Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

Привет, это Antro. Мы с новым обзором рынка. На этот раз взяли отрасль БТиЭ и достали по ней максимум пользы. Получилось 300+ страниц, где есть все — от опыта мирового и российского рынков в офлайне и e-commerce БТиЭ до данных о поведении покупателей и трендов.

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

Мы давно занимаемся цифровыми продуктами для ритейла и e-commerce. Но интересуемся и рынком бытовой техники и электроники — одним из самых насыщенных и конкурентных. Чтобы лучше понимать, как он работает, и быть полезными компаниям в этой отрасли, мы изучили массу информации. Потом систематизировали данные и собрали их в один большой обзор — с актуальной статистикой, опытом мирового и российского рынков, покупательским поведением и свежими трендами.

Обзор получился объемным — и, как нам кажется, нереально полезным. Поделимся выжимками и наблюдениями в этой статье.

Продолжается экспансия китайских брендов и переход на оплату в валюту дружественных стран

Спрос на бытовую технику начал сильно расти с 2022 года и не спадает до сих пор. Объем россииского рынка бытовой техники и электроники в 2024 году составил 1,55 трл рублей. Самые популярные категории товаров — смартфоны, планшеты и умная техника.

Что касается динамики рынка, то можно отметить экпансию китаиских брендов бытовои техники и электроники, особенно в категориях «смартфоны, ноутбуки, телевизоры». Кроме того, наблюдается переход оплаты от евро и долларов к валютам дружественных стран. Импортеры БТиЭ в 2023 году в 99% случаев использовали для оплаты услуг вендоров и дистрибьюторов рубль, юань, дирхам, вон, донг. По некоторым оценкам, во II квартале 2023 года около 50% гаджетов было закуплено за юани.

Помимо такого явного преимущества, как отсутствие возможности зависания платежа, это позволяет получить более интересные предложения по конвертации при расчетах. В результате выгоду извлекают и поставщик, и покупатель, для которого в конечной цене товара будет заложено меньше издержек.

Жанна Романченко, финансовый директор дистрибьютора diHouse

Ниже — как изменились основные бренды бытовой техники и электроники в России

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?
Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

Что касается e-commerce-рынка, то мы выявили, что цифровая и бытовая техника принесли наибольшую долю от интернет-торговли. Доля на локальном рынке составила 13,8% (1,2 трлн рублей) и в трансграничной торговле — 29% (78,3 млрд рублей).

Самый высокий средний чек во внутренней торговле — на бытовую и цифровую технику, аксессуары, спорттовары и часы.
Самый высокий средний чек во внутренней торговле — на бытовую и цифровую технику, аксессуары, спорттовары и часы.

В полном обзоре больше информации о маркетплейсах, нишевых МП и ресейле — скачать его можно здесь.

Бренды Transsion Holdings пользуются все большей популярностью

Объем продаж смартфонов рекордно вырос с 2019 года и в 2024 году составил 715,3 млрд рублей, что на 5% больше, чем в предыдущем. Объем россииского рынка смартфонов в 2023 году в штучном выражении — 7,4 млн штук. Топ брендов по доле продаж: Xiaomi, Tecno, Samsung, Realme, Infinix, Apple. Основные причины роста брендов Tecno и Infinix в России — серьезное изучение целевого рынка, большие затраты на рекламу и ценовои демпинг (соотношение цены и качества).

Бюджеты действительно очень большие, реклама везде — в метро, на улице, в магазинах, на машинах. Кроме того, производители выплачивают бонусы продавцам и развивают неплохой собственный маркетинг, в том числе креативные проекты. Сказывается на росте продаж этих марок и демпинг

Марио Ян, генеральный директор Infinix

Apple остается одним из самых популярных брендов. Их смартфоны ликвидны на вторичном рынке, и темпы обесценивания iPhone также значительно ниже.

Что касается планшетов, то объем продаж за 2024 год составил 63,5 млрд, что на 23% больше, чем в предыдущем. Топы по оптовым закупкам — Huawei и Honor. Также Honor за год опередил по числу импортированных планшетов Apple — 159 тысяч против 155 тысяч. Средняя стоимость купленного планшета снизилась за год на 1% — до 20,4 тысяч рублей.

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

Бытовая техника также пользуется популярностью: объем продаж за 2024 год составил 657 млрд рублей, что на 12% больше, чем в 2023. Россииские производители увеличили выручку в 2-3 раза за 2023 год:

  • Kuppersberg — до более чем 9 млрд рублей;

  • Группа «Смарт Солюшен» (бренд Jacky’s) — в два раза, до 3,4 млрд рублей;

  • Weissgauf — в два раза.

