Как использовать анализ трафика: от поиска инвестиционных идей до оценки интересных ниш для стартапа
Привет, меня зовут Коля Голос, я сооснователь стартапа Metrica — мы собираем данные о конкурентах в интернете и помогаем доставать из них инсайты. Рассказываю, почему мы начали именно с анализа трафика и сколько неочевидных выводов можно из него извлечь.
В ноябре я уже писал статью на vc.ru, как мы искали идею для стартапа и сделали первые продажи ещё до запуска продукта. С тех пор я ушёл из Тинькофф, на наш сайт из статьи перешло более 1 000 посетителей, мы получили 120 заявок и сделали 10 продаж на 250 000 рублей.
Мы составили много отчётов с глубоким конкурентным анализом для первых клиентов и поняли, что идём не туда: пытались собрать как можно больше данных под каждого клиента и в итоге сильно закопались. Стоило начать с одного показателя и постепенно расширяться.
Стало ясно, что много инсайтов мы извлекаем из анализа трафика сайтов, поэтому решили сосредоточиться конкретно на нём.
Из общения с потенциальными клиентами выяснили, что мало кто понимает, зачем смотреть трафик других компаний. А те, кто его всё-таки смотрят, делают это в основном для трекинга конкурентов. Делюсь, как через анализ трафика я нахожу идеи для стартапов и вложений в ценные бумаги.
Как анализ трафика помогает находить идеи для стартапов
Через анализ трафика отдельных компаний стартаперы и венчурные инвесторы могут быстро оценить динамику различных ниш и найти те, которые быстро развиваются или, наоборот, стагнируют.
Например, последний год быстро растёт трафик сайтов, которые связаны с шахматами.
При этом я думаю, что в нише не хватает качественных продуктов: неделю назад я хотел зарегистрироваться на онлайн-турнир, но вместо кнопок «регистрация» или «заплатить взнос 300 рублей» мне выпала инструкция на 3 страницы, как зарегистрироваться. Записаться на офлайн-турнир ещё больший ад, можете проверить сами: )
Ещё один растущий сегмент — сервисы подписок на создателей контента. Последние пару лет идёт тренд на то, что контент монетизируется не только за счёт рекламы, но и за счёт платежей от подписчиков.
Другая интересная ниша, которая начала расти во время ковида — инструменты для распределённых команд. Яркий представитель — Miro, стартап с корнями из России.
Точно так же можно найти сегменты, которые падают или стагнируют, хотя, казалось бы, там всё хорошо. Например, в последнее время много шума вокруг киберспортивных стартапов, в частности, в нише киберспортивного образования. Однако я сам 3 года назад делал стартап в этой сфере и знаю, какое там большое кладбище проектов.
Чтобы определить потенциал ниши, я сравниваю динамику нескольких крупных сайтов из этой сферы и смотрю, есть ли у них общий тренд. Оценив динамику, можно выбрать наиболее сильных игроков и скопировать их, либо подумать, как выделиться и создать свой продукт. А если вы венчурный инвестор, можно найти рынок или стартап, к которому стоит присмотреться.
Как конвертировать трафик в инвестиционные идеи
Есть компании, у которых важные бизнес-показатели зависят от трафика. Соотвественно, у них есть корреляция между динамикой визитов и курсом акций.
Иногда бывает, что трафик выстреливает быстрее, чем акции. Так было с Zoom весной 2020 года. Если бы я месяцев девять назад посмотрел динамику прироста их трафика, то наверняка изучил бы компанию детальнее и выложил бы в их акции часть портфеля. Это был тот случай, когда трафик ещё до публикации отчётов и громких новостей в СМИ сигнализировал инвестору, что здесь стоит попробовать.
Понятно, что на рынке в тот период была паника, но с помощью анализа трафика можно было найти компании, которые из-за пандемии не упали, а, наоборот, взлетели. Тогда я это не учёл, а теперь имею в виду.
Сейчас я как инвестор смотрю трафик, чтобы понять, как компании и ниши восстанавливаются после пандемии — например, слежу как дела у Booking и Airbnb. Ещё сравниваю динамику сайтов интернет-компаний — интересно, как справляется Dropbox в условиях жёсткой конкуренции с Apple, Google и Microsoft.
Как ещё можно использовать трафик
Анализ трафика пригодится, если у вас есть конкуренты и вы хотите отделить растущих игроков от стагнирующих, чтобы уделять больше внимания первым, изучать детальнее их маркетинг и продукт.
