Про стартапы

С 2018 года в нашем учебном центре «ТопЭксперт» я начал преподавать интернет-маркетинг в формате стартап-проектов. Всё уместилось в два листа задания: придумать продукт или услугу, определить целевую аудиторию, выстроить карту пути клиента (CJM), провести маркетинговые исследования (конкурентный анализ, анализ рынка, SWOT), сформировать УТП и рекламные гипотезы. Далее — сделать лендинг, запустить рекламу, проанализировать результаты, посчитать ROI и, при необходимости, повторить цикл. По окончании курса мы проводили защиты проектов и записывали лучшие кейсы на видео.

В 2020 году стал давать такое же задание студентам в вузе. Масштабы были разные — от потоков в 300 человек до небольших групп, и среди них бакалавры, магистры, очники, заочники. С каждой итерацией я добавлял лучшие примеры в файл задания: к двум страницам с описанием и ссылками на теорию добавилась третья страница с реальными кейсами. В 2023 году министерство образования ввело KPI по развитию стартапов, и студенты стали защищать дипломы в формате «стартап как диплом». Я возглавил университетский стартап-клуб, отбирал и сопровождал проекты, защищаться можно было как одному, так и в команде.

Параллельно я применял тот же подход для заочников на учебной практике. По учебному плану нужно дать им производственное задание, выполнимое дистанционно. Формат стартап-проекта подошёл идеально. Потоки в сотни человек каждый семестр.

Летом 2024 года организовал всероссийский студенческий фестиваль стартапов. Так же прошёл повышение квалификации для преподавателей в МИРБИС по программе «Управление стартап-проектами».

В итоге накопился некий опыт после нескольких тысяч стартапов. Есть видео сотен лучших из них. Многие проекты во время обучения получили неплохую прибыль. Одна подопечная заняла второе место в программе «Я в ДЕЛЕ».

Самое интересное — выводы:

1. У молодых ребят нет «больших» идей — всё крутится вокруг собственных услуг или хендмейд-товаров. А если и появляется что-то новое, то чаще всего оказывается невоплотимым на практике. Пока не видел ни одного проекта, в которой мне бы захотелось вложить деньги.

2. Мотивации «делать бизнес и зарабатывать» не наблюдается.

3. При этом учебный процесс получается отличный: обратная связь очень хорошая. Когда показываю лучшие проекты на видео следующим потокам, студенты начинают копировать этот шаблон. Тем самым они подтягиваются по уровню и стремятся повторить лучшие практики.

Почему же отсуствует мотивация?

Поколение Y (миллениалы), дети 80-90-х, росли в родительских «хрущевках», и социальным лифтом было либо «гоп-стоп», либо предпринимательство. А современные молодые люди, 18-25 лет, зачастую обеспечены родительскими ипотеками и их ценность — «наслаждаться жизнью».

Начать дискуссию