15 презентаций о том, как снимают кино в России
В павильоне «Мосфильма» режиссёры, продюсеры и специалисты по новым технологиям рассказали, как ИИ и виртуальный продакшен меняют кинопроизводство. Делимся видео и конспектами.
В апреле в павильоне №16 киноконцерна «Мосфильм» состоялась очередная «XR-cреда», организованная СберМаркетингом и Sber Metaverse Tech. Мероприятие в павильоне Sber Virtual Production Hub на «Мосфильме» было посвящено использованию virtual production в съёмках рекламы и кино.
Это уже четвёртая конференция — проект стартовал в 2023 году и с тех пор стал важной площадкой для обсуждения технологических решений в производстве медийного контента для рекламы и видеопродакшена.
В этот раз мероприятие собрало представителей киноиндустрии, рекламных агентств, студий визуальных эффектов и продакшен-команд. Главная тема конференции — применение технологий virtual production в кино и рекламе.
Темами выступлений стали современные подходы к созданию контента с применением virtual production, организация съёмочного процесса, распределение ролей в команде, интеграция AI- и VFX-технологий в медиапроизводство, взаимодействие VP с генеративным ИИ, управление цветом, освещением и композицией, а также разработка уникальных сцен с помощью новых технологических решений.
Максим Козлов, руководитель Sber Metaverse Tech: «XR-cреда» проходит уже в четвёртый раз — и стала регулярной площадкой для профессионального общения. Каждый раз мы фокусируемся на самых актуальных темах, которые формируют будущее медиапроизводства. Наша задача — развивать технологии и выстраивать вокруг них сообщество, которое двигает индустрию вперёд».
Константин Поляничев, руководитель направления технологий СберМаркетинга: «Мы разрабатываем новые форматы взаимодействия между брендом и аудиторией: создаём визуальные языки общения с цифровыми ассистентами, строим метавселенные, используем digital humans, развиваем технологии съёмки. «XR-среда» — пространство для профессионального диалога, где мы обмениваемся идеями и видим, как технологии меняют подход к медиаконтенту».
Полный список презентаций — видеозаписи и краткое содержание:
- Как мы строим самую большую Virtual Production студию в Европе
- Панельная дискуссия: «Состояние рынка Virtual Production»
- Опыт съёмок фильма «Красный шёлк»: мотивация, вызовы, результат
- Virtual production в производстве сериалов: креатив, экономика, планирование
- Свет, цвет и композиция в virtual production: взгляд оператора
- LED, свет, камера, цвет: кто отвечает за картинку?
- Virtual production: роль DIT на площадке
- Панельная дискуссия: «Взаимодействие VFX с Virtual Production и AI»
- Путешествие сквозь время и пространство: создание уникальной однокадровой сцены для фильма «Сто лет тому вперёд»
- Оригинальные сериалы и оригинальные технологии
- AI, VP и нейросети: как новые технологии переписывают сценарии кинопроизводства
- Что определяет подход к производству контента в Virtual Production?
- Генеративный ИИ в киноиндустрии
- Написание сценария для техноконтента с использованием ИИ
- Virtual production как синтез технологий XR, motion capture, volumetric и AI VFX
Как мы строим самую большую Virtual Production студию в Европе
Cпикер: Максим Козлов, руководитель Sber Metaverse Tech.
Во вступительном слове Максим Козлов рассказал, как быстро развивается технология virtual production: с первых съёмок «Мандалорца» в 2019 году до образования 500+ студий сегодня. Лидеры отрасли — Amazon, Stage Craft (Disney), Nant Studios, Pixomondo (Sony Pictures) и Dark Bay (Netflix) — используют передовые технологии, включая LED-экраны AOTO, которые играют ключевую роль в передаче изображения консистентно. Такие экраны есть и в Sber Virtual Production Hub. Совместная студия-павильон «Мосфильма» и Sber Metaverse Tech — это не только российский хаб с возможностями лидеров мировой киноиндустрии, но и платформа для создания контента нового поколения, где технологии будущего становятся доступными уже сегодня.
Панельная дискуссия: «Состояние рынка Virtual Production»
Участники:
- Юрий Ярушников, основатель студии XOVP.
