для сегментации, но крайне плохо подходит для описания профессии:)

Представьте, если бы в резюме писали — нужен офисный сотрудник…

И в описании вакансии: работать в офисе, выполнять офисные задачи по офису, разрабатывать план работы в офисе, другие:) Похоже на бред?

Но с SMM-специалистом похожая ситуация, потому что:

  • соцсетей много.
  • они разные и с разными подходами и алгоритмами.
  • разные задачи.
  • а постинг это не основная работа smm-щика. Это вообще занятие, которое решается сервисом или автоматизацией типа IFTTT.

Давайте разберемся, кого могут назвать smm-щиком:

  1. Таргетолог в социальных сетях — запускает рекламу через рекламные кабинеты facebook, вконтакте и так дальше.
  2. Видео-криейтор и монтажер — записывает видео для YouTube или сториз
  3. Контент-менеджер — постит ваши новости или статьи в соц. сети.
  4. Инфлюенсер-маркетолог — закупает рекламу и делает интеграции с блогерами.
  5. Копирайтер — создаёт полезный или продающий контент
  6. Создатель масок и даже VR-инженер — создаёт креативы с дополненной реальностью.
  7. Организатор конкурсов — проводит конкурсы, закупает рекламу конкурсов, привлекает спонсоров.
  8. Менеджер блогерамешает рекламодателям зачеркнуто снимает с блогера рутину по общению с рекламодателями (простые договоренности, время, форматы, тз, прайсы).
  9. Массфолловер (хотя они так себя не называют). Это реально была профессия, когда с помощью сервисов человек продвигает аккаунт массовой подпиской на другие аккаунты.

Маленький оффтоп: блогер — это вообще другое:)

Для меня блогер это человек, который умеет создавать контент, который привлекает подписчиков. Сюда входит практически всё, что было выше, но… Для меня большинство селебритиз не являются блогерами. Например, Криштиано Роналду не блогер. Да, у него дофига подписчиков в Instagram, но он не блогер. Как и большинство инстамам с лайфстайл-контентом и продвижением за счёт конкурсов.

Да какая вообще разница?

Если задача — назвать бабушке свою профессию, то никакой.

Но я исхожу из того, что у вас есть несколько разных задач:

  1. Нанять сотрудника
  2. Развивать соцсети
  3. Продавать через соцсети
  4. Освоить профессию

Нанять сотрудника

SMM-специалист, как и маркетолог — это род занятий, поэтому такие вакансии подойдут только для junior-позиций.

Как бы мы говорим: «Нам нужен человек принеси-подай. Чему научится, тем и будет заниматься».

Моё личное мнение: если вакансия написана максимально общими фразами, то это неуважение, как и к тому, кто ищет работу, так и к рекрутеру.

Как будто рекрутёр пишет: «Я вникать в вакансию не буду. Что делать нужно, у директора тоже спрашивать не буду. Пришлите мне побольше резюме, чтобы я половину выбросил, но показал, что работаю».

Кто вам нужен давайте разбираться на практике.

Развивать социальные сети

Просто развивать… Потому что у конкурента есть, потому что жена директора сидит в Instagram, потому что… Придумайте причину сами.

Наймите агентство поменьше, поставьте им KPI набрать какое-то количество подписчиков, и пускай что-то как-то крутится.

Мне кажется, что ошибкой в этом случае будет нанимать неопытную девочку, которая будет постить новости и акции вашей компании в инсту и вк:

  • Это не принесёт подписчиков.
  • Это контент-рутина, которую должен делать и автоматизировать контент-менеджер.
  • Новости и акции вашей компании вообще никому не нужны (кроме жены директора).

Вы и сами можете это автоматизировать. Есть сервисы автоматизации, как Integromat, Zapier, IFTTT. Например, я автоматизировал “Если пост в блоге — выложить в твиттер” и “Если пост в Instagram выложить в twitter”. Это не даёт какого-то прироста подписчиков, но аккаунты не выглядят заброшенными.

Вы и сами можете запланировать посты. Есть сервисы, как SMMPlanner и Amplifr. Я знаю, что есть издания типа Cossa или TheVillage, которые выкладывают по 3-4 поста + сториз в день в 6 разных соц сетях. Этим занимается контент-менеджер — как по мне это больше техническая работа.

Для массфоловинга вообще хватит просто телефона с Android ведь есть SocialBridge от Instazood и Jesica от Instaplus.me.

Проблема же не в постинге, а в том, где брать контент. Чтобы его лайкали и ради него подписывались. Неопытная девочка SMM-щица банально не сможет делать такой контент. Да и опытная не сможет. Тут нужно чётко понять, что у аудитории есть запрос на тему и заниматься продвижением… Но это дорого, если нет понимания, как это окупится.

Растить подписчиков без цели, так себе идея. Об этом дальше.

А если напишут в Instagram?

Тогда и я у вас спрошу: «А если позвонят по телефону?» Вам нужен будет телефонист или всё же прописанные процессы, как мы общаемся с клиентами? Об этом дальше.

Продавать через социальные сети

Тут надо ответить на вопрос — как именно.

Если бизнес отдельно от соцсетей

Интернет-магазин, стоматология, кафе…

Тут 2 варианта, что вам нужно:

  • Заказы на сайт
  • Аккаунт, который будет генерировать лояльную аудиторию и продавать им ваши товары

Есть вариант получать заказы с Instagram через рекламу. Тогда вам нужен таргетолог (а постить что-то — необязательно).

Альтернатива — реклама у блогеров. Тогда нужен инфлюенсер-маркетолог.

