Закупки в период повышенного спроса: как ЭТП помогает аптечным сетям минимизировать риски
Сезонность и резкие всплески спроса – обычное явление в аптечном бизнесе. Осенью и зимой, в период эпидемий респираторно-вирусных заболеваний и дефицита свежих овощей и фруктов, резко повышается спрос на противовирусные, противовоспалительные и жаропонижающие препараты, а также на витамины. Весной резко увеличиваются продажи антигистаминных препаратов: цветение растений вызывает обострение аллергических заболеваний. Летом, в период активного отдыха на природе и жаркой погоды активно раскупаются солнцезащитные средства, йод, лейкопластырь, бинты, перекись водорода, препараты от кишечных инфекций.
Всплески спроса могут быть вызваны и другими факторами: активной рекламой со стороны производителей, трендами на то или иное лекарство (например, на определенные витаминные комплексы), форс-мажорными ситуациями (например, пожары летом повышают спрос на средства для защиты органов дыхания).
Аптечные сети должны формировать ассортимент с учетом этих факторов, чтобы увеличить товарооборот, избежать убытков и сохранить лояльность потребителей. При этом необходимо учитывать тот факт, что колебания спроса вызывают и резкие изменения закупочных цен у дистрибьюторов: товар, на который возник ажиотажный спрос, резко пропадает с рынка, а потом возникает у некоторых поставщиков по более высокой цене. Это ставит аптечные сети перед сложным выбором: закупать по завышенной цене с риском убытков или отказаться от закупки, рискуя потерять продажи и клиентов.
Кейс
Предположим, что аптечная сеть из 100 аптечных пунктов закупает противовирусный препарат Х в объеме 500 упаковок ежедневно – по 5 упаковок на каждую аптеку. На основании анализа текущих цен дистрибьюторов в учетной системе сети установлена предельная цена на этот препарат 94 руб. Система будет формировать заявку на закупку с начальной (максимальной) ценой не выше 94 руб. и не будет заказывать дороже этой планки.
Однако в период ажиотажного спроса текущие цены у поставщиков на препарат Х поднялись до 112 руб. Аптечная сеть сталкивается с выбором:
- Купить по 112 рублей – риск не распродать весь товар по повышенной цене, и, когда спрос упадет, его придется реализовывать по цене ниже закупочной (убыток).
- Не покупать – риск потерять продажи и клиентов, потому что в аптеке не будет препарата повышенного спроса.
В отсутствие автоматизированного алгоритма менеджер вынужден вручную анализировать ситуацию и принимать решение, что требует времени и не всегда оптимально в силу влияния человеческого фактора.
Платформа «Торги223.Фарма» позволяет оптимизировать решение этой проблемы с помощью механизма предельных цен. В личном кабинете менеджер по закупкам аптечной сети видит как свою предельную цену, так и рыночную стоимость препарата, и может принять решение: не закупать по такой цене весь объем, но для поддержания минимального товарного остатка заказать вместо 5 упаковок на точку по 1 упаковке на точку. Менеджер увеличивает предельную цену с 94 до 112 руб. и уменьшает количество упаковок в заказе до 100. Такой подход позволяет обеспечить наличие препарата на полке в аптеке, сократить дефектуру и минимизировать возможные убытки – особенно, если прогнозируется снижение цены на этот препарат в ближайшем будущем.
Таким образом, платформа автоматизирует процесс, помогая аптечной сети эффективно и оперативно реагировать на пиковые спросы и сохранять стабильный запас нужных лекарств, не подвергая риску свой бизнес.