Как изменится рынок инфлюенса c 1 сентября? // Подсказки для блогеров и брендов

Как изменится рынок инфлюенса c 1 сентября? // Подсказки для блогеров и брендов

С 1 сентября 2025 года реклама в Instagram официально запрещена в России (* Социальная сеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)

ФАС будет следить за соблюдением закона и выписывать штрафы обеим сторонам: и блогеру, и рекламодателю. Для физических лиц штрафы составят до 2,5 тыс. рублей, для юрлиц — до 500 тыс. рублей.

Пока реальных кейсов и прецедентов нет, но стратегия контент-маркетинга для многих меняется. Блогеры лишаются одной из ключевых площадок для заработка, а брендам приходится искать новые каналы для рекламных форматов.

В статье рассуждаем, какие сценарии доступны инфлюенсерам и брендам.

Куда переходить? Разбираем все платформы от ВКонтакте до Roblox

ВКонтакте

  • Возможности

ВКонтакте входит в топ-3 социальных сетей по количеству аудитории. Отчасти это связано с запретом и замедлением иностранных площадок. Во втором квартале 2025 года средняя месячная аудитория ВКонтакте выросла на 4,6 млн по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составила 92,5 млн пользователей. Средняя дневная аудитория выросла на 3,4 млн — 60,2 млн пользователей. При этом самая активная аудитория — взрослые и платежеспособные пользователи 25-44 лет (суммарно более 53%).

Статистика Brand Analytics за июль 2025 
Статистика Brand Analytics за июль 2025 

Платформа активно инвестирует в видео. По информации в СМИ, с августа 2024 г. по апрель 2025 г. общее количество новых авторов «VK Видео» выросло на 69,7 тыс. и достигло 147 тыс. А недавно VK Видео впервые обогнал YouTube по месячному охвату аудитории в России.

На платформе VK появляется всё больше блогеров: от Влада А4 и тик-токеров (например, Ани Покров и Вали Карнавал) до Сергея Минаева и Артемия Лебедева. 🙂

Кроме того, приличная часть блогеров перешла в VK Видео после замедления YouTube. Одни дублируют контент на две площадки: например, интервью-проекты — FAMETIME TV, Стрелец Молодец, каналы Влада Аганова, Александра Соколовского, Юлии Меньшовой и др. А для других VK Видео стал эксклюзивной платформой: например, для проектов студии Medium Quality (создатели «Что было дальше?», криминального подкаста «Дела», сериала «Внутри Лапенко» и др.)

  • Минусы

Монетизация в VK Видео пока нестабильна и для большинства авторов не сравнима с доходами с других платформ. А органический рост на новых каналах невысокий.

Telegram

  • Возможности

Telegram точно обгоняет VK по количеству аудитории: 94% аудитории tg-каналов в городах-миллионниках России заходят в мессенджер каждый день. Пользователи читают каналы, чтобы быть в курсе новостей, получать полезный контент для саморазвития, работы и бизнеса, и конечно в развлекательных целях.

Исследование Telega.in и Анкетолог  о потреблении контента Telegram-каналов 
Исследование Telega.in и Анкетолог о потреблении контента Telegram-каналов 

Что по поводу рекламы? Жители городов-миллионников активно взаимодействует с рекламой, особенно с нативными форматами. 44% пользователей положительно относятся к рекламе в постах от авторов, которых читают регулярно. Если верить исследованиям, конверсия от рекламы в Telegram неплохая: 59,4% пользователей хотя бы раз совершали покупку по рекомендации блогера.

Telegram отлично подходит для экспертного позиционирования, глубоких обзоров и прямых продаж. На первое место по значимости выходит не охват, а вовлеченность. Поэтому брендам эффективнее работать с небольшими, но «живыми» каналами, чем с крупными и пассивными.

  • Минусы

Аудитория площадки рассредоточена по множеству каналов, нет монополии на внимание. Поэтому интерес и лояльность к личности автора могут снижаться. Кроме того, острая проблема — боты, накрутки и непрозрачная статистика. Ну и конечно, больше юридических рисков: с 1 июня 2025 года в России вступили в силу изменения в № 420-ФЗ. Они касаются увеличения штрафов за нарушения в области обработки персональных данных. Компании не рискуют проводить конкурсы в Telegram или взаимодействовать с клиентами.

Дзен

  • Возможности

Если вам кажется, что Дзен — умирающая платформа, вы ошибаетесь. Дзен занимает 4 место среди социальных сетей по количеству аудитории. Средняя месячная аудитория в России в 2024 году составила 77 млн пользователей. Средняя дневная аудитория — 30 млн пользователей.

