Как изменится рынок инфлюенса c 1 сентября? // Подсказки для блогеров и брендов
С 1 сентября 2025 года реклама в Instagram официально запрещена в России (* Социальная сеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации)
ФАС будет следить за соблюдением закона и выписывать штрафы обеим сторонам: и блогеру, и рекламодателю. Для физических лиц штрафы составят до 2,5 тыс. рублей, для юрлиц — до 500 тыс. рублей.
Пока реальных кейсов и прецедентов нет, но стратегия контент-маркетинга для многих меняется. Блогеры лишаются одной из ключевых площадок для заработка, а брендам приходится искать новые каналы для рекламных форматов.
В статье рассуждаем, какие сценарии доступны инфлюенсерам и брендам.
Куда переходить? Разбираем все платформы от ВКонтакте до Roblox
ВКонтакте
- Возможности
ВКонтакте входит в топ-3 социальных сетей по количеству аудитории. Отчасти это связано с запретом и замедлением иностранных площадок. Во втором квартале 2025 года средняя месячная аудитория ВКонтакте выросла на 4,6 млн по сравнению с аналогичным периодом 2024 года и составила 92,5 млн пользователей. Средняя дневная аудитория выросла на 3,4 млн — 60,2 млн пользователей. При этом самая активная аудитория — взрослые и платежеспособные пользователи 25-44 лет (суммарно более 53%).
Платформа активно инвестирует в видео. По информации в СМИ, с августа 2024 г. по апрель 2025 г. общее количество новых авторов «VK Видео» выросло на 69,7 тыс. и достигло 147 тыс. А недавно VK Видео впервые обогнал YouTube по месячному охвату аудитории в России.
На платформе VK появляется всё больше блогеров: от Влада А4 и тик-токеров (например, Ани Покров и Вали Карнавал) до Сергея Минаева и Артемия Лебедева. 🙂
Кроме того, приличная часть блогеров перешла в VK Видео после замедления YouTube. Одни дублируют контент на две площадки: например, интервью-проекты — FAMETIME TV, Стрелец Молодец, каналы Влада Аганова, Александра Соколовского, Юлии Меньшовой и др. А для других VK Видео стал эксклюзивной платформой: например, для проектов студии Medium Quality (создатели «Что было дальше?», криминального подкаста «Дела», сериала «Внутри Лапенко» и др.)
- Минусы
Монетизация в VK Видео пока нестабильна и для большинства авторов не сравнима с доходами с других платформ. А органический рост на новых каналах невысокий.
Telegram
- Возможности
Telegram точно обгоняет VK по количеству аудитории: 94% аудитории tg-каналов в городах-миллионниках России заходят в мессенджер каждый день. Пользователи читают каналы, чтобы быть в курсе новостей, получать полезный контент для саморазвития, работы и бизнеса, и конечно в развлекательных целях.
Что по поводу рекламы? Жители городов-миллионников активно взаимодействует с рекламой, особенно с нативными форматами. 44% пользователей положительно относятся к рекламе в постах от авторов, которых читают регулярно. Если верить исследованиям, конверсия от рекламы в Telegram неплохая: 59,4% пользователей хотя бы раз совершали покупку по рекомендации блогера.
Telegram отлично подходит для экспертного позиционирования, глубоких обзоров и прямых продаж. На первое место по значимости выходит не охват, а вовлеченность. Поэтому брендам эффективнее работать с небольшими, но «живыми» каналами, чем с крупными и пассивными.
- Минусы
Аудитория площадки рассредоточена по множеству каналов, нет монополии на внимание. Поэтому интерес и лояльность к личности автора могут снижаться. Кроме того, острая проблема — боты, накрутки и непрозрачная статистика. Ну и конечно, больше юридических рисков: с 1 июня 2025 года в России вступили в силу изменения в № 420-ФЗ. Они касаются увеличения штрафов за нарушения в области обработки персональных данных. Компании не рискуют проводить конкурсы в Telegram или взаимодействовать с клиентами.
Дзен
- Возможности
Если вам кажется, что Дзен — умирающая платформа, вы ошибаетесь. Дзен занимает 4 место среди социальных сетей по количеству аудитории. Средняя месячная аудитория в России в 2024 году составила 77 млн пользователей. Средняя дневная аудитория — 30 млн пользователей.