76% онлаин-продаж приходится на 10 топовых брендов посудомоечных машин. Например, Kuppersberg, Midea Grundig, Gorenje, Hotpoint, Beko, Candy.

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

В полном обзоре вы также сможете найти информацию о СТМах, крупнейших ритейлерах и российских компаниях-производителях, данные по электронике и бытовой технике на мировом рынке.

Многие бренды ушли из РФ, а появились другие, не менее интересные

Бренды Honor, Samsung, Acer и Xiaomi после ухода с рынка возобновили рекламные кампании России в 2023 году и вернули активность на 65–100% от количества упоминании 2021 года. Конкретных цифр и бюджетов на рекламу в России пока нет, однако активность в социальных сетях, например, в официальных сообществах, на саитах авторизированных партнеров, в телеграм-каналах, присутсвует. Например, Honor активно рекламирует новые модели и запускает маркетинговые активности.

Шведская Electrolux Group, выпускающая бытовую технику под брендами Electrolux, Zanussi и AEG, уже ввела ограничения на параллельный импорт. В сетевых магазинах ретейлера объемы товаров Electrolux уже сильно ограничены.

Сергей Ли, главный исполнительный директор группы «М.Видео-Эльдорадо»

Но брендов в России хватает: одни расширяют свое присутствие на рынке, другие только выходят на него. Ниже краткий перечень:

Развиваются в основном российские и китайские бренды
Развиваются в основном российские и китайские бренды

В полном обзоре вы также сможете найти больше информации о российских брендах и брендах, которые ушли с рынка.

Интернет и отзывы — самые популярные источники информации о товарах

Судя по поисковым запросам россиян на бытовую технику, электронику и другие товары на основе данных «Яндекс.Wordstat» 2021-2023, рост показали категории: телевизоры, видео- и аудиотехника, мобильные телефоны, гаджеты и системы видеонаблюдения. Снижение зафиксировано в сегментах: техника для кухни, дома и офиса, а также компьютеры и ноутбуки.

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

Согласно опросу ВЦИОМ, люди также прислушиваются к отзывам других покупателей, советам знакомых и друзей, информации от самого производителя. Особенно активно информацию на сайтах и отзывы читают люди до 44 лет.

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

При покупке незнакомого бренда россияне чаще принимают решение, если у него есть положительные отзывы, он продается в крупном сетевом магазине или по скидке, производитель дает увеличенный срок гарантии. Барьерами являются сомнение в качестве товара, отсутствие достаточного количества отзывов и рекомендаций. При этом 46% россиян согласны с тем, что риска меньше, если покупать новый бренд в известном магазине.

Что касается незапланированных покупок и приобретения новых брендов, то россиян чаще всего провоцирует посещение онлайн-магазинов, торговых центров, поиск в Яндексе или Google. Большинство покупателей предпочитает тщательно изучить товар перед покупкой и почти 50% покупателей используют поисковые системы.

Листайте галерею, чтобы увидеть результаты опроса →

Что касается способов оплаты, то самым популярным остаются банковские карты — почти 70 % опрошенных хотя бы раз за год воспользовались ей при оформлении заказа. Оплата картой при получении на втором месте. Также россияне вносят предоплату картой или через СБП или дают сумму наличными при получении.

Судя по мировым тенденциям e-commerce, цифровые (мобильные) кошельки являются самым быстрорастущим методом оплаты. Прогнозируемый среднегодовой темп роста до 2027 года — 15%. A2A платежи продолжают расти на отдельных рынках, таких как Бразилия, Индия, Польша. BNPL выросли на 18% в 2022-2023 годах и достигли доли в 5%. Прогнозируется среднегодовой темп роста 9% до 2027 года, что равняется росту мирового e-commerce, а также сохранение доли в 5%.

Прогнозируется снижение доли кредитных и дебетовых карт из-за роста популярности цифровых кошельков
Прогнозируется снижение доли кредитных и дебетовых карт из-за роста популярности цифровых кошельков

Еще больше о том, как пользователи выбирают ритейлера и товары, как относятся к новым брендам, о проблемах в доставке, возврате и омниканальности — в полном обзоре.

Одна из тенденций — переход к осознанному потреблению

Одна из основных тенденций для потребителей — здоровье и благополучие. Это связано с осознанностью и ростом внимания к здоровью. Онлайн-расходы на товары для здоровья и хорошего самочувствия и сервисы, такие как приложения для телемедицины, фитнес-трекеры и другие по данным Deloitte Consumer Signals составляют значительную долю от всех покупок. Таким образом, ожидается увеличение спроса на товарные категории, предназначенные для мониторинга состояния здоровья, включая умные устройства.