- Андрей Смирнов, продюсер и сооснователь Play Production.
- Сергей Миненков, директор VP-продакшена Киностудии Горького.
- Фёдор Маркушевич, креативный продюсер Sber Virtual Production Hub.
Эксперты обсудили рост популярности virtual production (VP) в России: если в 2021 году технологию использовали лишь 3% проектов, то к 2024-му — уже 20%. По прогнозам, к 2030 году VP будет задействован в 90% съёмок — не только в кино и сериалах, но и в рекламе, музыкальных клипах, прочем медиаконтенте. Сфера развивается и встречает государственную поддержку в виде таких программ, как «Москва — город кино», запущенную мэром Собяниным для развития киноинфраструктуры. Однако требуется больше специалистов, а также исследований и пересмотра подходов к реализации проектов.
Одна из отличительных особенностей VP — возможность управлять «живой» средой на съёмочной площадке в режиме реального времени, что невозможно при использовании другого инструмента, хромакея. Тем не менее для съёмок с экранами нужно больше ресурсов, в том числе подготовка пайплайнов и сценариев нового типа. Важно понимать, virtual production — отличный инструмент с высококачественными результатами, но, как и любую другую новую технологию, его необходимо понять и освоить.
Опыт съёмок фильма «Красный шёлк»: мотивация, вызовы, результат
Спикеры:
- Юрий Ярушников, основатель студии XOVP.
- Максим Михайлов, оператор-постановщик.
В съёмках фильма «Красный шёлк» активно использовалась технология VP. Для проекта в студии XOVP были построены большие экраны протяжённостью 60+ метров для съёмок эпизодов в поезде и вокруг него. Из-за специфики исторического периода фон должен был соответствовать ландшафту 1928 года — без автомобилей, столбов ЛЭП и прочих следов современности — поэтому съёмка с натуры была заменена на 115-километровый фон, созданный с помощью технологии Unreal Engine. В сочетании с системой управления светом DMX и гимблом создатели киноленты получили реалистичную картинку с динамикой света и движения, а также ощущение полного погружения в аутентичную среду. Использование VP позволило сократить срок производства, поскольку результат спецэффектов был виден ещё в процессе съёмок. В итоге проект был реализован за один год.
Virtual production в производстве сериалов: креатив, экономика, планирование
Спикеры:
- Степан Коршунов, режиссёр сериала «Челюскин. Первые».
- Денис Усенко, линейный продюсер проекта.
Спикеры поделились информацией о съёмках сериала «Челюскин», 18 смен которого были произведены в VP-павильоне. Особенность арктической среды, в которой работает ледокол, — снег, лёд, вода — сложна для натурных съёмок. Поэтому создатели фильма заменили их на студийные, где две смены были отведены для тестирования, тринадцать прошли с использованием большого экрана 8х32 м, три смены — на экране размером 21х6 м.
Процесс подготовки к съёмкам занял три месяца и охватил 3D-реконструкцию лагеря Шмидта по архивным материалам, создание анимированных персонажей с индивидуальными чертами и легендами, а также проработку погодных условий и интерактивную карту локаций для оперативной смены планов. Такой подход позволил соблюсти жёсткие сроки без переработок, обеспечив при этом полную историческую достоверность каждого кадра. Virtual production упростил съёмочный процесс и сделал возможным то, что при традиционных методах потребовало бы колоссальных ресурсов.
Свет, цвет и композиция в virtual production: взгляд оператора
Спикер: Денис Аларкон Рамирес, оператор-постановщик RGC.
Спикер поделился особенностями съёмок триллера «Вниз» Марюса Вайсберга. Из-за особенности сюжета фильма, герои которого оказываются заперты в одном замкнутом пространстве лифта небоскрёба, было решено добавить картине визуального разнообразия — панорамный вид на город. Чтобы добиться фотографической достоверности, урбанистический фон был снят с высотной крыши одной из башен делового центра «Москва-Сити». Затем натуральное изображение свели с достроенным с помощью VP фоном — и получили управляемый с точки зрения деталей и колористики контент. В результате идея полустеклянного лифта с вау-панорамами привнесла свежее прочтение сюжету.
LED, свет, камера, цвет: кто отвечает за картинку?
