сначала посмотрите видео, а после прочитайте пост. На видео посчитайте, сколько раз люди в белом передали друг другу мяч

посчитали?

теперь к посту. Видео, которое вы сейчас посмотрели, относится к вариациям эксперимента, который проводится уже более 50 лет. Заметили ли вы гориллу, которая проходит в середине видео, останавливается, а потом уходит? Если не заметили, то ничего страшного — по результатам эксперимента её не замечает в разных вариациях 30–50% испытуемых

в чем суть данного эксперимента?

эксперимент исследует слепоту невнимания (inattentional blindness). Возможно, у вас был такой опыт: вы ищете свободное место в переполненном кинотеатре. Спустя несколько минут поисков вы наконец находите его и садитесь. На следующий день ваши друзья спрашивают, почему вы проигнорировали их в кинотеатре — они махали вам рукой, а вы смотрели прямо на них, но не видели. Так же, как мы иногда не замечаем друзей в переполненном зале, мы иногда не замечаем изменений во внешности окружающих. Мы ощущаем, что воспринимаем и помним всё вокруг, но не всегда обращаем внимание на визуальные детали

богатство нашего визуального опыта заставляет нас верить, что наши визуальные представления будут включать и сохранять то же количество деталей

я изучил основной эксперимент и вот его основные выводы:

1. примерно половина наблюдателей не замечают происходящее и весьма заметное, но неожиданное событие, пока они заняты основной задачей мониторинга

2. эта устойчивая слепота невнимания возникает чаще, если дисплей прозрачен, когда актёры как будто движутся друг сквозь друга

3. уровень слепоты невнимания зависит от сложности основной задачи; в принципе, степень слепоты невнимания в этой парадигме можно непрерывно варьировать, соответствующим образом манипулируя сложностью задачи мониторинга

4. наблюдатели с большей вероятностью заметят неожиданные события, если эти события визуально похожи на те, на которые они обращают внимание

5. объекты могут проходить через область пространственного фокуса внимания (и фовеа) и всё равно оставаться «невидимыми», если на них специально не обращать внимания

что можно с этим сделать?

из этого эксперимента следует мысль о том, что мозг фокусируется только на актуальном, а иллюзия сплошного и богатого восприятия образуется только субъективно. То есть в контексте удержания и анализа внимания всегда следует помнить о том, что субъект самостоятельно достраивает образ объекта

файл с оригинальным экспериментом находится у меня в телеграм-канале

1 комментарий