Как мы снизили количество ошибок отправки и доставки электронных писем вдвое
Как команда Т—Ж искала ошибки доставки и отправки и устраняла их
Привет! На связи Ира Карпенко, лид коммуникаций Т—Ж.
Весной 2024 года мы решили сконцентрироваться на росте базы активных email-подписчиков. Для нас активный — это тот, кто открывает минимум одно письмо в месяц или переходит по ссылкам из него.
Чтобы добиться цели, решили запустить несколько кампаний на две аудитории:
- Тех, кто перестал активничать в тематических рассылках, но открывал информационные письма.
- Тех, кто не открывал вообще никакие письма в последние 100 дней.
Интересы пользователей могли поменяться, поэтому хотелось им рассказать, что у нас можно найти рассылки на любой вкус, и таким образом их реактивировать.
Мы предполагали, что, когда начнем отправлять больше писем на более широкую и к тому же холодную аудиторию, количество отписок, ошибок доставки и отправки увеличится. Поэтому выбрали для себя предельное количество оттока — 45 тысяч в месяц. Если превысим это значение, новые рассылки останавливаем и пересматриваем сегменты и механики, чтобы не ухудшать репутацию почтового домена.
Но уже в первый месяц после того, как мы начали работу над активацией подписчиков, отписки, ошибки доставки и отправки выросли до 60 тысяч. Такого поворота мы не ожидали, поэтому остановили новые кампании и стали исследовать, что же произошло.
В этом материале я расскажу, как мы расследовали рост недоставок и неотправок и устраняли их причины. А именно:
- как обнаружили атаку ботов и ограничили их влияние;
- из-за чего письма не успевали отправляться пользователям;
- что мы придумали делать с переполненными ящиками подписчиков.
Мы работаем в Mindbox, поэтому все фильтры и технические особенности будем рассматривать на примере этой платформы. Но я уверена, что наш опыт можно переложить и на другие сервисы.
Как расследовали, почему растут недоставки и неотправки
Сначала под подозрение попали новые рассылки, ведь мы пробовали реактивировать холодную аудиторию. Но оказалось, что показатели отписок, жалоб на спам и недоставок были в норме: их значения были чуть выше, чем у остальных коммуникаций, но это было ожидаемо. К тому же в абсолютных значениях прирост был незначительным. Так мы поняли, что копать нужно в другом месте: на проекте что-то работает не так. Оставить проблему без внимания мы не могли, иначе это бы вылилось в еще больший процент ошибок и привело в спам.
Мы решили найти рассылки, которые генерируют ошибки. Для этого:
1. Выгрузили из Mindbox в гугл-таблицу все ошибки доставки и отправки за семь дней. Каждую неделю мы отправляем одинаковый набор рассылок — больший период не принес бы новых данных, а просто увеличил бы их количество и усложнил обработку.
2. По каждому действию выделили типы недоставки или неотправки — определили самые частые.
Среди недоставок самыми распространенными оказались ошибки «Адрес не существует», «Адрес или IP отправителя заблокирован получателем», «Ящик переполнен или неактивен».
Среди неотправок — «Актуальность рассылки закончилась, сообщение не успело отправиться», «Невалидный контакт», «Отсутствует контакт».
3. Отсортировали рассылки по самым частым типам ошибок от большего количества к меньшему, чтобы найти те, что дают наибольший отток. Оказалось, что в основном это были базовые рассылки, запущенные до начала эксперимента.
4. Изучили рассылки, у которых было много одинаковых неотправок и недоставок. Например, когда расследовали ошибку «Невалидный контакт», смотрели на сегменты, которые участвовали в рассылке. Если письма возвращались с ошибкой «Актуальность рассылки закончилась», проверяли настройки.
Так мы обнаружили несколько причин ошибок. Расскажу про наш неочевидный топ-3 и про то, как их устранили.
