Как продавать в интернете, будто вы бармен в самом крутом баре города (и при чем тут ИИ)?
Привет, на связи Игорь Зуевич, - я автор этого блога. Пишу про маркетинг, продажи и AI (ИИ) в социальных сетях. 💥Я тут провел одну аналогию и решил спросить у вас: "Знаете, что общего между баром и вашим интернет-магазином?"
И в бар, и в магазин люди приходят не за тем, что вы им продаёте.
Они приходят за решением своих проблем, за эмоциями, за ощущением исключительности. И если это понять и осознать, то продажи могут значительно увеличиться.
Сегодня я расскажу, как принципы работы хорошего бармена помогут вам продавать в интернете так, чтобы клиенты возвращались снова и снова. И заодно — как искусственный интеллект может стать вашим «цифровым сомелье», который угадывает желания клиентов ещё до того, как они сами их осознают.
1. «Что вы мне порекомендуете?» — или почему клиенты не хотят думать
Самое сложное – принять решение, поэтому мы часто ждём рекомендаций от других людей. Вы замечали, что в баре 8 из 10 посетителей спрашивают: «Что у вас вкусного?» или «Что бы вы мне посоветовали?».
То же самое происходит в интернете:
- «Какой курс мне выбрать?»
- «С чего начать продвижение?»
- «Что лучше купить — этот товар или тот?»
Почему?
Эти вопросы говорят о том, что я ничего не хочу решать и брать за это ответственность. Сделайте это за меня, потому что в случае неудачи крайним останетесь вы) Люди не хотят принимать решения. Они хотят, чтобы это сделали за них.
👉 Как это использовать:
- Не просто предлагайте товар, а давайте чёткие рекомендации («Этот коктейль идеален для вечера с друзьями, а этот — если хотите расслабиться»).
- Используйте ИИ для персонализации: «ChatGPT, проанализируй запросы моей аудитории и предложи 3 варианта ответов на вопрос "Что мне купить?" для [ваш продукт]».
2. «Где тут туалет?» — или почему клиенты ведут себя как в первый раз
Люди чётко хотят знать, что они получат в результате. В баре новички всегда оглядываются, спрашивают, куда сесть, как заказать, где меню. Это очень похоже на первое столкновение с брендом в интернете.
Иногда складывается ощущение, что они никогда в жизни не заказывали ничего в интернет-магазине. Возможно, они хотят внимания к себе и некоего личного общения. Поэтому, наверное, и уточняют под продающим постом цену или как купить, хотя чётко в тексте написано, что ссылка на оплату в шапке профиля:
- «Как купить?»
- «Где цена?»
- «Это точно работает?»
Почему?
Потому что они хотят подтверждения. Им важно личное взаимодействие, даже если это просто ответ в Direct.
👉 Как использовать:
- Автоматизируйте первый контакт: настройте ИИ-бота, который будет отвечать на базовые вопросы («Цена — 2990₽, ссылка на оплату в шапке профиля!»).
- Но оставьте возможность живого общения — иногда клиенту нужно просто услышать: «Да, всё работает, я вам помогу».
3. «Мне не пиво, мне компанию» — или что на самом деле покупают ваши клиенты
Люди приходят в бар не за алкоголем. Они приходят:
- Чтобы пообщаться (и пиво — просто повод).
- Чтобы почувствовать себя особенными (и коктейль с «секретным ингредиентом» помогает в этом).
- Чтобы забыть о проблемах (и бокал вина — лишь способ расслабиться).
Алкоголь им нужен, чтобы решать проблемы, а не ради наслаждения напитком.
В интернете — то же самое.
Никто не покупает:
- Курсы — они покупают уверенность в будущем.
- Косметику — они покупают ощущение привлекательности.
- Гаджеты — они покупают статус.
Почему это важно?
Потому что, если вы продаёте «просто товар» — вас легко заменит конкурент. А если вы продаёте эмоции — клиенты останутся с вами. Люди покупают ваш продукт не потому, что он им нужен, а для того, чтобы с его помощью решить какие-то свои внутренние проблемы.
👉 Как можно использовать:
- Спросите у ИИ: «Какие скрытые эмоции стоят за покупкой [ваш продукт]?»
- Добавьте в описание товара не только характеристики, но и ощущения («Этот курс — как личный коуч в кармане»).
4. «Только сегодня!» — или почему скидки работают не так, как вы думаете
В баре есть два типа спецпредложений:
- «У нас всегда скидки» → никто не верит.
- «Эй, сегодня привезли редкое вино, хотите попробовать?» → все хотят.
В интернете — та же история.
Если у вас вечные «скидки 50%», клиенты перестают им доверять.
Но если вы скажете:
- «Только для первых 10 покупателей»
- «Сегодня случайно осталось 3 упаковки»
- «Акция — потому что у нас день рождения»
— это сработает.
Почему?
Все любят скидки, бонусы или подарки, но, если это будет на потоке, то эффект неожиданности пропадёт. Люди хотят исключительности и чего-то особенного.
👉 Как использовать:
- Создайте искусственный дефицит (но не обманывайте!). "Эй, у нас тут новый сорт пива подвезли, хочешь попробовать?" Это разовая акция! Его реально только подвезли, такого никогда ещё не продавали! Понимаете?
- Попросите ChatGPT придумать уникальные условия для вашей акции.
Вот пример: "Как круто, что Вас сегодня 9 человек, у меня как раз есть флаер на скидку в 10% для больших компаний".
И всё! Клиенты растаяли и понимают, что такое тут происходит не каждый день.
Что делать сегодня?
1. Представьте, что ваш бизнес — это бар.
- Кто ваши «посетители»?
- Какие «коктейли» (эмоции) вы им предлагаете?
- Как вы можете сделать их опыт более личным?
2. Возьмите этот промт для ChatGPT: «Представь, что мой продукт [название] — это коктейль в баре. Опиши, какие эмоции он даёт клиентам и как мне лучше его "подать" в соцсетях»
3. Проверьте, не выглядит ли ваш магазин как «пустой бар» — где клиенты не понимают, что заказать и зачем.
P.S. Если после этого поста вы подумали: «Надо бы пересмотреть упаковку товаров… но потом» — представьте, что прямо сейчас мимо вашего «бара» проходят сотни потенциальных клиентов. И заходят к конкуренту — потому что у него уютнее.
* принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской организацией и запрещена в РФ.
🚩 У меня есть еще интересные посты по этой теме: