Визионер компании — кто он такой и как влияет на бизнес-процессы?

Почему компаниям так важно работать не только на тактическом и стратегическом уровнях, помнить про будущее, которое, хоть и туманно, но неминуемо приближается с каждым днем. Кто такие визионеры и как их идеи помогают бизнесу? Меня зовут Алексей Кузнецов, я основатель и генеральный директор брендингового агентства Kuznets, сегодня расскажу о визионерах и почему к их прогнозам стоит прислушиваться.

Визионер компании — кто он такой и как влияет на бизнес-процессы?

Как распознать визионера?

Сочетание определенных признаков позволяет говорить о том, что перед нами визионер — явление редкое и уникальное. Во всяком случае, пока наша цивилизация порождает такое количество визионеров, чтобы они более-менее мягко вели человечество к новым этапам развития.

  • Визионер всегда ставит перед собой следующие задачи: экстраполяция трендов, постоянный взгляд в будущее, построение модели будущего, которое интересно, нужно и выгодно, борьба с невыгодными ситуациями в будущем.
  • Темы заявлений визионера не про настоящее время, они всегда заглядывают далеко вперед. Чем дальше мы живем, тем быстрее сбываются визионерские предсказания. Леонардо да Винчи — визионер, видевший на столетия вперед. Летательные аппараты, которые в его время могли вызывать усмешки или наводить ужас, сейчас привычное средство передвижения. Технические разработки Стива Джобса и всей его команды, которые за какие-то десятилетия открыли эпоху информационных технологий для человечества. На планете уже есть несколько поколений, рожденных со смартфонами в руке.
  • Для обычных людей, которые живут в этой реальности, кажется неадекватным, глупым, недальновидным, рисковым то, что транслирует и делает визионер. На сегодняшний день могут быть тысячи причин, почему он провалится, но визионер все равно следует своему видению и воплощает его.
  • Визионер озвучивает неожиданные, странные решения, для которых окружение и ресурсы еще не готовы, нет технологической, экономической и любой другой зрелости. Для всего окружающего мира это звучит интересно, но неправдоподобно из-за неготовности общества.
  • Визионерское видение всегда проходит многочисленные проверки временем и технологиями. Маск заявляет, что нейрочип, который внедрят второму человеку, уже через 10 лет будет внедряться повсеместно. Чип Neuralink для миллионов через 10 лет. Несколько лет назад он говорил про Starlink, и под этими новостями были полотна сообщений от физиков и айтишников, которые писали, что это полная ерунда. И ладно бы он это на 10 лет вперед говорил, он сделал это через 2 года. Кстати, а когда он там собирался умирать на Марсе?

Визионер видит и воплощает будущее во многих областях, он мультидисциплинарен. Маск создает космические корабли, занимается бионикой, телекоммуникациями, медиа. Визионеры, жившие столетия назад, также имели большой охват сфер деятельности — Ломоносов занимался физикой, химией, мозаикой, писал стихи. Леонардо да Винчи — инженерия, биология, искусство.

Кто такой визионер?

Для понимания сути визионерства предлагаю провести тонкую грань между визионером и прожектером. Последний увлекается неосуществимыми, неосновательными проектами и планами. Эта разница становится очевидной уже после первого проекта. У прожектера не получится воплотить свои планы в реальность. Визионер может увидеть реализацию своего проекта и обязательно воплотит его. Визионерские планы материализуются и сбываются, в идеале, под контролем самого визионера.

Визионер компании — кто он такой и как влияет на бизнес-процессы?

Есть еще интересная категория — футурологи. Все значимые фигуры в этой области оказывали влияние на реальность в разрезе своих прогнозов. Изобретатель и футуролог Рэймонд Курцвейл, например, сделал суперкомпьютер. То есть это практики в своих областях, люди, которые профессионально заглядывают в будущее и формируют его.

Визионер – это всегда специалист из отрасли. После того, как он увидел, он действует по превращению видения в реальность. Визионер – тот, кто может сформировать видение на долгосрочную перспективу.

В связи с нашей темой предлагаю вспомнить три закона Кларка:

  1. Когда уважаемый, но пожилой ученый утверждает, что что-то возможно, то он почти наверняка прав. Когда он утверждает, что что-то невозможно, — он, скорее всего, ошибается.
  2. Единственный способ обнаружения пределов возможного состоит в том, чтобы отважиться шагнуть немного дальше — в невозможное.
  3. Любая достаточно развитая технология неотличима от магии.

Все три закона подходят под описание визионера. Обнаружить пределы можно только сделав шаг в невозможное. Звучит претенциозно, но для визионера это норма жизни. Кстати, сейчас такое время, когда утверждать, что что-то невозможно, просто глупо. Посмотрите на комментарии в соцсетях о научных достижениях и медицинских фактах — частенько там просто отрицают или высмеивают то, что невозможно осмыслить на данный момент. Так вытесняется реальность, включается защитный механизм психики и очевидное называется фейком. Мозг просто кричит, что это невозможно, чтобы быть реальностью — вспомните, как приземляется SpaceX Илона Маска. Но возвращаемые ракетоносители — это и есть реальность, воплощенное видение.

Как визионерство выстраивает модель бизнеса?

Существует метод форсайт-сессий — это метод стратегической сессии, групповой работы приглашенных экспертов, с помощью которого строится модель будущего вокруг бизнеса во всех контекстах: образовании, финансах, медиа-продукте, экономике и так далее. Метод позволяет определить место компании в будущем — в позитивных и негативных сценариях, позволяет сделать выбор максимально позитивного для компании. Визионеры — это люди, которые живут в постоянном “форсайте в реальном времени. Постоянно анализируют поступающую информацию, достраивают ее до той точки, куда должны привести все линии. Проводят анализ — что может быть положительного и отрицательного. Выдумывают, как оседлать положительное и как вывернуть в свою пользу отрицательное.

Далее проводится разработка идей и плана по построению этого желаемого будущего, модель генерации решений и воплощения форсайтов. Используется метод Уолта Диснея, когда команда разделяется по нескольким психотипам: мечтатели, реалисты, критики.

  1. Мечтателю дается на реализацию какая-нибудь сложнейшая задача, вызов из будущего, сумасшедший запрос (например, интернет доступен из любой точки планеты Земля). Если ее дать реалисту, он скажет, что это нереально. Если дать критику, он ответит: «не надо, вы с ума сошли». Мечтатель с удовольствием намечтает, как это сделать.
  2. Далее продукт мечтателя отдается реалисту, он решает, что и как будет работать, пишет план реализации: кто, когда, что, во сколько, за сколько и т. д.
  3. Затем критик критикует план реалиста: «здесь вы не успеете», «там вам другой специалист нужен», «а вот здесь нет ресурсов».
  4. План опять попадает к мечтателю, и он снова, не ограничивая себя в ресурсах и способах, выдумывает, как обойти критические моменты — это он любит.
  5. Потом план отдается реалисту, и тот его улучшает.

Весь этот процесс идет до тех пор, пока у критика не закончатся критические замечания к плану реалистов. Опираясь на метод Уолта Диснея, можно сказать, что визионер — это мечтателе-реалист. Критика там немного, иначе можно было бы уйти в неврозы и депрессии из-за постоянной блокировки собственных фантазий, представлений, видений.

Визионер, при описании модели вероятного будущего, всегда представляет практически все или многие отрасли вокруг темы. Если говорим про бизнес, это не то, что с этим бизнесом (производства молока) будет через 5 лет. Видение — это контекст вокруг бизнеса во всех слоях и направлениях, и место в нем бизнеса. На примере форсайта описывается так: а что там в 2030-ом с системой образования в мире, как учатся люди? А будет уже нейроинтерфейс, когда можно расшарить часть мозга? Система госайти и контроля? Возможно, будет система по маркировке товаров. Замаркировали молоко, минералку, IT-продукты — вообще все. И можно начинать строить модель со всех сторон. А что с рождаемостью? Сколько миллиардов людей теперь? Ок, а из этого всего, что с моим бизнесом, что с точкой приложения? Наверняка, будут негативные последствия — воровство данных напрямую из мозга. И что с этим делать? Как защищаться от этого?

Самый визионерский вид искусства — как он влияет на бизнес?

Кино как визуальное искусство, возможно, самая очевидная область для визионерства. Визионер — это особый род творчества и состояния психики. Любой нормальный человек считает, что для того, чтобы понять, нужно увидеть. Для визионера увидеть — это и есть понять. Видение — это и есть понимание. Удивительно, но за всю историю кинематографа истинных визионеров было от силы 3-4 режиссера.

Один из них — Стэнли Кубрик, подаривший миру видение образов космоса, космических кораблей и многое другое. Бесчисленные космические станции, которые появлялись в кино, начиная с «Соляриса» Тарковского, и по сей день — то самое видение, которое оставил нам в наследство Кубрик. Он увидел эту картинку космической станции, потом воплотил ее с помощью технических и художественных средств, в прямом смысле построил павильон, а потом запечатлел на пленку. Тем самым, оставил свое видение следующим поколениям на годы вперед.

