Что дает стратегический маркетинг компании?
Те, кто считают, что стратегический маркетинг сегодня компаниям не нужен, дальше могут не читать.
Статья о том, почему он нужен любой компании, независимо от ее размеров.
Вредные представления о стратегическом маркетинге в умах предпринимателей и руководителей:
- это "заморочки" бизнес-консультантов
- он нужен только крупным компаниям
- вот бизнес вырастет/станет больше, тогда и начнем им заниматься
- внешняя среда так быстро меняется, что некогда думать стратегически. Нужно просто быстрее поворачиваться
- такие специалисты стоят дорого, у нас на них нет пока денег
На самом деле стратегический маркетинг появляется в компании тогда, когда появляются размышления и обсуждения о конкурентных преимуществах своих продуктов или компании, об УТП или УЦП и др.
К стратегическому маркетингу относят области и вопросы:
- базовый и целевые рынки компании. На каких рынках работает компания?
- задачи/потребности, которые компания готова решать у своих клиентов. В чем заключается наша помощь потенциальным покупателям?
- конкурентные преимущества компании. Что выделяет компанию на фоне других компаний из ее отрасли?
- позиционирование компании (на фоне конкурентов). Какой образ создан в головах клиентов или какой они воспринимают нашу компанию?
- формулирование УЦП (Уникальное Ценностное Предложение) Какую ценность мы создаем/предлагаем нашим покупателям?
К операционному маркетингу относят области:
- продуктовая линейка
- дистрибьюция товаров
- ценообразхование
- реклама
- сайт компании
- продвижение (выбор каналов для продвижения)
- формулирование УТП (Уникальное Торговое Предложение)
Важные моменты.
- Стратегический маркетинг, в первую очередь, это работа с информацией и выбор: рынков, конкурентных преимуществ, целевых клиентов и тд
- Ключевая проблема. Относительно легко измерить затраты на стратегический маркетинг (люди, аренда, компьютеры, приобретение исследований, анкетирование клиентов и тд). Трудно связать эти издержки с будущими результатами
- Итоги деятельности в области стратегического маркетинга могут быть отсрочены во времени.
Что дает стратегический маркетинг?
- Создает основу для принятия решений в области операционного маркетинга
- Позволяет компании осознавать и учитывать изменения в поведении покупателей на рынках.
- Ловить тренды покупательского спроса и оценивать их перспективы
Конечно, когда речь идет о выживании бизнеса, сокращение затрат одно из наиболее очевидных решений. Поэтому часто "под нож" идут затраты на стратегический маркетинг.
Однако любое решение всегда имеет как положительную сторону, так и негативную сторону.
Идеальных решений в природе не существует.
Поэтому при выборе решения о сокращении затрат на стратегический маркетинг имеет смысл подумать не только о плюсах, а и минусах тоже.
Важно.
Сокращая издержки на стратегический маркетинг, компания "приобретает" издержки в других функциональных областях своей компании.
В первую очередь, эти затраты связаны с увеличением количества нецелевых запросов и работой продавцов по их идентификации.
Что дополнительно теряет компания при сокращении затрат на стратегический маркетинг?
Ответ на этот вопрос можно искать в матрице Ансоффа. Он сформулировал 4 ситуации, которые возникают у компании при анализе соотношения "продукт-рынок"
- Ситуация 1. Старый продукт-старый рынок
- Ситуация 2. Старый продукт-новый рынок
- Ситуация 3. Новый продукт -старый рынок
- Ситуация 4. Новый продукт-новый рынок
Для ситуации 1 достаточно заниматься операционным маркетингом, для ситуаций 2 и 3 уже желателен стратегический маркетинг.
Для ситуации 4 без стратегического маркетинга не обойтись.Риски наиболее высоки в ситуации 4, однако и рывок в развитии возможен только там.
При этом риски, связанные с обеспечение устойчивого роста бизнеса в ситуации 1 со временем только возрастают.
С течением времени ситуация на рынке будет "подталкивать" компанию к выходу из зоны комфорта (ситуация 1) в другие ситуации.
Поэтому вопрос, который актуален всегда.
Нужен ли компании стратегический маркетинг для обеспечения устойчивого роста в ближайшем и более далеком будущем?