Привлечение заявок на швейные производства: почему классифайды не работают и как решить проблему "некачественных лидов"?
Всем привет! Меня зовут Дмитрий Веснянкин, я предприниматель и CEO маркетплейса контрактных производств Fabrix.
В сегодняшней ветке, посвященной маркетингу, я хочу поделиться кейсом, который касается одной из наиболее волнующих текстильную отрасль плоскостей - плоскость лидогенерации, вопрос поиска и привлечения заявок, развития новых клиентов.
Мы с командной внутри R&D-подразделения нашей компании уже давно занимаемся исследованием рынка легкой промышленности, в частности - текстильной отрасли.
За 3 года тестирования гипотез, пилотирования разных технологических решений и проведения продуктовых экспериментов на этом рынке нам удалось изучить этот рынок вдоль и поперек, прожив ряд интересных для отрасли кейсов.
Одним из недавних таких кейсов я поделюсь в этой колонке.
О рынке легкой промышленности и текстильного производства
Одна из маркерных задач, которая стояла перед одним из наших исследований, заключалась вокруг поиска ответа на вопрос:
"Почему существующие специализированные классифайд-платформы не решают задачу привлечения лидов на швейные производства?"
Здесь возникает другой вопрос: "Почему мы уверены, что они действительно эту задачу не решают?"
Мы провели десятки глубинных интервью с представителями текстильных производств, малыми цехами, средними и крупными фабриками, поэтапно выделяя существующие на разных уровнях барьеры и сложности, связанные с привлечении лидов.
Нам удалось сформировать и описать матрицу JTBD, которая емко и структурировано показывает корень всех выявленных проблем, связанных с лидогенерацией в швейной отрасли.
Таким образом мы сформировали детальное представление пути клиента (швейного производства) в поиске и привлечении новых клиентов, картировав этот путь в формате CJM (Customer Journey Map).
Ответ кроется в плоскости несколько иного взгляда на рынок - классифайды не подходят для решения задачи привлечения лидов именно в отрасли швейного производства, что обусловлено прежде всего спецификой бизнес-процесса отработки нового лида, который сфокусирован вокруг строгого технологического процесса швейного производства.
Мы пришли к выводу, что фабрики на самом деле не испытывают трудностей с поиском лидов - все сложности касаются скоринга и квалификации этих лидов на предмет зрелости, которая на стартовом уровне определяется наличием (или отсутствием) технического задания на пошив опытного образца.
Швейные производства не испытывают трудности с поиском заявок - они испытывают трудности с "вызреванием" пришедшей заявки до степени целевого лида с готовым ТЗ.
В это же самое время классифайд-платформы предлагают решение задачи именно поиска лида, а не его квалификации.
Но, начнем по порядку.
Как выглядит процесс привлечения лида:
- фабрики ищут заказы, откликаясь на объявления на специализированных классифайд-платформах, посты в узкоспециализированных чатах в Telegram, публикации на форумах
- на упомянутых площадках производства находят массу объявлений, сорсинг и скоринг которых на предмет соответствия своим специализациям и спецификациям проводят вручную, собирая первичный пул контактов, подлежащих отработке
- в рамках отработки найденных контактов швейные производства работают с разрозненными инструментами первичной коммуникации на первом этапе воронки: Whats App, Telegram, E-Mail, личные кабинеты и аккаунты упомянутых классифайд-платформ, аккаунты на форумах
- из всей массы контактов, которые крутятся на этом уровне воронки, целевыми оказываются 1-3% лидов
- основной ресурс на этом этапе воронки уходит в трудочасы менеджеров, отвечающих за разбор заявок и ведение первичной коммуникации (90%+ отработанного времени отражается в юнит-экономике предприятия со знаком "минус")
Если посмотреть в корень проблемы, то мы увидим, что существующие решения поиска и подбора заказов для швейных производств закрывают задачу даже не поиска лида, а просто предоставления контактов, полученных как правило методом парсинга открытых источников, различных форумов и досок объявлений.
По аналогичной логике работают и многочисленные чаты в Telegram, которые не решают главной задачи.
Главная задача продукта, автоматизирующего процесс лидогенерации в швейной отрасли, - ускорение этапа согласования в рамках существующего технологического цикла.
Но решениями, доступными сегодня на рынке, не учитывается тот факт, что в рамках технологического бизнес-процесса, реализуемого на швейном производстве, заявка становится лидом только на срединных уровнях воронки, где статус "лид" присваивается заявке только при наличии квалифицирующих признаков доходимости этой заявки до финального уровня воронки - до контрактования на производство опытного образца.
Таким образом, получается, что квалифицирующим признаком доходимости заявки до финала является первичное техническое задание, его драфт на производство первого опытного образца, тестового изделия.
