Привлечение заявок на швейные производства: почему классифайды не работают и как решить проблему "некачественных лидов"?

Всем привет! Меня зовут Дмитрий Веснянкин, я предприниматель и CEO маркетплейса контрактных производств Fabrix.

В сегодняшней ветке, посвященной маркетингу, я хочу поделиться кейсом, который касается одной из наиболее волнующих текстильную отрасль плоскостей - плоскость лидогенерации, вопрос поиска и привлечения заявок, развития новых клиентов.

Мы с командной внутри R&D-подразделения нашей компании уже давно занимаемся исследованием рынка легкой промышленности, в частности - текстильной отрасли.

За 3 года тестирования гипотез, пилотирования разных технологических решений и проведения продуктовых экспериментов на этом рынке нам удалось изучить этот рынок вдоль и поперек, прожив ряд интересных для отрасли кейсов.

Одним из недавних таких кейсов я поделюсь в этой колонке.

О рынке легкой промышленности и текстильного производства

Одна из маркерных задач, которая стояла перед одним из наших исследований, заключалась вокруг поиска ответа на вопрос:

"Почему существующие специализированные классифайд-платформы не решают задачу привлечения лидов на швейные производства?"

вопрос, ставший целью глубокого исследования текстильной отрасли.

Здесь возникает другой вопрос: "Почему мы уверены, что они действительно эту задачу не решают?"

Мы провели десятки глубинных интервью с представителями текстильных производств, малыми цехами, средними и крупными фабриками, поэтапно выделяя существующие на разных уровнях барьеры и сложности, связанные с привлечении лидов.

Нам удалось сформировать и описать матрицу JTBD, которая емко и структурировано показывает корень всех выявленных проблем, связанных с лидогенерацией в швейной отрасли.

Таким образом мы сформировали детальное представление пути клиента (швейного производства) в поиске и привлечении новых клиентов, картировав этот путь в формате CJM (Customer Journey Map).

Укрупненный CJM, сведенный для данной статьи.
Укрупненный CJM, сведенный для данной статьи.

Ответ кроется в плоскости несколько иного взгляда на рынок - классифайды не подходят для решения задачи привлечения лидов именно в отрасли швейного производства, что обусловлено прежде всего спецификой бизнес-процесса отработки нового лида, который сфокусирован вокруг строгого технологического процесса швейного производства.

Мы пришли к выводу, что фабрики на самом деле не испытывают трудностей с поиском лидов - все сложности касаются скоринга и квалификации этих лидов на предмет зрелости, которая на стартовом уровне определяется наличием (или отсутствием) технического задания на пошив опытного образца.

Швейные производства не испытывают трудности с поиском заявок - они испытывают трудности с "вызреванием" пришедшей заявки до степени целевого лида с готовым ТЗ.

один из главных выводов проведенного исследования.

В это же самое время классифайд-платформы предлагают решение задачи именно поиска лида, а не его квалификации.

Но, начнем по порядку.

Как выглядит процесс привлечения лида:

  • фабрики ищут заказы, откликаясь на объявления на специализированных классифайд-платформах, посты в узкоспециализированных чатах в Telegram, публикации на форумах
  • на упомянутых площадках производства находят массу объявлений, сорсинг и скоринг которых на предмет соответствия своим специализациям и спецификациям проводят вручную, собирая первичный пул контактов, подлежащих отработке
  • в рамках отработки найденных контактов швейные производства работают с разрозненными инструментами первичной коммуникации на первом этапе воронки: Whats App, Telegram, E-Mail, личные кабинеты и аккаунты упомянутых классифайд-платформ, аккаунты на форумах
  • из всей массы контактов, которые крутятся на этом уровне воронки, целевыми оказываются 1-3% лидов
  • основной ресурс на этом этапе воронки уходит в трудочасы менеджеров, отвечающих за разбор заявок и ведение первичной коммуникации (90%+ отработанного времени отражается в юнит-экономике предприятия со знаком "минус")

Если посмотреть в корень проблемы, то мы увидим, что существующие решения поиска и подбора заказов для швейных производств закрывают задачу даже не поиска лида, а просто предоставления контактов, полученных как правило методом парсинга открытых источников, различных форумов и досок объявлений.

По аналогичной логике работают и многочисленные чаты в Telegram, которые не решают главной задачи.

Главная задача продукта, автоматизирующего процесс лидогенерации в швейной отрасли, - ускорение этапа согласования в рамках существующего технологического цикла.

функциональный вывод, подводящий нас к архитектуре MVP.

Но решениями, доступными сегодня на рынке, не учитывается тот факт, что в рамках технологического бизнес-процесса, реализуемого на швейном производстве, заявка становится лидом только на срединных уровнях воронки, где статус "лид" присваивается заявке только при наличии квалифицирующих признаков доходимости этой заявки до финального уровня воронки - до контрактования на производство опытного образца.

Таким образом, получается, что квалифицирующим признаком доходимости заявки до финала является первичное техническое задание, его драфт на производство первого опытного образца, тестового изделия.

Внимание, вопрос: "Как тогда среди всей воронки первичной коммуникации выявлять именно целевых лидов, подлежащих последующей квалификации?"

Переосмысление CRM под процессы швейной отрасли

Именно решение этой маркерной задачи мы начали реализовывать в Fabrix, сосредоточившись на адаптации архитектуры CRM под этапы, которые проходит текстильное производство в процессе развития своего клиента.

