Культура отмены и её влияние

В последние годы культура отмены стала проявляться все чаще. То и дело всплывают подробности из жизни селебрити с последующими шумными скандалами и длительными судебными тяжбами. Яркий пример – Джонни Депп и их “громкий” развод с экс-супругой Эмбер Хёрд.

Интернет и социальные сети делают процесс отмены более быстрым и массовым, а последствия для жертвы более глобальными и плачевными. Давайте разбираться, что это: повышение общественного сознания или эффект толпы?

ФЕНОМЕН КУЛЬТУРЫ ОТМЕНЫ

Культура отмены как феномен возникла в США в 1991 году. Её рождение обязано реплике из фильма, где герой решил “отменить” свою подругу. На английском языке термин звучит как cancel culture, из чего в нашем обиходе появился англицизм – кенселинг.

Культура отмены – это явление в обществе, когда людей или организации осуждают и лишают поддержки за их слова, действия или мнения, которые считаются неприемлемыми. Особенно активно это муссируется в социальных сетях, где анонимность позволяет яро выражать недовольство и призывать к бойкоту.

Больше о маркетинге, креативе и рекламе на моём ТГ канале. Переходите и подписывайтесь https://t.me/sgorelavdedlaine

ПРОЯВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ ИСКЛЮЧЕНИЯ

Кенселлинг выражается в нескольких вариантах:

  • Публичное осуждение – люди выражают недовольство через посты, комментарии и репосты.
  • Бойкот – социум игнорирует или избегает человека или компанию, которые подверглись отмене.
  • Социальное давление – влияние со стороны общества или групп, чтобы удалить или исправить спорное поведение.

Как правило, отмена проявляется комплексно, всеми своими гранями. Она несёт не только психоэмоциональное воздействие, но материальный ущерб. И самое основное – кенселинг трудно спрогнозировать: насколько сильный резонанс вызовет осуждение заранее оценить сложно.

ПОЛЬЗА И ВРЕД КЕНСЕЛИНГА

Страх отвержения – давно признанная фобия человека. Мы все боимся, что по какой-то причине будем исключены из общества. У наших предков это означало смерть. Сегодня отмена не несёт столь радикальных последствий, но все же чревата негативным влиянием.

Запятнанная репутация

Давнее “что написано пером, того не вырубишь топором” преобразовалось в “что опубликовано в интернет, то невозможно удалить бесследно”. Даже если ситуация разрешится позитивным для жертвы образом, след на имени останется.

Климат страха

Некоторые боятся открыто выражать свои мысли или проводить обсуждения, чтобы не попасть под огонь. “Зубастых” высказываний все меньше, потому что любое слово может быть интерпретировано иначе.

Разделение общества

Культура отмены углубляет конфликты и разъединяет людей, вместо того, чтобы помогать находить общий язык.

В то же время, культура исключения несёт и пользу:

  1. Повышает ответственность – привлекает внимание к несправедливым поступкам, побуждая людей и компании быть более осмотрительными.
  2. Даёт право голоса – помогает тем, кто ранее не имел возможности высказать мнение и быть услышанными.
  3. Обсуждает важные темы – поднимает социальные и этические вопросы, которые ранее замалчивались.

ЗАЩИТА БРЕНДА

Брендам нужно тщательно следить за тем, с каким контентом и личностями они ассоциируются. Поэтому возникла концепция Brand Safety – защита от упоминаний в негативном ключе.

Порой звёзды идут на крайние меры в попытках вернуть былую славу. Желание быть в заголовках таблоидов любой ценой того не стоит. Далеко не каждый сможет справиться с колоссальной волной отрицания, не говоря о сохранении “лица”. Да и восстановить имидж возможно не всегда и не всем: тут масса факторов, которые правят бал.

Редко, но случается, что компании также сознательно идут на хайп, взаимодействуя со скандальными инфлюенсерами. Сомнительная история, которая несёт финансовые и юридические риски. Порой даже размещение рядом с ненадлежащим контентом чревато печальными последствиями. Немало таких прецедентов было в YouTube, так как модерация не может на 100% считать наполнение роликов.

Культура отмены – достаточно жестокое, но зачастую справедливое явление. В России оно не приобрело такого масштаба, как на Западе. Несмотря на отдельные проявления и акции протеста, реакция общества остаётся более умеренной. В любом случае, публичным людям и брендам стоит быть крайне осторожными, так как лавина кенселинга сметает всех на своём пути. Вспомните только Настюшку Опасность, которая сейчас в социальных сетях играет роль традиционной жены дабы стать "Настюшкой Безопасность".

Не исключено, что и в России реакция социума вскоре станет более кардинальной. Лучший вариант обезопасить себя – следить за контентом и работать с профессионалами, которые наблюдают за лидерами мнений и в курсе всех изменений.

Культура отмены и её влияние
1
2 комментария