Что делать, если вас все ненавидят: как работает антикризисный PR

Рассказываю сразу про случаи «дом горит» — потому что антикризисную гигиену «что делать, чтобы не случилось жопы» выполняют очень немногие люди и компании ¯\_(ツ)_/¯

Что делать, если вас все ненавидят: как работает антикризисный PR

Сначала несколько кейсов для наглядности, чтобы разговаривать, опираясь на примеры. Кейсы придумала подруга моей мамы. Реальные совпадения с работой моего агентства АПУМ полностью случайны.

1. Спасение логистической компании от закрытия

В ковидные времена всё просело: люди сидели по домам, в рестораны не ходили, салоны красоты и фитнес-клубы закрывались. Компанию и её ПВЗ хотели закрывать на карантин. Бизнес просел бы максимально и это привело бы к банкротству: не особо удивительный в то время сценарий, т.к. во время пандемии закрылось более миллиона предприятий.

Тогда моя подруга вышла на депутата крупной области, телезвезду, и договорилась, что компания будет перевозить гуманитарные грузы, средства гигиены и защиты.

Компанию переквалифицировали в жизнеобеспечивающие. Это позволило продержаться до конца эпидемии, не прерывать коммерческие перевозки и не закрывать помещения на карантин.

2. Спасение репутации бизнесмена

Один человек был замечен в клубах нетрадиционной ориентации... да только проблема в том, что в тех более консервативных кругах, в которых он вращался, такое не очень приветствовали.

Моей подруге пришлось срочно найти очень похожего на него дублёра и выпустить его погулять в разных публичных местахс соответствующей фотосъемкой.

Самому же бизнесмену срочно сделали убедительную накладную бороду и немного нарастили волосы.

После чего он тоже был предъявлен публике на светских мероприятиях и хрониках, чтобы всем было сразу понятно «этот человек никак не мог быть в том клубе, он же сейчас по-другому выглядит!».

Всё закончилось хорошо :).

3. Перехват фуры, чтобы не случилось скандала

На один концерт со звёздами нужно было доставить всякие нужные штуки в немаленьком объёме. Но менеджер доставщика решил, что авиабилеты дорогие и решил сэкономить, отправив груз на машине :(

По пути выяснилось, что из-за разных накладок и пробок машина приедет на место ПОСЛЕ даты концерта. То есть:

  • звёзды и их команды не получат свою технику,
  • концерт не состоится,
  • зрители и артисты будут разгневаны,
  • в прессе будет скандал,
  • деньги за билеты как минимум придётся возвращать, а как максимум — организаторов засудят все, кому не лень.

Назревала грандиозная жопа.

Моей подруге пришлось связаться с водителем фуры, завернуть её в конкретный перевалочный пункт, разгрузить фуру и ночью всё-таки перегрузить всё на самолёт.

Концерт прошёл успешно ¯\_(ツ)_/¯

Наверное, я описываю истории, больше похожие на бондиану, чем на то, как обычно можно представить антикризисный PR: выпуск неких положительных статей или опровержений в СМИ. Но в том-то и дело.

Чем больше кризис, и чем больше он грозит потерей реальных денег, тем скорее надо ЧТО-ТО придумать, чтобы как-то вывернуться.

Людей, которые могут ЧТО-ТО придумать, на рынке очень мало. Немногие специалисты готовы думать за рамками регламентов, а ещё у меньшего количества есть яйца, чтобы пойти на смелые решения и взять на себя ответственность за возможные риски.

Поэтому антикризисные мероприятия стоят ДОРОГО (заказчику некуда деваться). И с точки зрения прибыли мне невыгодно давать такой совет, но по-человечески я бы советовала вам или вашей компании начать прорабатывать антикризисную гигиену заранее.

Сейчас расскажу, что это.

Что делать, если вас все ненавидят: как работает антикризисный PR

На каком этапе карьеры или бизнеса нужна антикризисная гигиена?

Если вы сидите дома и не отсвечиваете, то не нужна.

Но чем больше человек или бизнес на слуху, чем больше становится точек и представительств, тем больше общественное внимание — как от нормальных клиентов, так и от хейтеров.

