Маркетинг
PHYGITALISM

XR и туризм. Как технологии позволяют путешествовать без билетов?

Большинство людей часто посещает мысль о том, чтобы съездить куда-либо отдохнуть, вырваться из привычной рутины или впервые посетить известные города. Но пандемия оказала серьезное влияние на развитие и доступность сферы туризма, а наложенные ограничения стали для многих непреодолимыми. В этой статье мы хотели бы подробнее остановиться на том, как XR-технологии помогают решить эти и многие другие боли туристического бизнеса и конечных пользователей его сервиса - нас всех.

Прежде чем перейти к изучению опыта использования технологий, мы хотели бы подробнее рассмотреть ситуацию на рынке, так как она во многом предопределяет вектор развития индустрии.

Туристический рынок и место технологий в нем

Как отмечает Всемирная туристская организация, туризм - это один из самых прибыльных экономических секторов, который занимает третье место по экспорту услуг и в 2019 году составлял 7% всемирного объема торговли.

Для многих стран туризм является системообразующим экономическим сегментом, и в 2020 году эта отрасль пострадала больше всех из-за коронавируса, повлиявшего на экономику и жизнь многих стран по всему миру. Согласно оценкам, падение доходов достигает 1,2 триллиона долларов, и более чем 100 миллионов людей находится под угрозой увольнения. Примечательно, что подсчеты другой исследовательской компании McKinsey указывают на значительно более плачевный результат - до 8,1 триллиона долларов.

На этой карте мира с данными о туристических прилетах, подготовленной Всемирной туристской организацией, наглядно представлено, что почти все континенты и страны потеряли около половины привычного потока туристов, что значительно повлияло на экономическую стабильность.

Статистика Headhunter также показывает, что количество вакансий, а, значит, и востребованность в специалистах, упало на 53%.

Все это еще раз подтверждает факт того, что туристический рынок больше всего пострадал от пандемии, но чтобы выйти из этой тенденции и справиться с проблемой, необходимо внедрять новые подходы.

Рассматривая технологии для сферы туризма, многие специалисты выделяют в первую очередь не иммерсивные технологии (к которым относится AR и VR, например), а digital. Мы считаем, что для того, чтобы быть “на волне трендов”, самое время посмотреть на эти технологии и изучить возможности их применения - на примерах этой статьи.

Согласно исследованиям McKinsey в среднем путешественник тратит 36 дней от начала поиска до оплаты номера в отеле. За это время он может рассмотреть до 45 вариантов на разных поисковых платформах и сайтах бронирования, а в процессе пользуется не только стационарным компьютером, но и разными мобильными устройствами.

Более того, 31% пользователей начинает бронировать путешествие именно с поисковиков, при этом они ориентируются на качество и полноту доступной информации, а не на широкий спектр выдачи результатов. Немаловажным фактором для принятия решения является кроссплатформенность и возможность просматривать и бронировать путешествие с разных девайсов. Интересное исследование от Deloitte показало, что улучшая время загрузки сайта всего лишь на 0,1 секунду, бренды могут добиться повышения конверсии в целевое действие на 10%. Скорость загрузки повлияла также на увеличение среднего чека почти на 2% и глубину просмотра сайта, что говорит о необходимости создавать бесшовный, комфортный и быстрый переход между различными каналами коммуникации.

Из приведенных данных мы видим, что в среднем путь от потенциального потребителя услуг до их покупателя достаточно длинный, при этом для принятия решения представители целевых аудиторий обращают внимания не только на бренд, но в большей степени на качество доступной им информации, которую они видят и читают. Происходит это не только потому, что путешествия зачастую дорогие, но и потому, что эмоциональная связь и перспектива получения позитивного и захватывающего опыта и воспоминаний играют немаловажную роль. Некрасивые фотографии и описания мест, отелей и городов будут отталкивать, а качественные и красочные видеоряды и презентации более вероятно привлекут внимание. Для этого используются самые разные технологии и инновации.

Различные специалисты выделяют среди технологических трендов и инноваций очень большой стэк технологий - от виртуальной реальности до машинного обучения. В этом разрезе была даже разработана концепция Tourism 4.0, и подобно другим 4.0 концепциям (например, Industry 4.0), в ней заложен эффективный симбиоз технологий, инноваций, человека и улучшенного опыта взаимодействия с помощью устойчивых экосистем и приложений.