Ещё я частенько смотрю, насколько события и новости влияют на компании. Например, шумиха в декабре вокруг PornHub, связанная с удалением контента, ему аукнулась.
Через анализ трафика можно найти ниши, которые целиком зависят от определённых событий. Например, популярность криптовалютных бирж да и сайтов о крипте сильно зависит от курса Биткоина.
В каких случаях анализ трафика особенно полезен
Трафик — это классный индикатор, на который я особенно обращаю внимание, если:
- Посетители компании пользуются в основном веб-версией продукта, а не мобильным приложением;
- Ключевые метрики компании вроде конверсий и прибыли зависят от объёмов трафика. Например, онлайн-образование, интернет-магазины, сервисы стриминга, облачный гейминг, фриланс или маркетплейсы;
- Сайт посещают больше 200 000 человек в месяц: тогда будет меньше вероятность выбросов и сильных погрешностей;
Отмечу, что рост трафика не всегда говорит о качественном росте бизнеса. Стартапы могут сжигать деньги инвесторов и привлекать кучу трафика, а с экономикой при этом у них может быть беда. И, как в любом анализе, я принимаю решение, основываясь на нескольких показателях, из которых трафик — это одна из полезных переменных.
Какие сервисы я использую
- Google Trends — можно отследить общий тренд по запросам. Правда, сервис показывает некую оценку запроса от 0 до 100, по которой сложно понять объём аудитории.
- Wordstat — для трекинга роста ниш и спроса на отдельные продукты. Сервис показывает только запросы от пользователей Яндекс и не подойдёт, если хотите сравнить, как растёт ниша или компания в разных странах.
- SimilarWeb, Alexa, Semrush — профессиональные инструменты для отслеживания трафика и его источников у отдельных сайтов и даже индустрий. Бесплатно они показывают данные максимум за полгода и зачастую только по сайтам с посещаемостью примерно от 50 000 визитов в месяц. Этого недостаточно, чтобы делать выводы по динамике и сезонности ниш.
В целом у существующих сервисов есть свои ограничения, которые мешали мне решить задачи, о которых я здесь пишу. Поэтому, как это часто бывает у стартаперов, мы сделали для этого свой продукт — телеграм-бота MetricaRobot.
Ключевые отличия: можно бесплатно посмотреть трафик любого сайта за 3 года и сравнить его с другими сайтами, а данные — легко экспортировать в эксельку.
Данным из бота можно верить: мы спарсили аналитику нескольких тысяч сайтов, чтобы сравнить точность существующих сервисов и своего продукта. Это уже тема для отдельной статьи, но, если вкратце, то мы не уступаем текущим решениям.
Если у вас есть идеи, как ещё можно использовать трафик, поделитесь в комментариях, буду рад почитать!
Интересно! Скажите, не совсем понял источники данных. Вы используете платные подписки для сбора данных?
Мы собираем данные из множества открытых источников, включая Alexa, SimilarWeb и других ресурсов. Далее обрабатываем их с помощью своего алгоритма, чтобы подтюнить точность
Комментарий недоступен
Тоже интересно
Интересный подход анализа компаний для инвестиций. Будем пробовать)
Привет!
Спасибо за статью, интересно.
Хочу уточнить про 1 момент: существует выражение "Buy the Rumor, Sell the News" – покупайте на слухах, продавайте на новостях. И кажется, что действительно, когда мы видим рост макро-показателя (тренда посещаемости нескольких популярных сайтов из индустрии), то возможно входить уже поздно и тренд упущен? Как вы считаете?
То есть, например, после Хода Королевы очевидно появится пачка проектов про шахматы, но скорее всего выиграют конкуренцию из них те, кто по каким-то причинам начал делать проект до Хода Королевы. Или вообще имел существующий. Аналогично с инвестициями.
Как вы думаете, каким образом можно увидеть зарождение тренда на ранней стадии?
Классный вопрос! Я думаю, что, когда ты запускаешь в проект почти всегда будут игроки, которые уже в нише существуют и получат за счет этого преимущество
Другое дело, можно заходить в растущую нишу, а можно, например в падающую. Конечно, когда ниша растет, и ты уверен в дальнейшем ее росте, то это позитивный фактор. Плюс когда рост стремительный, то освобождается место для других проектов, например, более узких, направленных на отдельные сегменты в нише.