Маркетинг
Голос Николай

Как использовать анализ трафика: от поиска инвестиционных идей до оценки интересных ниш для стартапа

Привет, меня зовут Коля Голос, я сооснователь стартапа Metrica — мы собираем данные о конкурентах в интернете и помогаем доставать из них инсайты. Рассказываю, почему мы начали именно с анализа трафика и сколько неочевидных выводов можно из него извлечь.

В ноябре я уже писал статью на vc.ru, как мы искали идею для стартапа и сделали первые продажи ещё до запуска продукта. С тех пор я ушёл из Тинькофф, на наш сайт из статьи перешло более 1 000 посетителей, мы получили 120 заявок и сделали 10 продаж на 250 000 рублей.

Мы составили много отчётов с глубоким конкурентным анализом для первых клиентов и поняли, что идём не туда: пытались собрать как можно больше данных под каждого клиента и в итоге сильно закопались. Стоило начать с одного показателя и постепенно расширяться.

Стало ясно, что много инсайтов мы извлекаем из анализа трафика сайтов, поэтому решили сосредоточиться конкретно на нём.

Из общения с потенциальными клиентами выяснили, что мало кто понимает, зачем смотреть трафик других компаний. А те, кто его всё-таки смотрят, делают это в основном для трекинга конкурентов. Делюсь, как через анализ трафика я нахожу идеи для стартапов и вложений в ценные бумаги.

Как анализ трафика помогает находить идеи для стартапов

Через анализ трафика отдельных компаний стартаперы и венчурные инвесторы могут быстро оценить динамику различных ниш и найти те, которые быстро развиваются или, наоборот, стагнируют.

Например, последний год быстро растёт трафик сайтов, которые связаны с шахматами.

Посещаемость двух самых популярных шахматных сайтов в мире во время первой волны коронавируса выросла почти в 2 раза, а после выхода сериала «Ход королевы» взлетела ещё выше

При этом я думаю, что в нише не хватает качественных продуктов: неделю назад я хотел зарегистрироваться на онлайн-турнир, но вместо кнопок «регистрация» или «заплатить взнос 300 рублей» мне выпала инструкция на 3 страницы, как зарегистрироваться. Записаться на офлайн-турнир ещё больший ад, можете проверить сами: )

Ещё один растущий сегмент — сервисы подписок на создателей контента. Последние пару лет идёт тренд на то, что контент монетизируется не только за счёт рекламы, но и за счёт платежей от подписчиков.

Patreon — пионер в этой нише, но появляются стартапы под отдельные сегменты, которые отжимают свой кусок пирога. Например, платформа для авторов со взрослым контентом OnlyFans

Другая интересная ниша, которая начала расти во время ковида — инструменты для распределённых команд. Яркий представитель — Miro, стартап с корнями из России.

По трафику видно, что компания росла и до 2020 года, но во время коронавируса начался стремительный рост. Не удивительно, что они закрыли в апреле раунд на 50 млн. долларов

Точно так же можно найти сегменты, которые падают или стагнируют, хотя, казалось бы, там всё хорошо. Например, в последнее время много шума вокруг киберспортивных стартапов, в частности, в нише киберспортивного образования. Однако я сам 3 года назад делал стартап в этой сфере и знаю, какое там большое кладбище проектов.

Даже стартапу Learn 2 Play Максима Древаля — сооснователя «Нетологии-групп», который привлёк более 3 млн долларов и о котором писали многие СМИ, судя по трафику, не удалось выстрелить

Чтобы определить потенциал ниши, я сравниваю динамику нескольких крупных сайтов из этой сферы и смотрю, есть ли у них общий тренд. Оценив динамику, можно выбрать наиболее сильных игроков и скопировать их, либо подумать, как выделиться и создать свой продукт. А если вы венчурный инвестор, можно найти рынок или стартап, к которому стоит присмотреться.

Как конвертировать трафик в инвестиционные идеи

Есть компании, у которых важные бизнес-показатели зависят от трафика. Соотвественно, у них есть корреляция между динамикой визитов и курсом акций.

Иногда бывает, что трафик выстреливает быстрее, чем акции. Так было с Zoom весной 2020 года. Если бы я месяцев девять назад посмотрел динамику прироста их трафика, то наверняка изучил бы компанию детальнее и выложил бы в их акции часть портфеля. Это был тот случай, когда трафик ещё до публикации отчётов и громких новостей в СМИ сигнализировал инвестору, что здесь стоит попробовать.

