50 оттенков Рейтинга Рунета: как мы попали в топы рейтингов и сохранили нервную систему (почти)
Возможно, где-то в мире и существуют ИТ-компании, которые не хотели бы видеть себя в топовых отраслевых рейтингах, но мы в Umbrella IT всегда очень ценим, когда наши труды замечают: в такие моменты ощущаешь, что все усилия были не напрасны. Меня зовут Сергей, я отвечаю за участие Umbrella IT в рейтингах, и хочу рассказать, как участвовать в крупных рейтингах и не перегореть.
Совсем недавно мы выдохнули после эпичной битвы за места в нескольких категориях Рейтинга Рунета. Если вы думаете, что для участия в нем достаточно было заполнить пару полей анкеты и спокойно ждать своего появления на верхних строчках, то, видимо, вы попали в 2025 из прошлого на машине времени. В этом году мы поставили амбициозную цель: попасть во все целевые рейтинги. И это оказалось тяжелой задачей: наши проекты и опыт работы детально рассматривались модераторами — важно было не просто попасть в рейтинги, а попасть в срезы, которые принесут нам лидов (как мы надеемся). Расскажу, как это было (дальше будет разбор полетов, прощание с последними нервными клетками и благодарность неожиданной солидарности в ИТ-коммьюнити).
Помните старые добрые времена (читай: до 2024), когда можно было просто выгрузить все разработанные проекты и документально пройти обязательную проверку?(что уже заставляет поволноваться). Забудьте. В этом году организаторы решили сделать методику отбора более жесткой, справедливой и прозрачной. Задумка классная, но она заставила участников понервничать и добавила многим новых седых волос.
Немного цифр о Рейтинге Рунета 2025:
В 2025 году 1067 компаний (из 1324 подавших заявки) вошли в итоговые рейтинги Рунета. Это на 183 больше, чем в 2024-м (тогда было 884 из 1117). Участвовали компании из 104 городов, причем почти половина (483) базируется в Москве, за ней следуют Санкт-Петербург (170) и Екатеринбург (61).
На основе 88 976 реальных проектов сформировано 34 рейтинга, которые включают 8395 узкоспециализированных срезов. Теперь заказчики, например, могут найти подрядчика не просто «для e-com», а под конкретный тип платформы, воронку или отраслевую специфику. Рейтинг Рунета действительно можно назвать полноценным инструментом для подбора подрядчика, среди его участников — сильные игроки Digital и ИТ рынка.
Что еще поменялось:
- Срезы пошли в горизонтальный рост. Теперь не просто «сайты», а «сайты простые», «сайты средние», «сайты сложные». То же самое с мобилкой. И это, пожалуй, хорошее нововведение – всё-таки хочется соседствовать в списке с похожими по масштабу компаниями. Но методику такое разделение, конечно, усложнило, а старожилы с ностальгией вспоминали прошлые, «более простые» времена.
Выручка – новая валюта успеха. В методику добавили необходимость указывать диапазон цен, что делало сложнее прохождение в основные срезы по критерию выручки. Зато нововведение внесло больше прозрачности по участникам рейтинга.
Проекты тоже начали дробить. В этот раз даже если вы долго работали с одним клиентом, вели его несколько лет от MVP до внедрения появившихся позавчера интеграций, рассматриваться будут именно подпроекты, а не разработка под ключ за весь период. То есть, каждую итерацию по внедрению функций нужно было вносить отдельно. Например, разработка сайта – это один проект, а логотип или чат-бот, который вы делали для этого сайта, – уже другой.
Это сильно замедляло процесс внесения информации по проектам. То есть, долгосрочные отношения с клиентами внезапно перестали быть сильным аргументом в рамках Рейтинга Рунета.
Отчасти на такой шаг организаторы пошли из-за накрутки срока сотрудничества некоторыми участниками, а отчасти из-за логики, которую не всем было легко принять, в духе «вы же не можете 5+ лет работать над одним проектом, мы сомневаемся и будем вас дополнительно проверять». Хотя на рынке обычная практика – длительно работать с клиентом по одному договору.
Искусственный интеллект, комплексная разработчика, коммуникационные агентства, креатив, видео, репутация (ORM), мобильный маркетинг, инфлюенс-маркетинг, e-com, промышленность — это новые категории, которые Рейтингом Рунета оценивались в этом году впервые.