На этой небольшой схеме среди технологий, на которых базируется новая индустрия туризма, есть технология дополненной реальности. Стоит заметить, что и в других различных классификациях и делениях технологий в Tourism 4.0 выделяется только дополненная или только виртуальная реальность, что не до конца отражает тенденцию рынка - все эти технологии имеют место быть, просто в разных подсекторах и регионах какие-то из них будут преобладать, а какие-то нет.

В связи с этим, мы хотели бы рассмотреть самые яркие примеры использования как технологий виртуальной, дополненной реальности (общий термин для них - XR-технологии, который также включает смешанную реальность, но из-за ее недостаточной развитости ее упоминают намного меньше), а также хотели бы затронуть различные web-решения, которые позволяют решать проблемы туристического бизнеса и боли потенциальных туристов.

Виртуальный туризм и путешествия

Для максимального погружения в атмосферу любого места и передачи аутентичности многие компании внедряют виртуальную реальность. Рассматривая VR, стоит учитывать, что он может использоваться в различных целях в сфере туризма:

  • маркетинг территорий,
  • продвижение отелей,
  • продвижение авиалиний,
  • развлекательный контент с привязкой к достопримечательности, стране или истории.

Мы хотели бы поделиться наиболее яркими из них, которые сочли интересными и демонстрирующими все возможности технологии.

Поскольку к виртуальной реальности можно отнести не только контент для VR-гарнитур, а также видео в формате 360, мы приведем яркие примеры и таких кейсов. При этом стоит заметить, что их становится все больше, а для конечного потребителя такое развитие является только преимуществом - этот способ иммерсивного погружения самый недорогой по сравнению с другими вариантами.

Изучение отелей

Для презентации всех преимуществ отеля иногда недостаточно фотографий, и в случае с Hyatt Regency разработчики смогли передать сразу несколько отличительных черт отеля в одном небольшом ролике 360:

Просмотр достопримечательностей

Thomas Cook, старейшая туристическая компания, в 2017 году представила ролик, направленный на демонстрацию различных достопримечательностей Нью-Йорка.

Интересно, что название этого видео ‘Try-before-you-fly’ так похоже на известную механику использования AR и 3D-визуализаций в e-commerce, о чем мы, кстати, написали в нашей статье про применение XR-технологий в O2O-коммуникациях.

Кстати, в приложениях “Карты” на устройствах Apple тоже внедрена своеобразная функция просмотра панорам 360, но, к сожалению, на русские достопримечательности она не работает, зато можно “полетать” над мостом Золотые ворота в Сан-Франциско :)

Виртуальное путешествие

Виртуальная реальность в формате отдельного приложения для VR-гарнитур - это наиболее погружаемый опыт, и существует множество приложений, которые позволяют переместиться из своей квартиры в любую точку Земли. При этом есть специализированные приложения, такие как Google Earth, например:

Их основная цель - предоставить виртуальные путешествия любым желающим, для этого нужны только гарнитура HTC Vive или Oculus RIft.

Но есть и другие варианты приложений, в которых путешествие - это один из вариантов времяпрепровождения. Например, в приложении Alcove вы можете отправиться в ряд стран и получить небольшую экскурсию по городу и окружностям:

Одна из отличительных особенностей VR - предоставление возможностей для сторителлинга. В разрезе сферы туризма примером такого приложения является Escape Now: The Icons, в котором в течение 7 эпизодов предлагается посетить 7 мест и окунуться в историю, с ними связанную.

Борьба с аэрофобией

Совершенно другой подход мы видим у SkyLights - они используют VR не для прямого продвижения авиакомпании, а в качестве инструмента, позволяющего путешественникам наиболее спокойно перенести полет. Они предлагают посмотреть различные фильмы в VR, при этом изображение синхронизируется с самолетом, и в случае чрезвычайных ситуаций или турбулентности, например, на самом экране показывается сигнал “Пристегнуть ремни”

Так бренд помогает справиться с волнением и помочь расслабиться во время путешествия.