С начала 2020 года по конец апреля трафик Zoom вырос в 20 раз, а стоимость акций — всего в 2 раза

Понятно, что на рынке в тот период была паника, но с помощью анализа трафика можно было найти компании, которые из-за пандемии не упали, а, наоборот, взлетели. Тогда я это не учёл, а теперь имею в виду.

Сейчас я как инвестор смотрю трафик, чтобы понять, как компании и ниши восстанавливаются после пандемии — например, слежу как дела у Booking и Airbnb. Ещё сравниваю динамику сайтов интернет-компаний — интересно, как справляется Dropbox в условиях жёсткой конкуренции с Apple, Google и Microsoft.

Как ещё можно использовать трафик

Анализ трафика пригодится, если у вас есть конкуренты и вы хотите отделить растущих игроков от стагнирующих, чтобы уделять больше внимания первым, изучать детальнее их маркетинг и продукт.

Ещё я частенько смотрю, насколько события и новости влияют на компании. Например, шумиха в декабре вокруг PornHub, связанная с удалением контента, ему аукнулась.

По графику видно, что от PornHub к другим сервисам ушло около 15% от его ежемесячного числа визитов

Через анализ трафика можно найти ниши, которые целиком зависят от определённых событий. Например, популярность криптовалютных бирж да и сайтов о крипте сильно зависит от курса Биткоина.

Видно, что с изменением курса Биткоина с небольшой задержкой меняется и трафик крипто-бирж

В каких случаях анализ трафика особенно полезен

Трафик — это классный индикатор, на который я особенно обращаю внимание, если:

  • Посетители компании пользуются в основном веб-версией продукта, а не мобильным приложением;
  • Ключевые метрики компании вроде конверсий и прибыли зависят от объёмов трафика. Например, онлайн-образование, интернет-магазины, сервисы стриминга, облачный гейминг, фриланс или маркетплейсы;
  • Сайт посещают больше 200 000 человек в месяц: тогда будет меньше вероятность выбросов и сильных погрешностей;

Отмечу, что рост трафика не всегда говорит о качественном росте бизнеса. Стартапы могут сжигать деньги инвесторов и привлекать кучу трафика, а с экономикой при этом у них может быть беда. И, как в любом анализе, я принимаю решение, основываясь на нескольких показателях, из которых трафик — это одна из полезных переменных.

Какие сервисы я использую

  • Google Trends — можно отследить общий тренд по запросам. Правда, сервис показывает некую оценку запроса от 0 до 100, по которой сложно понять объём аудитории.
  • Wordstat — для трекинга роста ниш и спроса на отдельные продукты. Сервис показывает только запросы от пользователей Яндекс и не подойдёт, если хотите сравнить, как растёт ниша или компания в разных странах.
  • SimilarWeb, Alexa, Semrush — профессиональные инструменты для отслеживания трафика и его источников у отдельных сайтов и даже индустрий. Бесплатно они показывают данные максимум за полгода и зачастую только по сайтам с посещаемостью примерно от 50 000 визитов в месяц. Этого недостаточно, чтобы делать выводы по динамике и сезонности ниш.
На примере kinoteatr.ru показываю, почему важно смотреть динамику трафика за несколько лет. При анализе за полгода может сложиться впечатление, что посещаемость восстановилась до доковидных показателей, но это далеко не так

В целом у существующих сервисов есть свои ограничения, которые мешали мне решить задачи, о которых я здесь пишу. Поэтому, как это часто бывает у стартаперов, мы сделали для этого свой продукт — телеграм-бота MetricaRobot.

Ключевые отличия: можно бесплатно посмотреть трафик любого сайта за 3 года и сравнить его с другими сайтами, а данные — легко экспортировать в эксельку.

Данным из бота можно верить: мы спарсили аналитику нескольких тысяч сайтов, чтобы сравнить точность существующих сервисов и своего продукта. Это уже тема для отдельной статьи, но, если вкратце, то мы не уступаем текущим решениям.

Если у вас есть идеи, как ещё можно использовать трафик, поделитесь в комментариях, буду рад почитать!