Внимание, вопрос: "Как тогда среди всей воронки первичной коммуникации выявлять именно целевых лидов, подлежащих последующей квалификации?"
Переосмысление CRM под процессы швейной отрасли
Именно решение этой маркерной задачи мы начали реализовывать в Fabrix, сосредоточившись на адаптации архитектуры CRM под этапы, которые проходит текстильное производство в процессе развития своего клиента.
Эти этапы соответствуют не только технологическим циклам, свойственным швейному производству, но и специфическим маркетинговым этапам, которые проходит производство во взаимодействии с новым клиентом, указанным и описанным выше.
Как выглядит этот процесс в Fabrix:
- швейное производство регистрируется в личном кабинете на платформе, создав аккаунт в пару кликов и заполнив анкету, после чего системой создастся карточка производства (с портфолио, описанием маркетинговых и производственных преимуществ, прайсом на изделия, текущими производственными мощностями)
- в личном кабинете появляется возможность сгенерировать уникальную ссылку на конструктор-конфигуратор технического задания для клиента (ссылка уникальная при каждой генерации)
- получившуюся ссылку, которая автоматически копируется в буфер обмена, можно отправить клиенту в любом из привычных каналов коммуникации: Whats App, Telegram, E-Mail, те же самые личные кабинеты классифайдов
- клиент заполняет первичный драфт технического задания на удобном и понятном конструкторе, после чего его заявка автоматически заносится в CRM в личном кабинете швейного производства
- каждая такая сформированная заявка содержит приложенный, автоматически сгенерированный файл с техническим заданием, доступный как для просмотра в личном кабинете, так и для скачивания в формате PDF
Таким образом, модуль CRM в таком техническом представлении автоматизирует самый главный этап - этап попытки добиться от широкой воронки потенциальных клиентов получения внятного первичного ТЗ, по которому можно квалифицировать каждый из контактов в воронке на предмет соответствия специализации, производственным мощностям конкретной фабрики.
Сам UX модуля CRM представлен классической логикой: статусы из канбана, сопровождающие основные информационные сущности по каждому клиенту.
Но ключевой механикой является возможность генерации индивидуальной ссылки для клиента, которая ведет на конструктор технического задания, представленный блоками конфигуратора и текстовыми полями для свободного заполнения.
Первые этапы заполнения для клиента представлены конфигуратором, в котором интуитивно можно найти требуемое изделие, либо найти его по названию, воспользовавшись текстовой строкой.
Последующие поля предполагают произвольное описание клиентом следующих сущностей:
- художественное описание модели
- технология обработки узлов
- требования к используемым тканям
- требования по использованию фурнитуры
Завершает этап создания ТЗ блок, в котором нужно указать следующие важные сущности:
- наличие собственного давальческого сырья либо требования к сырью со стороны фабрики
- требуемый объем производства партии
- требуемые сроки производства партии
В результате на финальном шаге получается сформированное системой техническое задание.
Даже в том случае, когда клиент оказался максимально ленив и не стал заполнять поля, касающиеся описания технологических нюансов (по причине нежелания, либо незнания), то все равно производство как минимум может ориентироваться по основным факторам:
- тип изделия и соответствие запроса специализации фабрики
- запрос на производственные мощности
- требуемые сроки
Таким образом, в качестве ключевой механики решения задачи сорсинга, скоринга и квалификации лидов мы с командой увидели инструмент, который позволяет ускорить согласование ТЗ, ничего не меняя в своей сложившейся воронке коммуникации: нужно просто сгенерировать ссылку, отправить ее рандомному контакту в условный Whats App, повторив так нужное количество раз.
Клиенты, которые действительно имеют намерение шить, производить и работать с контрактным производством автоматически отсортируются по факту наличия либо отсутствия ТЗ, а также его глубины.
Вместо заключения
Сегодня Fabrix работает и как маркетплейс: заявки, поступившие от клиентов, могут обрабатываться во внутреннем чате на платформе.
После прохождения клиентом этапов конструктора-конфигуратора технического задания, он может как сам написать производству в личный кабинет на платформе, уточнив статус своей заявки, так и дождаться ответной коммуникации от фабрики.
Нужно просто создать карточку компании при регистрации на платформе, чтобы к услугам производства могли прийти клиенты и извне - из внешней воронки Fabrix.
Тарификация текущего решения максимально простая: 1499 рублей/месяц за доступ как к CRM, так и к остальным модулям платформы - welcome.
Будем рады пощупать детальную и открытую обратную связь, как в комментариях к этой статье, так и в личных коммуникациях с нашими менеджерами. - совместные продуктовые эксперименты развивают нас обоюдно.
А если интересно почитать наши глубинные исследования, посвященные Fashion-рынку и сегменту Fashion Tech в частности - подписаться можно здесь.
Всем хороших выходных и праздников!