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

Еще одна глобальная тенденция — смещение фокуса mass-to-micro. Сейчас потребители все больше отличаются друг от друга в покупательских предпочтениях и в том, чего они хотят от ритейлеров, что заставляет последних задуматься о смене своей парадигмы. Например, перейти от массовой торговли к нишевой, ориентироваться на спрос, а не на предложение. Ритейлерам стоит уделять больше внимания созданию персонализированного опыта для потребителей и диверсифицировать ассортимент и ценовые предложения.

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

Также компании уделяют особое внимание направлению R&D. Например, Apple. Огромный бюджет компании на исследования и разработки на протяжении многих лет привел к выпуску различных известных продуктов, включая iPhone, iPod, MacBook и iPad. В 2024 году компания выпустила свою первую VR-гарнитуру Apple Vision Pro.

Xiaomi. Расходы компании на исследования и разработки выросли на 19,2% в 2023. По состоянию на 31 декабря 2023 года в компании было 17 800 исследователей и сотрудников по развитию, что составляет 53% от всех сотрудников. На конец 2023 года зафиксировано более 37 тысяч запатентованных изобретений.

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

Что касается технологических трендов, то искусственный интеллект продолжает бить рекорды по популярности — его прогнозируемый объем в розничной торговле к 2028 году составит $24,1 млрд. В розничной торговле уже сегодня используются компьютерное зрение, обработка естественного языка, машинное обучение, чат-боты, также анализ изображений и видео.

Технологии ИИ используются в следующих направлениях:

  • Обслуживание клиентов. Например, компания Amazon использует технологические решения для создания комфортной среды для совершения покупок;
  • Персонализация. Например, Т-Банка создал первую в России экосистемк AI-помощников, которые умеют подстраиваться под запросы человека и давать ему персонализированный ответ с рекомендациями, подборками товаров и помощью личного эксперта
  • Визуальный поиск. Используется не только для поиска в интернете интересующего товара по фото или картинке, но и как самостоятельный инструмент на маркетплейсах, онлайн-магазинах. Например, на маркетплейсе Wildberries.
  • Управление запасами и складами. Уже многими ритейл компаниями используются возможности ИИ для анализа трафика клиентов, оптимизации складских процессов (выявление брака, повреждений), анализа сезонных тенденций (оптимизации уровня запасов и удовлетворения сезонного покупательского спроса).

Перейдем к трендам в покупательском поведении. Первый — это омниканальность, которая предполагает использование как физических, так и цифровых каналов продаж. Если все сделано эффективно, пользователи смогут свободно переходить от одного канала к другому, выстраивая отношения, которые улучшают общий опыт покупки и повышают лояльность к бренду.

Что стало с рынком бытовой техники и электроники (БТиЭ) за 2024 год?

Второй — рекоммерция. Потребители всех возрастов становятся все более открытыми для покупки подержанных товаров. Они рассматривают перепродажу как важнейший аспект осознанной и дальновидной потребительской культуры.

Потребители всех возрастов становятся все более открытыми для покупки подержанных товаров.
Потребители всех возрастов становятся все более открытыми для покупки подержанных товаров.

Еще один тренд — это реклама в ритейл-медиа. Объем российского рекламного рынка продолжает расти: в 2024 году он достиг ~1 трлн рублей. По оценке рекламных групп OMD OM Group, Okkam, «Родная речь», Sky Alliance и NMi Group, это +19–27% от 2023 года. Для крупных рекламодателей маркетплейсы и онлайн-площадки ритейлеров работают как охватное медиа, продвижение в котором позволяет выходить на прямые продажи продукции их брендов внутри торговой экосистемы.

Сегмент рос значительно более высокими темпами, чем весь остальной рынок, именно из-за новизны этого канала для продвижения товаров

Татьяна Хохлова, директор по цифровым технологиям АДВ
Эксперты «Яков и Партнёры» оценивают, что к 2029 году объем рынка может достичь 900 млрд ₽
Эксперты «Яков и Партнёры» оценивают, что к 2029 году объем рынка может достичь 900 млрд ₽

Еще больше о тенденциях и трендах в ритейле и покупательском поведении — в полном обзоре.

Вместо итогов

В этой статье мы показали только небольшую часть обзора. Но в самом материале — еще больше данных о компаниях и отрасли, мнений лидеров рынка БТиЭ. Вы можете скачать ознакомительную версию — нужен только e-mail, и она у вас. А если хочется нырнуть в обзор глубже и разобраться по-настоящему — у нас есть полная версия со всеми деталями на 300+ страниц.

Узнать, какие главы мы включили в обзор, чем отличаются версии и как их получить — можно на нашем сайте.

9
2
8 комментариев