{ "author_name": "Голос Николай", "author_type": "self", "tags": ["\u0442\u0440\u0430\u0444\u0438\u043a","\u0441\u0442\u0430\u0440\u0442\u0430\u043f","\u0438\u043d\u0432\u0435\u0441\u0442\u0438\u0446\u0438\u0438","\u0430\u043d\u0430\u043b\u0438\u0442\u0438\u043a\u0430"], "comments": 65, "likes": 138, "favorites": 481, "is_advertisement": false, "subsite_label": "marketing", "id": 213064, "is_wide": false, "is_ugc": true, "date": "Thu, 25 Feb 2021 14:19:54 +0300", "is_special": false }
0
65 комментариев
Популярные
По порядку
Написать комментарий...
7

Интересно! Скажите, не совсем понял источники данных. Вы используете платные подписки для сбора данных? 

Ответить
1

Мы собираем данные из множества открытых источников, включая Alexa, SimilarWeb и других ресурсов. Далее обрабатываем их с помощью своего алгоритма, чтобы подтюнить точность

Ответить
1

Только хотел упомянуть за Similarweb и Serpstat, а тут ещё интереснее история оказывается. А в чем основное отличие от вышеупомянутых сервисов?

Ответить
0

serpstat разве дает в открытом доступе данные?

Ответить
0

О Максим, приветствую, не знал что вы здесь обитаете🙂

Ответить
1

ага. тут здорово :)

Ответить
0

Тоже интересно

Ответить
5

Интересный подход анализа компаний для инвестиций. Будем пробовать) 

Ответить
4

Привет!
Спасибо за статью, интересно.
Хочу уточнить про 1 момент: существует выражение "Buy the Rumor, Sell the News" – покупайте на слухах, продавайте на новостях. И кажется, что действительно, когда мы видим рост макро-показателя (тренда посещаемости нескольких популярных сайтов из индустрии), то возможно входить уже поздно и тренд упущен? Как вы считаете?

То есть, например, после Хода Королевы очевидно появится пачка проектов про шахматы, но скорее всего выиграют конкуренцию из них те, кто по каким-то причинам начал делать проект до Хода Королевы. Или вообще имел существующий. Аналогично с инвестициями.
Как вы думаете, каким образом можно увидеть зарождение тренда на ранней стадии?

Ответить
3

Классный вопрос! Я думаю, что, когда ты запускаешь в проект почти всегда будут игроки, которые уже в нише существуют и получат за счет этого преимущество

Другое дело, можно заходить в растущую нишу, а можно, например в падающую. Конечно, когда ниша растет, и ты уверен в дальнейшем ее росте, то это позитивный фактор. Плюс когда рост стремительный, то освобождается место для других проектов, например, более узких, направленных на отдельные сегменты в нише.  

Ответить
0

Вы как клиентов от продавцов и "ихних помошников" отделяете в статистике или сам Яндекс способствует? Колитесь.

Особенно интересен опыт, когда например не сезон и клиент юр. лицо и по году перед покупкой  думать может. И еще когда трафик от таких же страждущих до топ 10 при конкурсе 10000 желающих на место.

По поводу вебвизора - сразу я вычислил, что у нас продажи идут тем, кто быстро набирает написанный телефон на сайте, а не кликает куда-то :) и его не отследишь.

Ответить

Великолепный теркин30см

Ilya
1

Разумеется все так и есть. Как крипта в первый раз поперла, что о ней говорить все стали, сайты начали лепить десятками. Я даже отговаривал пару людей, которые хотели начать через 6-7 месяцев. Они не послушали и просто слили бабло. 

Тут нужно смотреть глобальнее. К примеру, смотреть перспективные технологии и лепить под них сайты. Если что-то выстрелит, сорвёшь джекпот. 

В любом случае, чем меньше конкурентов - тем лучше. А объём трафика.. тут все относительно. Можно на 100к человек в день иметь 10к рублей, а можно со ста человек зарабатывать миллион.

Ну и отмечу, что иногда кажется, что конкуренция очень большая. А как копнёшь, то понимаешь, что не почти нет т.к. топовые проекты не очень, а те, что ниже, просто копируют топовые. 

Ответить
2

Нельзя ли убрать ботов из каментов?
(которые восторгаются друг другом)

Ответить
5

Почему-то в комментариях, если не засирают автора, то люди начинают думать, что это боты) Люблю наш менталитет, чего грешить сам такой) 

Ответить
–1

И ещё, нельзя ли как то помечать статьи, начинающиеся "Привет, меня зовут Коля Голос".
Если вы окончательно решили писать для тиктокеров - УБЕДИТЕЛЬНАЯ просьба как-то об этом явно сообщить.
Немного напрягает терять время на статьи для тиктокеров.

