Как определить ЦА и не промахнуться? Самый простой и понятный гайд.
Очень часто команда не знает куда идти и кому продавать, хоть и знает что это очень важно. Давайте разберемся в шагах и фреймворках.
Даже если вы делаете что-то базовое и решаете проблему почти каждого важно понимать, что аудитория М+Ж 20-70 не может быть вашей целевой.
Почему? Причины банальны и находятся как в продукте так и в маркетинге:
1. Сделать рекламу на всех будет сложно, дорого и не эффективно.
2. Сделать продукт, который идеален для каждого - невозможно.
STP
Первый фреймворк, и наверное самый всеобъемлющий STP(Segmentation → Targeting → Positioning).
1. S - Сегментируем: делим рынок на меньшие сегменты(демография, гео, психология, поведение).
2. T Таргетируем: выбираем сегмент который больше подходит(размер, измеримость, доступность, барьеры).
3. P Позиционируем: отвечаем на вопрос "Почему наш продукт лучший в сегменте?", из этого определяем с каким офером заходим.
Value Proposition Canvas
Этот фреймворк помогает собрать позиционирование - Value Proposition Canvas.
Определяем у клиента:
1. Jobs - что хочет сделать.
2. Pains - что мешает это сделать.
3. Gains - выгоды которые получает.
Как работает:
1. Описываем клиента: Jobs, Pains, Gains.
2. Описываем продукт: фичи и то, как они влияют на боли/выгоды.
3. Соединяем: какие фичи отвечают конкретным болям и создают выгоды.
4. Проверяем: интервью чтобы понять, действительно ли совпадение есть.
CustDev
Следующий шаг. Тесты: Lean Startup / Customer Development
У нас есть гипотеза, пора понять так ли это:
1. Интервью, берем людей из выбранного сегмента и проверяем: есть ли ценность в продукте, какие триггеры входа, какие барьеры.
2. На основании интервью допилившем офер.
3. Выкатываем в них MVP и немного рекламы(обычно говорим про $200 но зависит от сегмента). Аквизиция и активация есть - огонь!
4. Работаем над метриками. Небольшими изменениям добиваемся роста.
Как все работает на практике
1. Анализ рынка.
2. Гипотеза о рынке(STP).
3. Гипотеза позиционирования(Value Proposition Canvas).
4. Проверка (CustDev).
5. MVP и тест (Lean).
6. Пересмотр/доработка.
Пример
Клиент - no-code платфрома.
ЦА на старте : фрилансеры, студии, стартаперы.
ЦА на выходе: солофаундеры/начинающие предприниматели, с IT бекграундом, без опыта в no-code.
Точное понимание позволяет сделать продукт удобным, а маркетинг понятным и измеримым.
P.S.
И наверное самое главное - это не одноразовая задача, а процесс. Новые рынки, новые ЦА, новые фичи. Вы должны это делать чтобы прийти к маркетфиту. Как детально выглядит этот процесс напишу позже. Вы как определяете ЦА?