Это наследие не дает покоя и создателям рекламы. Яркий пример — рекламные кампании модного дома Gucci, период под руководством креативного директора Алессандро Микеле. В рамках кампании Exquisite был создан ролик, посвященный ретроспективе фильмов Кубрика. В нем прямые отсылки, по сути, воссозданные сцены из фильмов: «2001: Космическая одиссея», «Барри Линдон», «Заводной апельсин», «Сияние». Алессандро Микеле повторяет самые знаменитые кадры культовых фильмов Кубрика, попутно вшивая в них свои модели (коллаборация с Adidas) и ценности бренда.

Еще одна история с громким приветом от Кубрика — нашумевший в свое время трейлер к фильму «Барби». В нем мощная отсылка к «Космической Одиссее». Авторы ролика показали свою интерпретацию сцены с черным монолитом. Только у Кубрика монолит — это неживая субстанция, а в фильме Барби оживает и вроде бы становится человеком. Кстати, в трейлере нам показывают гигантскую куклу 59-го года выпуска, с нее начинается новая эра игрушек. Также и с появлением черного монолита для человечества началась новая эпоха. Могу с уверенностью сказать, что всевозможные отсылки к картинам Стэнли Кубрика еще очень долго будут появляться в работах рекламщиков, трейлермейкеров и других профессий, связанных со всей индустрией, производящей креативный контент.

Красноречивые выводы: кто создает будущее

Говоря о визионерах, можно назвать самые очевидные имена, которые прямо сейчас создают новую технологическую эпоху, куда интегрированы практически все сферы жизни человека. Это Илон Маск, который предрекает скорое увеличение продолжительности жизни для человека, Стив Джобс, которого уже нет, но развитие цифровой эры продолжается, во многом благодаря его визионерству.

Лоуренс Стролл, канадский бизнесмен, совладелец Aston Martin и владелец команды Aston Martin F1, разбогател на своевременных и выгодных вложениях в люксовые бренды: Tommy Hilfiger, Pierre Cardin, Polo Ralph Lauren. И здесь речь не просто о феноменальном чутье бизнесмена. Это визионерство, способность воплотить свои представления, в данном случае, в модный и ювелирный бизнес. Последняя новость — Стролл пригласил в команду Aston Martin легендарного конструктора Эдриана Ньюи. Уже построена новая база, идет строительство аэродинамической трубы. Какие технические прорывы, благодаря Лоуренсу Строллу, ждут человечество в ближайшем будущем?

Визионер компании — кто он такой и как влияет на бизнес-процессы?

Российский визионер Павел Дуров. Хорошо прочувствовал на себе, когда WhatsApp уже начал побеждать Viber, он был очень хорош. Фото, групповые чаты — как круто все придумали! И вдруг, в этот момент Дуров продает ВК, уезжает из страны, делает мессенджер Telegram. Ловишь себя на каком-то негодовании — ты же опоздал на 5 лет! Цукерберг уже купил WhatsApp. Игра в мировом масштабе сделана, кому ты нужен! А Дуров в эту тему зашел потому, что еще тогда видел тот tg процентов на 60, который мы видим сейчас. И где теперь Viber? И WhatsApp приходится непросто.

О российском визионерстве можно сказать, что оно в некотором роде стимулировано западными трендами. Но нельзя забывать и достижения, например, «Техносилы», которые еще в 2015 году представили новую бизнес-модель маркетплейса и стали продавать все — от стиральной машины до одежды и канцелярии. В те годы это стало невероятным прорывом для российского рынка и настоящим визионерским решением. На тот момент собственнику удалось воплотить это видение. Тогда еще была битва за то, чтобы стать маркетплейсом. Ozon только спустя несколько лет начнет подключать сторонних продавцов.

Кстати, именно в те годы мы делали проект «Назад в школу», где можно было поделиться школьными мечтами и подгрузить товар интернет-магазина к своему личному кабинету. Люди с удивлением обнаруживали: я мечтал о роликах — и вот, моя мечта в «Техносиле»! А кто-то хотел набор цветных карандашей — и мечта сбывалась.

Кто появится после Павла Дурова? Какие новые тренды станут актуальными в бизнесе, кто сможет увидеть и воплотить будущее глобального рынка? Уровень интеллекта и накопленных знаний молодеет. Возможно, когда-нибудь визионером станет каждый второй. Что ждет человечество тогда?

2
Начать дискуссию