Спикеры:
- Наталья Макарова, оператор-постановщик.
- Александр Симонов, оператор-постановщик.
- Антон Зудочкин, колорист.
Эксперты поделились рекомендациями: подключать колориста нужно уже на этапе проб. LED-экраны — это в первую очередь источник света, и их характеристики важно согласовать заранее, так как на постпродакшене исправления будут сложнее. Ещё один важный момент — синхронизация между художниками Unreal Engine и операторами. Понимание возможностей друг друга ускоряет работу и помогает оперативно устранять нестыковки между реальными и виртуальными элементами. При этом света LED-экранов недостаточно для освещения актёров — требуется профессиональная цветная и управляемая световая схема. Только так можно добиться гармоничного и кинематографичного изображения.
Virtual production: роль DIT на площадке
Спикер: Александр Самохвалов, DIT, колорист.
DIT, или digital imaging technician, — специалист, который следит за тем, чтобы изображение на съёмочной площадке соответствовало художественному замыслу режиссёра и оператора, а также требованиям постпродакшена. По сути, он связующее звено между всеми сторонами, вовлечёнными в процесс создания картинки: операторами, VFX, колористом и продюсером. DIT первым видит контент в финальном виде, поэтому его роль на площадке обширна и её сложно переоценить.
Панельная дискуссия: «Взаимодействие VFX с Virtual Production и AI»
Участники:
- Дмитрий Широков, VFX-супервайзер и продюсер, CEO Pixel Bears.
- Никита Витик, team lead volumetric video/AI VFX Sber Virtual Production Hub.
- Виктор Манин, CEO Anvil Frame.
- Роман Ерёмин, VFX-супервайзер Trёhmer Film.
- Александр Липилин, VFX-супервайзер Main Road Post.
- Вячеслав Тютюгин, head of virtual production CGF, CEO CGF ViewGA.
Спикеры представили шоурил-кейсы масштабных российских и международных проектов с использованием хромакея, Unreal Engine, VFX, VP. Различные инструменты для визуализации — это не способ сократить расходы, а принципиально разные подходы к созданию контента. Хромакей подойдёт для относительно коротких сцен до 20 минут и детализации, для фонов, которые будут появляться в фильме дольше указанного хронометража выгоднее использовать VP.
При этом ошибки в выборе технологии могут привести к неисправимым последствиям на этапе постпродакшена. Так, например, неестественно выглядящая графика Unreal Engine требует доработки через нейросети, и финальный вариант невозможно переиначить. В этом контексте virtual production выгодно отличается возможностью сразу видеть конечный результат и оперативно корректировать сцены в процессе съёмок. Ключевое преимущество технологии VP — она переносит значительную часть работы на этап подготовки, минимизируя риски и непредвиденные расходы на завершающих стадиях производства, а также может применяться в комбинации с другими инструментами.
Путешествие сквозь время и пространство: создание уникальной однокадровой сцены для фильма «Сто лет тому вперёд
Спикер: Александр Липилин, VFX-супервайзер Main Road Post.
Эксперт рассказал о сложной сцене из экранизации фантастической повести Кира Булычёва, на производство которой ушёл один год. Её снимали в павильоне, используя целый комплекс технологий. Сложную персонажную анимацию full CG заменили на технологию motion control, чтобы сохранить и передать актёрскую игру. Актёры с хореографами разработали схему передвижения в кадре, а само пространство в кадре разделили на шесть сегментов, чтобы роботизированный кран на рельсе Bolt смог правильно зафиксировать эпизоды согласно драматургической задумке. Вследствие кропотливой работы, начатой ещё в период написания сценария, получился захватывающий эпизод.
Оригинальные сериалы и оригинальные технологии
Спикер: Гавриил Гордеев, генеральный продюсер Okko.
Гавриил Гордеев коснулся темы взаимоотношения идеи и технологии. С каждым годом рождаются всё более сложные и амбициозные проекты, создатели которых с большим вниманием относятся к подходам и инструментам воплощения. Именно это отличает качественный оригинальный продукт от растиражированного копипастом «массмаркета», который создаётся по одним и тем же референсам и губит настоящее искусство. Творец не должен бояться экспериментировать и конкурировать с нейросетями — гораздо лучше обратить их в помощников, чтобы в синергии рождались новые смыслы и творческие проекты.
