ОТВРАЩЕНИЕ К МАРКЕТИНГУ
Отвращение, брезгливость и страх. У всех Заказчиков, которые пришли ко мне в 24 году. Как так получилось? Очень просто!
Жадность, глупость и недальновидность - три столпа плохого маркетолога. Бизнес начинает сотрудничество, и радость от будущих свершений сменяется непониманием, потом недоумением, а затем и крайней степени негативом. Хотите расскажу почему? Вы готовы, дети? (Даа, капитан)
- Усложнение. Для набивания себе цены. Сейчас голову задурим, а дальше и трава не расти! Аватары целевой аудитории, SWOT - анализ и анализ кросс-культурных особенностей, использование бенчмаркинга для формирования корректного tone-of-voice... блин, чувак, ты умный. Очень умный. Все это поняли. Вот только мода пускать пыль в глаза заученными фразами, значения которых в большинстве ты даже не знаешь, закончилась в эпоху малиновых пиджаков. Особенно когда к тебе обратился автосалон в Балашихе. Какой SWOT, какой аватар? Объясни человечьим голосом с чего начнёшь, какими инструментами будешь пользоваться и возможные перспективы. Всё!
- Коммуникация. Открою большой секрет: написать на сайте "Мы на связи 25/8, даже при зомби-апокалипсисе" и реально быть на связи - разные вещи! Заказчики все разные: кто-то сильно волнуется за свой бюджет и хочет получить ответы на вопросы, кто-то просит рассказать о реальном состоянии дел, а не просто выгрузку отчёта в экселевских таблицах из рекламного кабинета. Я у одного заказчика попросил отчёт предыдущего маркетолога, а она мне переслала около 200 (двухсот!) экселевских файлов. И это за 3 месяца работы. Да, маркетолог - не бизнес-психолог. Но какой-то контакт надо уметь налаживать!
- Высокомерие. Вот тут даже не знаю, как прокомментировать, но почти все Заказчики в один голос заявили, что маркетологи общались с ними "как с говном". Вне зависимости от бюджета и объёма работ. Последний пример: "Я его реально боюсь! У него все доступы к сайтам и соцсетям. Работает в своих кабинетах, нас туда не пускает. Результатов его работы почти не видим, такие же примерно, как до ЕГО прихода. Но пока будем работать так..." (цитата)
- Потолочно-пальцевое ценообразование. Это когда взяли с потолка, предварительно высосав из пальца. Натыкаюсь неоднократно. Видимо, на каких-то курсах этому учат. Но сейчас этот процесс выглядит так: "Моя работа стоит 50 тысяч" - говорит маркетолог. "Хорошо" - отвечает Заказчик, - "Выставляйте счёт". Присылает счёт, там 350 тысяч. На вопросительно-охреневающий вопрос получает ответ: "Это за одну рекламную кампанию 50. А у вас их будет 5. Плюс SWOT-анализ, бенчмаркинг и кросс-культурное исследование целевой аудитории..." Цикл замыкается...
Мне всё сложнее и сложнее проводить переговоры. Заказчики, как нежные лани из саванны боятся огня, боятся связываться с маркетингом. Понимают, что никак без него, но как справиться с гнетущим чувством опасности, граничащем с отвращением?
И да, я всё чаще и чаще думаю сменить профессию на маркетингового психолога. Чтоб прорабатывать травмы, полученные от SWOT-анализов и аватаров ЦА.