Поэтому базовая история — хотя бы начать работать с соцсетями и сервисами отзывов: смотреть, что там происходит.

Не раз бывали случаи, когда моя подруга начинала исследовать обстановку вокруг того или иного бренда / стартапа / франшизы, и видела, что на форумах недовольные клиенты уже обсуждают групповые иски и активно ищут журналистов, чтобы это осветить.

Антикризис в этом смысле похож на известную цитату «если вы не интересуетесь политикой, она заинтересуется вами».

Так и здесь: если вы не хотите, не находите времени и ресурсов общаться со своей аудиторией и смотреть, как вас обсуждают и, возможно, критикуют, то это никуда не исчезнет. А будет жить дальше своей жизнью… просто без вашего участия. И однажды случится взрыв.

Лучше заранее задаться вопросом «где у нас может произойти кризис и как это может выйти в публичное поле?» и понемногу находить дыры и затыкать их.

Как правильно делать антикризисную гигиену?

Нужно пообщаться со всеми подразделениями компании и задать им вопрос «Что может пойти не так?».

Например, IT-отдел вам скажет: у нас сейчас слабоватая защита персональных данных клиентов, может произойти утечка. Вы берете это на карандаш (как и другие пункты) и смотрите, что самое приоритетное и как это можно исправить.

Чем больше компания и чем больше у неё подразделений — тем больше времени займёт такой обход. В среднем, из опыта моей подруги, на это уходит 2-3 месяца. На выходе получается подробный отчёт со всеми рисками.

Ещё при этом нужно хорошо уметь выстраивать корпоративные коммуникации (если проще, убеждать и договариваться). Потому что, когда приходишь в какой-то отдел и спрашиваешь «Что может пойти не так?», то люди сначала пугаются: это что, какая-то проверка? нас будут ругать? на нас донесут высшему руководству?

Поэтому сначала они скажут, что всё работает прекрасно, пятилетка выполняется в срок, а все коровы подоены. И тут надо понимать, как разговаривать. Мы в АПУМ понимаем и имеем опыт: если не хотите заниматься таким обходом сами, можете позвать меня.

А действительно ли антикризисная гигиена обходится дешевле, чем кризис? Можно ли этого не делать и экономить деньги?

Вопрос нормальный и прагматичный. Аналогия: банки регулярно делают рекламу вида «У нас самая лучшая кредитка», их штрафует ФАС на какие-нибудь 600 тысяч рублей, но взамен такая реклама привлекает новых клиентов и больше прибыли. То есть, это выгодно и эти финансовые штраф заложены в рекламную кампанию.

Теперь другой пример: стартап собирается продаться крупному банку. И тут случается какой-то публичный кризис: например, недовольный сотрудник рассказывает журналисту, что в компании всё работает через одно место. Поднимается шумиха, банк отказывается от сделки. Это крах.

Поэтому тут нужно соизмерять риски и возможные потери от них. Если потенциальные потери явно больше, то желательно заранее как раз проработать вопрос «что может пойти не так?» и, по возможности, это исправить.

Есть ли этика у антикризисных специалистов?

Да, конечно. Не советую думать, что можно натворить всё, что угодно, а потом дать кому-то денег, чтобы себя отмазать. Мы тоже люди, у нас есть чувство меры, свои дети, семьи и друзья. Моя подруга, например, никогда не возьмёт клиента, который как-то связан с причинением вреда детям.

Поэтому здесь есть ещё один аргумент в сторону проработки антикризисной гигиены.

В ряде случаев человек или бизнес может понести не только финансовые риски, но и уголовные. Лучше всё-таки думать об этом заранее.

Было интересно?

Я не рассказала всё — за кадром остались ещё другие интересные кейсы и более сложные ситуации. Одно дело, когда кризис произошёл «случайно» (так сложились звёзды и обстоятельства) и другое — когда вас, например, осознанно мочат и подставляют конкуренты.

Просто думаю, что пока дала пищу для размышлений, а если хотите продолжение — напишите в комментариях, пожалуйста :).

2
Начать дискуссию