В подготовке методики впервые участвовали отраслевые ассоциации: рейтинг «Брендинг» — АБКР (Ассоциация Брендинговых Компаний России); рейтинг «Инфлюенс-маркетинг» — АБА (Ассоциация Блогеров и Агентств); рейтинг «Искусственный интеллект» — АЛРИИ (Ассоциация лабораторий по развитию искусственного интеллекта).
Страдания, бессонные ночи и методика, которая иногда, казалось, жила своей жизнью (прямо до дедлайна)
А теперь – о «тонкостях» процесса 2025, которые показались мне максимально спорными (и стоили кучу невров). Представьте:
1. Поломанные процессы. Обычно: аккуратная табличка с проектами → перенос в ЛК → отправка. В 2024: табличка почти готова → Внезапно, апдейт методики! → Паника → Срочные митинги → Пересчет всего под новую логику. И так – раз восемь…Каждый раз, когда ты думал «ВСЁ, финишная прямая!», организаторы подкидывали новый «сюрприз». Главные хиты – учет выручки по проектам и постоянные апгрейды и уточнения условий для попадания в целевые рейтинги — это было очень ресурсозатратно.
2. Админка. Ее интерфейс расширялся вместе с моими удивленными глазами. В итоге участники рейтингов стали невольными бета-тестерами. Было очень больно видеть, как админка легла прям в разгаре редактирования проектов, но, к счастью, ее быстро восстановили. Когда вводишь кучу изменений, будь готов к повышенной нагрузке ресурса.
3. Стресс-тест на прочность. До самого момента публикации результатов не было уверенности: попадем мы в списки или нет? Промежуточные итоги? Да, но финальное решение – оставалось загадкой до самого финала. Успокоились только увидев свое название в списках на ожидаемых позициях.
Чат Рунета: Оазис взаимопомощи
А вот здесь – неожиданно теплый момент! Несмотря на ощутимый стресс и градус в чате, поднимавшийся до уровня «страсти по новой методике», IT-комьюнити показало себя молодцом.
«Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, — мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, — мой друг». В чате царила удивительная солидарность. Вопросов – тысячи. Организаторы (Александр Туник, Анатолий Денисов – отдельное спасибо!) активно отвечали, но не всегда успевали из-за огромного потока сообщений. И тогда на помощь приходили... другие агентства! Да-да, те самые конкуренты. «Как заполнить этот пункт?» – «Смотри, я вот так сделал!».
Защитники Рейтинга vs Скептики: появились и ярые защитники новых правил (часто новички), и те, кто поливал методологию за «постоянные изменения» (чаще олды). Споры кипели, иногда доходило до исключений из чата. Но в целом – дух «мы все в одной лодке» победил. Несмотря ни на что, люди помогали. Это круто.
Статистику в студию!: Организаторы не скупились на пост-публикационную аналитику. Можно было запросить детализацию по своей компании: сколько проектов учли, где прошли. Полезно для пиара и осознания масштаба свершений (или потерь).
Мой совет новичкам и тем, кто планирует участвовать в рейтинге следующем году – обязательно вступайте в чат, это правда поможет!РРазговорная (чат сообщества) — .me/+3s63IWzaWLVmZmEy
Почему мы все еще здесь, несмотря на все сложности?
Если честно, в какой-то момент руки опускались. Недоработанная админка, методика-хамелеон, тонны перелопаченных актов... «А стоит ли оно вообще?» – вопрос часто витал в воздухе.
И хотя в начале статьи я писал о том, как важно для любой ИТ-компании признание и имидж на рынке, есть, конечно и более осязаемые поводы продолжать участвовать в Рейтинге Рунета. Это доверие со стороны потенциальных и существующих клиентов.
А еще все чаще в требованиях тендеров на крупные заказы встречается строчка: «Наличие в авторитетных отраслевых рейтингах (например, Рейтинг Рунета)». Вот и весь прагматичный ответ. Без рейтинга – можно упустить очень хорошего клиента. Поэтому терпели, злились, но заполняли. SEO-плюсы (видеть себя в топ-20 ключевых рейтингов вдохновляет) – приятный бонус. Очень надеемся что теперь к нам будут приходить качественные лиды.
Резюмирую: работа со стороны РР была проведена колоссальная, несмотря на все плюсы и минусы Рейтинг Рунета продолжает набирать обороты, как самый честный инструмент подбора Digital-подрядчика, что в целом заслужено.