Спорт и туризм: виртуальное погружение

В то же время в Китае был открыт первый XR-парк, в котором люди могли не только больше погрузиться в культуру, но и переместиться в в другой климат и покататься на лыжах, прыгнуть с парашюта и просто поиграть со своими друзьями в VR.

Такой опыт максимально приближает виртуальное взаимодействие к тем эмоциям, которые человек получает при спортивных путешествиях в разные уголки планеты.

Интересное решение представлено на стыке VR и AR в виде проекта 360stories. Их команда предоставляет интерактивные туры в разные города мира в режиме онлайн, при этом сама экскурсия будет проходить вместе с реальным гидом и в формате 360.

Также скоро ожидается внедрение AR-платформы со сторителлингом, которая будет основываться на механике порталов.

Космические перспективы

На сегодняшний день большинство из нас представляет путешествие как посещение различных стран и городов нашей планеты, но не исключено, что в скором будущем мы сможем отправиться и за пределы нашей атмосферы - в космос.

Виртуальная реальность - отличный инструмент для интеграции человека в любую среду. В рамках нашего проекта MARSUM, при создании которого мы консультировались с ИМБП РАН, любой желающий мог оказаться в реальном окружении планеты Марс и увидеть, как мог бы происходить процесс освоения планеты в будущем. Поверхность планеты в игре повторяла реальный ландшафт Марса, на основе реальных данных.

Можно заметить, что “космические путешествия” - это в целом тема довольно актуальная, и все больше компаний рассматривают и пробуют в качестве экспериментов виртуальные опыты. Например, Virgin Galactics в своей программе представляют один из самых инновационных самолетов, разработанных для полетов на большой высоте.

SpaceX славятся своими амбициозными планами по освоению космоса, и в мае 2020 года с запуском ракеты была организована онлайн-трансляция на платформе Decentraland:

Думаем, что в будущем подобных примеров будет еще больше, поскольку космическая отрасль развивается, а человек всегда стремился к покорению космоса! :) Для нас это особенно интересная тема, ведь большая часть команды - выпускники Московского Авиационного Института, где уже второй год подряд функционирует наша магистерская программа , по направлению AR/VR/ML.

Изучив ряд примеров, можно заметить, что виртуальная реальность, направленная на достижение ряда маркетинговых и коммуникационных целей, все-таки больше сфокусирована на наглядной визуализации и погружении в определенное место, поскольку VR позволяет создавать любые сценарии и миры. Играет ли AR подобную роль в организации путешествий?

Дополненная реальность в путешествиях: помощник и гид

Одним из главных преимуществ дополненной реальности является ее мобильность и большая доступность. Для взаимодействия с AR достаточно иметь мобильный смартфон и доступ в Интернет, что обеспечивает больший охват.

В сфере туризма AR может использоваться для различных целей:

  • маркетинг территорий,
  • продвижение и интерактивное вовлечение в рамках достопримечательностей
  • иммерсивная навигация,
  • городские гиды и туры,
  • интерактивные музеи,
  • геймифицированное продвижение территорий.

Навигация с помощью AR

Для многих людей, готовящихся к путешествию, немаловажным фактором является продумывание маршрутов, тщательное изучение всех достопримечательностей и маршрутов, на каком транспорте и сколько это будет стоить. Дополненная реальность в свою очередь помогает туристам решать такую проблему, как поиск автобусной остановки, например. Приложение Bus Times London показывает цифровой маршрут к нужной остановке, используя только камеру.

Подобное приложение есть и в Германии - для региона Нижней Саксонии и Бремена, например.

В сторону навигации с помощью AR двигается и Google:

Показывая интерактивные подсказки с направлением движения, новые карты позволят не только быстро и правильно дойти до нужного места, но и обеспечивают безопасность движения, так как оно не обязывает постоянно смотреть на экран.

Подготовка к полету: выбор места и чемодана

Одним из первых шагов в подготовке к путешествию (особенно если вы планируете его самостоятельно) является не только выбор города и страны, куда мы хотели бы отправиться, но и выбор рейса, которым мы хотели бы полететь. Благодаря приложениям мы можем забронировать билеты, не заходя на сайт, а в таких решениях, как iflyA380 от Airbus добавлены еще различные полезные функции визуализации маршрутов на карте и просмотр салона самолета, что позволяет наиболее точно и правильно выбрать комфортные места.