AI, VP и нейросети: как новые технологии переписывают сценарии кинопроизводства
Спикер: Екатерина Кононенко, генеральный продюсер ID Production.
Продюсер триллера «Кентавр» и комедии «Дорогая, я не перезвоню» поделилась особенностями съёмок с использованием VP. В «Кентавре» все проезды по ночному городу снимались с использованием экранов. При этом с художественной точки зрения фоны помогли передать настроение каждого эпизода — романтики, интриги, опасности. В комедии, напротив, целью использования VP было разделить сюжетные миры — обычный и параллельный, для генерации которого также использовался ИИ. Спикер подчеркнула, что технология требует времени для подготовки: например, на препродакшен и подготовку ушло полгода, затем пять месяцев — на постпродакшен. Однако киноиндустрия движется в сторону освоения технологий, и всем участникам важно освоить передовые инструменты.
Что определяет подход к производству контента в Virtual Production?
Спикер: Мурад Ибатуллин, арт-директор Sber Virtual Production Hub.
Тесты, прелайт, съёмка — три главных этапа работы с технологией VP. Подготовка технического инструментария до старта съёмок — важная часть производства фильма или рекламы. Визуальный контент и каждый шаг его производства также должен контролироваться и координироваться с командой студии, чтобы решать технические вопросы оперативно и качественно.
Генеративный ИИ в киноиндустрии
Спикер: Павел Перегудов, медиапродюсер, основатель фестиваля AI-фильмов MyFilm48.
Эксперт отметил, что к 2026 году 80% компаний во всём мире будут использовать нейросети, и объяснил, почему искусственный интеллект заменит специалистов. Нейросети не работают «по волшебству» и не создают шедевры без человеческого контроля. Возможности нейросетей всё ещё ограничены, и важно балансировать между идеей и технической реализацией. Каждый ИИ-инструмент требует специфических навыков и умения их применять, а общий результат зависит от слаженной работы всей команды.
Написание сценария для техноконтента с использованием ИИ
Спикер: Олег Уразайкин, режиссёр-постановщик.
Спикер рассказал об особенностях создания сценариев для проектов с использованием VP. К ним относится расчёт площади — действующие лица будут работать в ограниченном пространстве, поэтому сценографика должна это учитывать и возвращать их на исходную точку. Действия и декорации должны быть отделены от фона как минимум несколькими метрами и предметами — окнами машины или поезда, стеклянной стенкой лифта для гармоничного и аутентичного визуала. Однако фон для конкретной сцены может быть переиспользован со сменой ракурсов, цветовой палитры, световых режимов, что позволяет оптимизировать траты.
Единого шаблона хорошего сценария нет, но существует стандартный пайплайн: идея — структура сценария — первый драфт. Использовать нейросети в качестве помощника можно на каждом этапе. На первом подойдёт любая ИИ-модель (например, хаб Perplexity), чтобы определить, в каком жанре история лучше всего раскроется. На втором — сценарный ИИ (Saga, Nolan Ai, Melie, Subtxt). На третьем — лучше использовать мощные платные Reasoning LLM (OpenAI o1, DeepSeek R1, Claude 3.7 Sonnet). Главное — помнить, что нейросети — лишь инструмент, а качественный контент требует профессионального подхода на всех этапах производства.
Virtual production как синтез технологий XR, motion capture, volumetric и AI VFX
Спикеры:
- Алексей Храмцов, руководитель направления XR & Volumetric Sber Virtual Production Hub.
- Виталий Волков, VFX-супервайзер Sber Virtual Production Hub.
Сейчас востребованы проекты, где живая актёрская игра сочетается с цифровыми мирами — и VP идеально подходит для решения таких задач. Это не одна технология, а целый комплекс: LED-экраны, motion capture, volumetric-сканирование и AI VFX работают вместе, создавая гибридную реальность. Эксперты Sber Virtual Production Hub уже отработали эти технологии на практике, устранив типичные сложности. Главное преимущество — гибкость. Фактически VP стирает границы между реальным и цифровым и открывает новые возможности для режиссёров.