В третьем эксперименте, одну группу испытуемых попросили собрать небольшие конструкторы LEGO по инструкции, а второй группе (в другом кабинете) дали те же конструкторы, но заранее собранные для осмотра. Оказалось, что собранные своими руками конструкторы оценивались выше ($ 1,46), чем те же конструкторы, но собранные другими людьми заранее ($ 0,59). По аналогии с коробками из ИКЕА. Но в данном эксперименте была ещё третья группа испытуемых, которых также попросили собрать конструкторы LEGO по той же инструкции, но при этом, им не дали закончить сборку или попросили разобрать собранные ими конструкторы. Интересно что испытуемые из третьей группы, которые не успели собрать конструктор (или собрали, а затем разобрали) оценивали свои работы наравне с испытуемыми из второй группы ($ 0,59), которые получили уже собранные заранее конструкторы на осмотр.
Стало понятнее, почему покупатели нашего концентрата морской воды для промывания носа и горла в борьбе с ОРВИ охотно сами его разбавляли.
Мы конечно, понимали, что в основном это из-за экономии.
Разница в цене приготовленного раствора/аналога морской воды для промывания составляет около 100 раз по сравнению с готовыми аптечными прыскалками.
Теперь вижу, что фактор собственных усилий тоже сильно мотивирует.
Есть так называемая теория яйца:
В период 1920-40 годов американские производители продуктов питания хотели сократить время и усилия, необходимые для приготовления торта. Они настолько упростили процесс, что поварам нужно было добавить только воду и испечь торт. К сожалению, продажи смеси для торта быстро застопорились.
Производители пришли к психологу по имени Эрнест Дихтер. Он выяснил, что причиной был уровень требуемых усилий. Сделать торты было слишком просто! Это было настолько просто, что люди не получали удовольствия от выпечки торта.
Люди чувствовали себя так же, как, когда покупают готовые торты в магазине. Решение заключалось в том, чтобы убрать яйцо из сухой смеси и позволить людям добавлять его самим. Это привело к тому, что продажи снова выросли.
Суть та же, что и в эффекте Икеа. Но пример ближе к вашим покупателям :)
Какой же топорный спам. Все нужные ключевые слова упомянули в комментарии?
Мне кажется, что в ситуации с кроссовками, люди все таки платят не за свой труд, а за персонализированный продукт, за его индивидуальность.
Вы отчасти правы, платят в том числе и за персонализацию, что лишь усиливает эффект ИКЕА. Поясню: эксперименты описанные выше показывают, что эффект ИКЕА работает даже в том случае, когда продукт остается не видим для окружающих (коробка из ИКЕА хранится в чулане или используется при переезде). Соответственно, если речь заходит про продукт, который виден окружающим (одежда или обувь) данный эффект усиливается. В отчете по эксперименту (ссылка в начале статьи) этому посвящен абзац в котором говорится, что для эксперимента специально были подобраны продукты, на которые не влияют внешние факторы, чтобы не искажать результаты. Надеюсь понятно объяснил :)
С Лего какой то странный эксперимент, предлагать людям оценить уже собранный товар, суть которого непосредственно в процессе сборки
Идея в том, что конструктор Лего можно было купить, забрать домой и там разбирать/собирать множество раз, в отличие от оригами из бумаги. А испытуемые оценили собранный своими руками конструктор по цене $ 1,46, а собранный за них за $ 0,59. Ключевой момент третьего эксперимента в том, что если испытуемые не успевали собрать конструктор, то они по прежнему могли его купить и вместе со всеми деталями уже закончить сборку дома. Но эффект ИКЕА в этом случае пропадал и оценка несобранного конструктора снижалась. Таким образом, если какая-то задача на сайте не закончена - эффекта не будет, значит необходимо делать задачи простыми и понятными. Надеюсь не слишком сложно объяснил :)