А с помощью приложения App in the Air вы не только можете отслеживать все ваши полеты и хранить всю информацию о них в одном месте, но и измерить размер вашей ручной клади, что значительно поможет правильно спланировать место и выбор багажа.

Подобное решение с возможностью узнать размер багажа есть и у нидерландской авиакомпании KLM:

Приложение доступно в AppStore и GooglePlay.

Изучение локации будущего путешествия

Часто туристические компании и маркетологи прибегают к такой механике, как AR-порталы. По сути это двери, пройдя через которые с помощью мобильного устройства, вы попадаете в любую локацию и город. В этом примере мы можем попасть на главные улицы Италии:

А немецкие авиалинии Lufthansa с помощью порталов предлагают отправиться в Нью-Йорк и Гонконг:

Преимущества такого показа заключается в иммерсивности и возможности погрузить потенциального клиента в атмосферу отелей страны и культуры. Благодаря этому, например, отель Marriott показывает не только номер, который вы можете забронировать в Мексике и на Карибских островах, но и посмотреть то, как выглядит сам отель, и прогуляться по пляжам:

Помощь в понимании иностранного языка

Среди интересных инструментов, которые помогли бы пользователям быстрее адаптироваться в новой стране - это обыкновенный переводчик с технологией Google Lens, который помогает перевести текст, просто наведя на него камеру.

Как можно заметить, если виртуальная реальность использовалась больше для погружения в атмосферу мест и их продвижение, то дополненная реальность - это скорее инструмент, делающий весь процесс подготовки к путешествию и сам туризм более богатым и впечатляющим опытом, который доказывает, что путешествовать удобно - это просто.

Рассуждая об XR-технологиях и изучая рынок, мы также обнаружили, что решения для браузеров являются не менее популярными способами вовлечения и информирования аудитории. Технически, конечно, мы не можем их отнести напрямую к XR-технологиям, но в рамках нашего обзора хотели бы привести пример того, как решения в web позволяют передать атмосферу места. Вы можете прогуляться по Национальному парку Йосемити в Калифорнии или осмотреть озеро Вёртер-Зе в Австриина этом сайте собраны сразу несколько ресурсов для виртуальных прогулок по Австрии).

Подобных решений становится все больше, что доказывает востребованность в наглядных визуализациях мест назначения.

Выводы

XR-технологии, в частности виртуальная и дополненная реальность, в туристической отрасли обладают уникальными возможностями, которые помогают решить целый ряд проблем:

  • боль клиента с недостатком живых визуализаций,
  • длинный клиентский путь,
  • неуверенность в принимаемом решении
  • невозможность посмотреть много информации за раз,
  • необходимость тратить время на то, чтобы узнать историю места или рассказы других туристов.

Благодаря иммерсивности и неограниченному инструментарию для визуализации, XR-технологии обладают следующими преимуществами в сфере туризма:

  • уникальная маркетинговая стратегия продвижения и отстройка от конкурентов,
  • эмоциональное воздействие на целевую аудиторию, что побуждает к шерингу опыта,
  • повышение лояльности клиентов, особенно в случаях добавления новых функций, облегчающих опыт взаимодействия и принятие решения,
  • повышение популярности определенных мест, достопримечательностей, городов и даже стран,
  • сторителлинг для музеев, городов и выставок,
  • создание комфортных условий для путешествия, так как AR позволяет вовлекать аудиторию на разных этапах прохождения CJM,
  • возможности для upsale, которые открываются при добавлении интерактивных механик с получением приза (например, AR quiz с получением скидки).

Подводя итог, следует сказать, что XR-технологии позволяют максимально вовлекающе организовать диалог с целевой аудиторией. При этом компаниям необходимо также уделять немалое внимание Интернет-представительству для того, чтобы у пользователя осталось положительное мнение о взаимодействии с тем или иным брендом.

{ "author_name": "PHYGITALISM", "author_type": "self", "tags": [], "comments": 0, "likes": 6, "favorites": 10, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 210627, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Fri, 19 Feb 2021 14:26:01 +0300", "is_special": false }
0
0 комментариев
Популярные
По порядку

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарий удален

Комментарии

null