Ответить
1

А подскажите как лучше начинать статью? 

Ответить

Великолепный

Голос
4

В следующий раз обязательно согласовывайте свою статью с этим ноунеймом.
(Сарказм)

Ответить
0

С непосредственного самого содержания.
Начало в виде "Привет! Я - Джон, и я - алкоголик!" - хорошо для американских фильмов, но не для начала статьи.

Ответить

Скорый меч

2

яндекс вас ещё не засудил за название?)

Ответить
2

Слово метрика - это как слово погода, может использовать каждый. А на латинице название различается) 

Ответить

Скорый меч

Голос
3

авто ру также думали ))

Ответить
0

И продолжают работать как ни в чем не бывало

Ответить

Скорый меч

Евгений
2

https://avtobizon.ru/news/news_40792.html
https://vc.ru/flood/6384-yandex-auto
отжали avto.ru как нефиг делать, хотя слово авто как бы тоже типа общеупотребимое.

Ответить
0

Спасибо за фидбек, копнем эту тему.

Ответить

Скорый меч

Сергей
0

я бы уже сейчас думал над новым названием... ну и пример БЕРУ также актуален из недавнего. как там тоже домен отжали.

Ответить
2

Отличный сервис!
А PRO версия будет? Хочеться разбивку на источники трафика и ключевые параметры (среднее время, отказы и тп)

Ответить
1

спасибо за фидбэк! будем делать!

Ответить
1

Дайте знать как будет плз! 

Ответить
1

Да, все же телеграмм-бот тут не очевидное решение... удобнее был бы нормальный веб-интерфейс

Ответить
2

Это какаята гениальная тема анализа современности.
Те-же инвестиции на всяких новых стартапах можно предположить, проанализировав спрос на тематику, на сколько она востребована. Тг бота добавил. Спасибо 

Ответить
1

Добрый день, Николай, очень интересная статья! А вы работаете на англоязычном рынке? У меня свой блог про SEO and Digital marketing - https://digiexploration.com/

Было бы очень интересно написать про вас статью со ссылкой на ваш сайт бесплатно. 

Ответить
1

Прикольное предложение, можно попробовать. Английскую версию не сложно добавить. Давайте спишемся обсудим детальнее? Можете написать мне в ТГ @nigolos?  

Ответить
1

Про Booking и Airbnb.

Если анализ покажет, что у них растёт трафик, то это будет означать только одно. Границы открылись. Люди стали больше путешествовать. Что обязательно приведёт к тому, что публика начнёт массово скупать симки, а также подключать международные тарифы связи.

В таком раскладе возможно и акции мобильных операторов возрастят в цене.

А ещё продажи powerbankов, рюкзаков и термосов :)

Ответить
1

Да, но опять-таки этот рост вы увидите уже по факту. Словить момент очень сложно.

Ответить
1

Сравнил вашу Metrica с ЯМетрикой на трех сайтах. Не бьется от слова "совсем". Ни по динамике графика, ни по абсолютным значениям. 

Ответить
0

Да и никогда не билось. Например, в симиларвеб то выше данные в разы, то ниже. Пальцем в небо для красивой картинки.

Ответить
0

С существующими инструментами типа Симиларвеб все понятно, почти смирились)
Но тут-то презентуют новый инструмент!
Собирающий "данные из множества открытых источников, включая Alexa, SimilarWeb и других ресурсов. Далее обрабатываем их с помощью своего алгоритма, чтобы подтюнить точность"

Тем временем Алгоритм:

Ответить
1

Я в статье писал, что выбросы бывают, это примерно в 2% случаях, особенно когда на сайтах посещаемость менее 100 000 визитов ежемесячно. Чем больше сайт тем выше точность

Мы более чем на 2000 сайтов прогоняли наш сервис и другие. в остальных 98% погрешность находится в пределах 35% по абсолютным числам, а у сайтов с посещаемостью от 2 000 000 еще меньше. Корреляция с реальными графиками примерно 0.9. Это значит что динамика (стагнация, падение, рост трафика) отображается практически достоверно.

Как часто бывает в комментарии пишут, те у кого что-то не совпадает, работает некорректно, это нормально) Есть бОльшее число людей, которые говорят, что наши цифры корректны

 

Ответить
0

да-да, собираем все данные, а потом что? домножаем/делим на рандомный коэффициент и выдаем за результат?)