Эти этапы соответствуют не только технологическим циклам, свойственным швейному производству, но и специфическим маркетинговым этапам, которые проходит производство во взаимодействии с новым клиентом, указанным и описанным выше.

Как выглядит этот процесс в Fabrix:

  • швейное производство регистрируется в личном кабинете на платформе, создав аккаунт в пару кликов и заполнив анкету, после чего системой создастся карточка производства (с портфолио, описанием маркетинговых и производственных преимуществ, прайсом на изделия, текущими производственными мощностями)
  • в личном кабинете появляется возможность сгенерировать уникальную ссылку на конструктор-конфигуратор технического задания для клиента (ссылка уникальная при каждой генерации)
  • получившуюся ссылку, которая автоматически копируется в буфер обмена, можно отправить клиенту в любом из привычных каналов коммуникации: Whats App, Telegram, E-Mail, те же самые личные кабинеты классифайдов
  • клиент заполняет первичный драфт технического задания на удобном и понятном конструкторе, после чего его заявка автоматически заносится в CRM в личном кабинете швейного производства
  • каждая такая сформированная заявка содержит приложенный, автоматически сгенерированный файл с техническим заданием, доступный как для просмотра в личном кабинете, так и для скачивания в формате PDF

Таким образом, модуль CRM в таком техническом представлении автоматизирует самый главный этап - этап попытки добиться от широкой воронки потенциальных клиентов получения внятного первичного ТЗ, по которому можно квалифицировать каждый из контактов в воронке на предмет соответствия специализации, производственным мощностям конкретной фабрики.

Как выглядит сама CRM.
Как выглядит сама CRM.

Сам UX модуля CRM представлен классической логикой: статусы из канбана, сопровождающие основные информационные сущности по каждому клиенту.

Но ключевой механикой является возможность генерации индивидуальной ссылки для клиента, которая ведет на конструктор технического задания, представленный блоками конфигуратора и текстовыми полями для свободного заполнения.

Стартовый экран конструктора ТЗ, который предлагает визуальные и поисковые механики (в рамках поисковой строки) выбора требуемого к производству изделия.
Стартовый экран конструктора ТЗ, который предлагает визуальные и поисковые механики (в рамках поисковой строки) выбора требуемого к производству изделия.

Первые этапы заполнения для клиента представлены конфигуратором, в котором интуитивно можно найти требуемое изделие, либо найти его по названию, воспользовавшись текстовой строкой.

Последующие поля предполагают произвольное описание клиентом следующих сущностей:

  • художественное описание модели
  • технология обработки узлов
  • требования к используемым тканям
  • требования по использованию фурнитуры

Завершает этап создания ТЗ блок, в котором нужно указать следующие важные сущности:

  • наличие собственного давальческого сырья либо требования к сырью со стороны фабрики
  • требуемый объем производства партии
  • требуемые сроки производства партии

В результате на финальном шаге получается сформированное системой техническое задание.

Так выглядит ТЗ ленивого клиента, который предпочел не заполнять детали, касающиеся технологических особенностей изделия.
Так выглядит ТЗ ленивого клиента, который предпочел не заполнять детали, касающиеся технологических особенностей изделия.

Даже в том случае, когда клиент оказался максимально ленив и не стал заполнять поля, касающиеся описания технологических нюансов (по причине нежелания, либо незнания), то все равно производство как минимум может ориентироваться по основным факторам:

  • тип изделия и соответствие запроса специализации фабрики
  • запрос на производственные мощности
  • требуемые сроки

Таким образом, в качестве ключевой механики решения задачи сорсинга, скоринга и квалификации лидов мы с командой увидели инструмент, который позволяет ускорить согласование ТЗ, ничего не меняя в своей сложившейся воронке коммуникации: нужно просто сгенерировать ссылку, отправить ее рандомному контакту в условный Whats App, повторив так нужное количество раз.

Клиенты, которые действительно имеют намерение шить, производить и работать с контрактным производством автоматически отсортируются по факту наличия либо отсутствия ТЗ, а также его глубины.

Клиент увидит именно, когда заполнит ссылку, пересланную ему производством.
Клиент увидит именно, когда заполнит ссылку, пересланную ему производством.

Вместо заключения

Сегодня Fabrix работает и как маркетплейс: заявки, поступившие от клиентов, могут обрабатываться во внутреннем чате на платформе.

После прохождения клиентом этапов конструктора-конфигуратора технического задания, он может как сам написать производству в личный кабинет на платформе, уточнив статус своей заявки, так и дождаться ответной коммуникации от фабрики.

А так выглядит карточка вновь зарегистрированного производства (названия допускаются любые, в том числе с указанием любых актуальных реквизитов - пример обезличен для статьи).
А так выглядит карточка вновь зарегистрированного производства (названия допускаются любые, в том числе с указанием любых актуальных реквизитов - пример обезличен для статьи).

Нужно просто создать карточку компании при регистрации на платформе, чтобы к услугам производства могли прийти клиенты и извне - из внешней воронки Fabrix.

Тарификация текущего решения максимально простая: 1499 рублей/месяц за доступ как к CRM, так и к остальным модулям платформы - welcome.

Будем рады пощупать детальную и открытую обратную связь, как в комментариях к этой статье, так и в личных коммуникациях с нашими менеджерами. - совместные продуктовые эксперименты развивают нас обоюдно.

А если интересно почитать наши глубинные исследования, посвященные Fashion-рынку и сегменту Fashion Tech в частности - подписаться можно здесь.

Всем хороших выходных и праздников!

3
Начать дискуссию