Аудитория Дзена более возрастная по сравнению с другими площадками. По количеству уделяемого всем соцсетям времени Дзен занимает 2 место у категории 55+. И 5 место у категорий 35–44 года и 45–54 года. Топ-5 тем, интересных пользователям Дзена: еда, путешествия, юмор, фильмы и сериалы, автомобили. А среди guilty pleasure тем романы о любви, гороскопы и выращивание рассады. 🌿
Пример: если вы продаете автозапчасти, стройматериалы для дачи или путевки на отдых, Дзен — подходящая для вас площадка. Если у вас IT-стартап в киберспортивной индустрии, то выбирайте более релевантные каналы.
- Минусы
Одна из главных проблем — огромное количество некачественного контента. В погоне за просмотрами пользователи постят копипасты, фейки, «желтые» новости с кликбейтными заголовками и псевдонаучные статьи. Поэтому на площадке сложно выделиться даже с качественным авторским контентом.
TikTok
- Возможности
Остается ключевой площадкой для поколений зумеров и альфа. Среди очевидных плюсов — высокая вовлеченность пользователей, удобная система алгоритмов, равные возможности для продвижения и попадания в топы, вирусность контента. Есть возможности для интеграций у блогеров.
- Минусы
Для российских рекламодателей TikTok юридически серая зона, так как доступ к официальной рекламной платформе ограничен.
MAX
Госсектор активно переводит коммуникацию в MAX, но динамика потребления информации пока там низкая. Будем следить за развитием событий.
Нишевые платформы
- Roblox
Не просто игровая платформа, а социальная сеть поколения альфа. Количество ежемесячных активных пользователей по всему миру превышает 380 млн человек. Компании не упускают возможность продвинуться на площадке — почти 60% опрошенных детей замечали в Roblox рекламу. Свое пространство в Roblox открыл МТС, Okko, Союзмультфильм, Магнит и др.
Пользователи часто используют платформу для вдохновения и поиска референсов и идей, а авторы для публикации своего творчества. Из плюсов: невысокая конкуренция и удобная система рекомендаций. Из минусов: площадка ограничена тематически. Ядро контента в Pinterest составляют мода и стиль, дизайн, бьюти-сфера, фотография, искусство, психология, саморазвитие. Платформа идеально подходит для брендов в этих категориях, так как дает возможность для выхода на мотивированную аудиторию.
- Одноклассники, Twitch, Likee
Тоже специализированные платформы для определенного круга ниш и аудитории. Но это не значит, что их нельзя использовать. Советуем изучать аналитику.
Что делать брендам?
- Используйте все релевантные каналы. Создавайте стратегии, охватывая разные точки касания.
- Смотрите на вовлеченность, лояльность и конверсию, а не на охваты. Просмотры и количество подписчиков не гарантируют продажи.
- Делайте ставку на пользу для подписчика. В Telegram — экспертиза и честность, во VK — качественное видео и интеграции. Аудитория видит и запоминает рекламу, которую не пытаются скрыть, а нативно встраивают в контент.
- Экспериментируйте с новыми форматами. Обратите внимание на стратегию контент-завода, когда компания держит на зарплате микроблогера, производящего контент только об одном продукте
- Следите за изменениями в законодательстве. Мониторьте кейсы нарушений недавних законов, изучайте мнение экспертов и следите за поправками
Что делать блогерам?
- Осваивайте новые площадки, не отказывайтесь от стратегии мультиплатформенности. Активно развивайте присутствие в VK и Telegram, если не сделали этого раньше.
- Сотрудничайте и объединяйтесь. PR и коллаборации с другими блогерами помогут увеличить аудиторию на новых площадках
- Микроблогерам и блогерам со средней аудиторией можно искать альтернативные способы монетизации. Обратите внимание на биржи вроде «Студии Простора» от VK для работы с заказами крупных компаний.
- Проявляйте гибкость. Не бойтесь пробовать новые форматы и платформы.
Рынок инфлюенса продолжает меняться. Важно не растеряться в новых условиях, выстроить грамотную контент-стратегию, акцентируя внимание на вовлеченности и доверии аудитории.
Подписывайтесь на наш телеграм-канал: там много рассказываем про маркетинг, коммуникации и креатив.
* Социальная сеть Instagram принадлежит компании Meta, которая признана экстремистской и запрещена на территории Российской Федерации.