Какие причины ошибок нашли и как их устраняли
Причина 1. Атака ботов
Какие ошибки вызывала: «Адрес не существует», «Невалидный контакт»
Атака ботов вызвала больше всего ошибок. Мы нашли три подозрительные группы пользователей, отправки которым приводили к недоставкам и неотправкам:
- Те, кто оставил в поп-апе несуществующий контакт и после подписки не совершал на сайте ни одного действия в течение двух-трех дней.
- Те, кто подписывался на рассылки через поп-ап и оставлял несуществующий контакт. Но при этом они могли совершать действия на сайте.
- Третья группа вызывала операцию подписки на сайте напрямую, кодом — в Mindbox передавалась только подписка без каких-либо других действий на сайте.
И у всех этих групп были общие признаки:
- не были указаны имя и фамилия;
- в Mindbox стояла пометка, что устройство деактивировано;
- была общая «маска» адреса электронной почты, например восемь случайных символов.
С помощью фильтров Mindbox всех ботов объединили в сегмент и исключили из рассылок, а затем настроили автоудаление.
Причина 2. Письма формировались слишком долго
Какие ошибки вызывала: «Актуальность рассылки закончилась, сообщение не успело отправиться»
У каждой нашей рассылки установлена актуальность — время, в течение которого письмо может отправиться подписчику. Так письмо не уйдет пользователю, когда контент в нем будет уже не актуален, и вернется к нам с ошибкой «Актуальность рассылки закончилась, сообщение не успело отправиться».
Мы заметили, что такая проблема случалась с письмами, в которых много блоков персонализации: содержание письма зависело от дополнительных полей, интересов пользователя, его поведения на сайте. То есть письму нужно было время, чтобы сформироваться, а мы ограничили актуальность рассылки 10 минутами. Чтобы решить эту проблему, достаточно было увеличить срок актуальности до часа. Ни контент, ни пользователи от этого не пострадали, а ошибок стало меньше.
Причина 3. Подписчики с заброшенными ящиками
Какие ошибки вызывала: «Ящик переполнен или неактивен»
Часть недоставок случалась из-за переполненных почтовых ящиков. Существенная доля наших подписчиков с нами уже много-много лет, и неудивительно, что какие-то адреса становятся за это время неактуальными: кто-то теряет доступ к ящику, кто-то переходит на другой почтовик, уход зарубежных сервисов тоже делает свое дело.
Чтобы снизить влияние заброшенных адресов на доставляемость, мы решили отправлять их на карантин. Настроили пересчитываемый сегмент, в который попадают клиенты с недоставками из-за переполненного ящика за последние семь дней. После попадания в сегмент подписчик на неделю исключается из рассылок. По истечении этого времени снова отправляем ему письма — и так до следующей недоставки.
Какой результат получили
За пару месяцев мы снизили недоставки и неотправки с 60 до 30 тысяч — это даже меньше, чем наш ориентир.
Устранив все ошибки, мы пересмотрели и фильтры автоудаления пользователей. Добавили туда сегмент ботов и уточнили условия, по которым ищем неактивных. Например, вот так собирается сегмент неактивных в течение года. Он обновляется каждую ночь, и неактивные аккаунты удаляются.
Так наша база регулярно очищается от нежелательных контактов, и теперь, спустя год после резкого роста оттока, показатели и вовсе не выходят за пределы 25 тысяч в месяц.
Несколько советов, как бороться с ростом недоставок и неотправок
- Тщательно проверяйте, кто получает ваши письма. Все ли пользователи ведут себя как реальные люди? Если выделяются одинаковые паттерны поведения, которые сложно объяснить логически и технически, скорее всего, у вас орудуют боты.
- Проверьте актуальность рассылки. Не слишком ли вы ее сократили? Что случится, если пользователь получит письмо в течение часа вместо 10 минут?
- Регулярно проводите ревизию и очистку своей базы. Посмотрите, кто перестал быть активным и почему. Актуальны ли их адреса? Можно ли выделить их в отдельный сегмент и попробовать реактивировать? Отправляйте таких пользователей на карантин либо совсем удаляйте из базы.
А еще больше причин недоставок и неотправок мы разобрали в Mindbox Журнале. Заходите почитать, если хотите глубже погрузиться в тему!