Аудитория Дзена более возрастная по сравнению с другими площадками. По количеству уделяемого всем соцсетям времени Дзен занимает 2 место у категории 55+. И 5 место у категорий 35–44 года и 45–54 года. Топ-5 тем, интересных пользователям Дзена: еда, путешествия, юмор, фильмы и сериалы, автомобили. А среди guilty pleasure тем романы о любви, гороскопы и выращивание рассады. 🌿

Пример: если вы продаете автозапчасти, стройматериалы для дачи или путевки на отдых, Дзен — подходящая для вас площадка. Если у вас IT-стартап в киберспортивной индустрии, то выбирайте более релевантные каналы.

  • Минусы

Одна из главных проблем — огромное количество некачественного контента. В погоне за просмотрами пользователи постят копипасты, фейки, «желтые» новости с кликбейтными заголовками и псевдонаучные статьи. Поэтому на площадке сложно выделиться даже с качественным авторским контентом.

TikTok

  • Возможности

Остается ключевой площадкой для поколений зумеров и альфа. Среди очевидных плюсов — высокая вовлеченность пользователей, удобная система алгоритмов, равные возможности для продвижения и попадания в топы, вирусность контента. Есть возможности для интеграций у блогеров.

  • Минусы

Для российских рекламодателей TikTok юридически серая зона, так как доступ к официальной рекламной платформе ограничен.

MAX

Госсектор активно переводит коммуникацию в MAX, но динамика потребления информации пока там низкая. Будем следить за развитием событий.

Нишевые платформы

  • Roblox

Не просто игровая платформа, а социальная сеть поколения альфа. Количество ежемесячных активных пользователей по всему миру превышает 380 млн человек. Компании не упускают возможность продвинуться на площадке — почти 60% опрошенных детей замечали в Roblox рекламу. Свое пространство в Roblox открыл МТС, Okko, Союзмультфильм, Магнит и др.

  • Pinterest

Пользователи часто используют платформу для вдохновения и поиска референсов и идей, а авторы для публикации своего творчества. Из плюсов: невысокая конкуренция и удобная система рекомендаций. Из минусов: площадка ограничена тематически. Ядро контента в Pinterest составляют мода и стиль, дизайн, бьюти-сфера, фотография, искусство, психология, саморазвитие. Платформа идеально подходит для брендов в этих категориях, так как дает возможность для выхода на мотивированную аудиторию.

  • Одноклассники, Twitch, Likee

Тоже специализированные платформы для определенного круга ниш и аудитории. Но это не значит, что их нельзя использовать. Советуем изучать аналитику.

Что делать брендам?

  1. Используйте все релевантные каналы. Создавайте стратегии, охватывая разные точки касания.
  2. Смотрите на вовлеченность, лояльность и конверсию, а не на охваты. Просмотры и количество подписчиков не гарантируют продажи.
  3. Делайте ставку на пользу для подписчика. В Telegram — экспертиза и честность, во VK — качественное видео и интеграции. Аудитория видит и запоминает рекламу, которую не пытаются скрыть, а нативно встраивают в контент.
  4. Экспериментируйте с новыми форматами. Обратите внимание на стратегию контент-завода, когда компания держит на зарплате микроблогера, производящего контент только об одном продукте
  5. Следите за изменениями в законодательстве. Мониторьте кейсы нарушений недавних законов, изучайте мнение экспертов и следите за поправками

Что делать блогерам?

  1. Осваивайте новые площадки, не отказывайтесь от стратегии мультиплатформенности. Активно развивайте присутствие в VK и Telegram, если не сделали этого раньше.
  2. Сотрудничайте и объединяйтесь. PR и коллаборации с другими блогерами помогут увеличить аудиторию на новых площадках
  3. Микроблогерам и блогерам со средней аудиторией можно искать альтернативные способы монетизации. Обратите внимание на биржи вроде «Студии Простора» от VK для работы с заказами крупных компаний.
  4. Проявляйте гибкость. Не бойтесь пробовать новые форматы и платформы.

Рынок инфлюенса продолжает меняться. Важно не растеряться в новых условиях, выстроить грамотную контент-стратегию, акцентируя внимание на вовлеченности и доверии аудитории.

Подписывайтесь на наш телеграм-канал: там много рассказываем про маркетинг, коммуникации и креатив.

* Социальная сеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.

2
1
1 комментарий