Есть вариант получать трафик с аккаунта в Instagram, то нужно делать интересный и полезный контент. Тут нужен копирайтер с опытом работы в Instagram. А может лучше telegram-канал? Там совсем другие правила продвижения, к сожалению. Twitter, YouTube, Facebook, LinkedIn, TikTok… Хороший специалист вникает в одну тему. Очень редко можно встретить крутого каменщика, который ещё и суперсантехник. Тут та же ситуация.

При этом, если речь о контенте, то нужно подходить проектно.

Я не знаю ситуаций «давайте наймём этого крутого спеца и вместе с ним будем думать, что постить», но предполагаю, что такая ситуация возможна. Гораздо легче вам будет, если вы сами уже имеете концепт, что нужно сделать. Например, серия тематических советов от магазина техники, обзоры сыра и вина для магазина деликатесов, рецепты здоровой пищи для сети эколавок… Или короткие смешные скетчи, которые рассмешат ваших потенциальных клиентов.

Хотя…

Крутые агентства и крутые специалисты могут вам сами всё сделать, но я сильно сомневаюсь, что это будет стоить меньше 2k долларов в месяц и будет сделано меньше, чем за 4-6 месяцев.

Можно ли сделать это самостоятельно?

Всё можно сделать самостоятельно. В YouTube есть люди, которые дома строят из глины и палок.

Я считаю, что каждую из этих задач на базовом уровне может сделать владелец бизнеса.

Таргетированная реклама в социальных сетях запускается через сервисы от этой социальной сети. Для рекламы у блогеров есть HypeAuditor, trendHERO, Storiesgain. Для оформления постов на базовом уровне хватит камеры, Canva или Crello и текстового редактора. Будет так же, как неизвестный фрилансер за пару тысяч рублей.

Специалист скорее всего тоже будет использовать этот же набор сервисов + дополнять своими + опыт. Но и стоить это будет дороже:)

Если бизнес связан с соцсетями

Медиа распространяют свой контент через соц. сети. Психологи, инфоцыгане, маркетинговые агентства, копирайтеры делают вид, что они успешные в соцсетях, чтобы было больше доверия. Кроме этого есть магазины и салоны красоты, которые существуют в основном в Instagram или Facebook.

Вот они уж точно должны точно знать, кого нанимать. У них стандартная схема делегирования — и чем точнее ты понимаешь, какую часть работы хочешь отдать, тем лучше.

Кстати, проблема тут типичная — я хочу, чтобы кто-то делал всё, как я. Но не я.

Так не будет;)

Кто должен отвечать в соцсетях?

Тот, кто отвечает вашим клиентам.

Меня расстраивает ситуация, когда магазины играют в «испорченный телефон» с помощью SMM-щика. Если разбираться, то в соцсети пишут:

  1. Приколы в коментах
  2. Вопросы по товару или услуге в комментариях
  3. Вопросы по товару или услуге в личку
  4. Вопросы по статусу заказа.
  5. Всякие плюсики в конкурсах.

А ещё меня бесит комментарий «Цена?».

Причём и с обеих сторон — бесит, когда приходится спрашивать, и когда пишешь цену в посте, но люди всё равно спрашивают. Приучили, блин.

Как сделать так, чтобы личные сообщения обрабатывали те, кто отвечают за заказы? Есть сервисы, как Smartsender, куда можно подключить Facebook, VK, Telegram, Whatsapp, Viber. Поставить на сайт в виде чата, а также просить писать туда в социальных сетях.

Если у вас одна соцсеть, то можно применять подход блогеров — выделяем аккаунт под менеджера и пишем это в bio. Например, у вас в bio написано: по статусу заказа писать @shop_status_zakaza.

Освоить профессию

Есть же курсы smm-щиков?

Проблема с ними — они или слишком поверхностные, или непонятна специализация.

Давайте прикинем — по занятию на Instagram, Telegram, Facebook, YouTube, TikTok, LinkedIn Viber, Whatsapp, Twitter, VK, Одноклассники. 11 занятий? Или как-то всё это скукожим? Или будем идти по задачам? Таргет во всех сетях, реклама у блогеров, написание текста, обработка фото, видео.

В общем, курс smm-специалистов — это такой заменитель диплома о высшем образовании. В принципе, не так важен, но показывает работодателю, что ты не дебил и можешь выполнять простые задачи на постоянной основе.

Поэтому если вы только хотите этим заниматься, то попробуйте курсы smm-специалистов, чтобы получить «диплом».

Если вы уже этим занимаетесь, то ищите более специализированные курсы. Например, курс по хештегам в Instagram.

Или попробуйте, как я — заведите аккаунт и пробуйте на нём всё, что можете. Я так в Instagram 90k подписчиков уже имею. Будет вам и практика, и визитная карточка. Но это сработает только в том случае, если вы действительно этим занимаетесь, а на рабочих аккаунтах экспериментировать стрёмно.

Удалось убедить, что профессии SMM-щик не существует? 
Да
Нет
Нет, и напишу в комментарии почему
33
4 комментария

На рынке есть позиции сммщиков? Полно.
Рынок уже решил, есть такая профессия или нет.

Но я буду ждать следующих частей:
- Есть ли профессия сеошник
- Есть ли профессия маркетолог
- Есть ли профессия проджект менеджер
- Есть ли профессия таргетолог
Список можно продолжать, естессно.

7
Ответить

то есть, писать в вакансии SMM-щик, а на деле уже разберемся — инфлюенсер-маркетолог, таргетолог или контент-менеджер, так? 

Ответить

Это уже как сисадмин: надо то и это, и почини уже принтер. Но СММ-специалист - это в любом случае квалификация. Нужно знать как все работает и знать кому и как делегировать. Но увы, чаще всего их берут "вести соцсети" и заваливают всей пиар-работой, включая таргет и копирайтинг

1
Ответить