Ответить
1

А есть еще кейсы по зависимости акций от трафика?

Ответить
0

Да, специально пересерчил

В целом зависимость есть у многих компаний из ниш екома, фриланса, аренды жилья и так далее  

Например: Ebay, Etsy, Dropbox, Upwork, Airnbn, Booking, Amazon и другие

Ответить
–1

Пересерчил...фу бл.

Ответить
0

Кейсы то перечислили, только рост трафика (а стало быть и акций) можно увидеть только постфактум.
Когда вы увидите рост трафика в том же симиларвебе, то акции уже поднялись

Ответить
1

Молодцы.
Конкурентов все изучают, но трафик — это как бы сердце. «Не жай себе засохнуть», не проспи

Ответить
0

Автор, ты уверен, что стоимость акций зависит от трафика? Компания может расти в сегменте мобильных приложений, а трафик это не покажет

Ответить
1

Если у мобильного приложения есть сайт и случается резкий рост популярности, то на сайте тоже часто взлет визитов

Взять тот же нашумевший клабхаус, на их сайте тоже видно ракету)

Но динамику мобильных приложений, лучше смотреть по установкам, это да

Ответить
2

Почему бы не аккумулировать эти данные (загрузки моб.приложения и трафик), в единую метрику? Ценность вырастет еще на какое-то количество пунктов. А если аккумулировать данные по времени проведенном на сайте, в приложении туда же, так цены не будет. 

Ответить
0

Будем постепенно добавлять! Как писал в начале статьи, уже один раз слишком сильно закопались с данными) Теперь итерационно будем двигаться

Ответить

Скорый меч

0

-

Ответить
0

А почему не используете сервисы типа серпстат или Ahrefs, ведь, если там  сузить поиск по фильтрам тоже можно интересные идеи найти по трафику. 

Ответить
0

Насколько я знаю эти сервисы оценивают трафик только из поисковиков (органический и платный трафик) Это интересные данные, но не дают полной картины по трафику

Ответить
0

А есть возможность подписываться на тренды/ниши и получать оповещения при стабильном росте трафика и интереса не к конкретным 1-3 игрокам, а к некоему скорринговому показателю трафика рынка по главным его игрокам?

Ответить
0

Огонь!!!
Хочу товарные ниши!

Ответить
0

Откуда берутся данные о визитах? Насколько они достоверны?

Ответить
0

Мы собираем данные из множества открытых источников, включая Alexa, SimilarWeb и других ресурсов. Далее обрабатываем их с помощью своего алгоритма, чтобы повысить точность.

Данным по динамике можно верить на 99% Можете потестировать на своих сайтах

Про нашу точность и других сервисов собираемся опубликовать отдельную статью)

Ответить
0

Понял, спасибо. Проверил на одном сайте, динамика верная, а вот значения отличают в сервисе от метрики в 1,5-2,5 раза в меньшую сторону, от аналитикс в 2,5-4раза. Скинул в обратную связь скрины данныех

Ответить
0

Что то не работает((

Ответить
0

У нас есть проблемы со старыми браузерами, сейчас пробуем поправить

Можете, пожалуйста подсказать, какой у вас браузер и какой версии?

Ответить
0

Safari 13.0.3 - аж удивился на слове "старый")))
Не парьтесь - я просто ч/з гугл посмотрю, спасибо

Ответить
0

спасибо, будем фиксить!

Ответить
0

👍🏼👍🏼👍🏼

Ответить
0

Короче в случае, когда мусорного трафика более 70% на сайтах из поисковиков в определенной сфере  вся эта статистика и посещения особенно крупных порталов ни о чем. ЦА как правило крохи и судить по статистике о спросе дело неблагодарное. 

Пруф простой - чем более раскручен сайт при наличии похожих сайтов в нише, тем выше процент отказов и меньше время на сайте. Заходят такие же "продвигатели" и конкуренты. 

Ответить

Местный Гоша

0

Присоединяюсь к вопросам про источники данных. Это может быть даже темой отдельного поста.

Ответить
0

Можете сделать так же не только для сайтов, но и для запросов поисковых?

Ответить
0

Привет! Поисковые запросы можно смотреть на яндекс вордстате, если по русскоязычным интересно

Ответить

Комментарии

null