Что дает стратегический маркетинг компании?

Те, кто считают, что стратегический маркетинг сегодня компаниям не нужен, дальше могут не читать.

Статья о том, почему он нужен любой компании, независимо от ее размеров.

Вредные представления о стратегическом маркетинге в умах предпринимателей и руководителей:

  • это "заморочки" бизнес-консультантов
  • он нужен только крупным компаниям
  • вот бизнес вырастет/станет больше, тогда и начнем им заниматься
  • внешняя среда так быстро меняется, что некогда думать стратегически. Нужно просто быстрее поворачиваться
  • такие специалисты стоят дорого, у нас на них нет пока денег

На самом деле стратегический маркетинг появляется в компании тогда, когда появляются размышления и обсуждения о конкурентных преимуществах своих продуктов или компании, об УТП или УЦП и др.

К стратегическому маркетингу относят области и вопросы:

  • базовый и целевые рынки компании. На каких рынках работает компания?
  • задачи/потребности, которые компания готова решать у своих клиентов. В чем заключается наша помощь потенциальным покупателям?
  • конкурентные преимущества компании. Что выделяет компанию на фоне других компаний из ее отрасли?
  • позиционирование компании (на фоне конкурентов). Какой образ создан в головах клиентов или какой они воспринимают нашу компанию?
  • формулирование УЦП (Уникальное Ценностное Предложение) Какую ценность мы создаем/предлагаем нашим покупателям?

К операционному маркетингу относят области:

  • продуктовая линейка
  • дистрибьюция товаров
  • ценообразхование
  • реклама
  • сайт компании
  • продвижение (выбор каналов для продвижения)
  • формулирование УТП (Уникальное Торговое Предложение)

Важные моменты.

  • Стратегический маркетинг, в первую очередь, это работа с информацией и выбор: рынков, конкурентных преимуществ, целевых клиентов и тд
  • Ключевая проблема. Относительно легко измерить затраты на стратегический маркетинг (люди, аренда, компьютеры, приобретение исследований, анкетирование клиентов и тд). Трудно связать эти издержки с будущими результатами
  • Итоги деятельности в области стратегического маркетинга могут быть отсрочены во времени.

Что дает стратегический маркетинг?

  • Создает основу для принятия решений в области операционного маркетинга
  • Позволяет компании осознавать и учитывать изменения в поведении покупателей на рынках.
  • Ловить тренды покупательского спроса и оценивать их перспективы

Конечно, когда речь идет о выживании бизнеса, сокращение затрат одно из наиболее очевидных решений. Поэтому часто "под нож" идут затраты на стратегический маркетинг.

Однако любое решение всегда имеет как положительную сторону, так и негативную сторону.
Идеальных решений в природе не существует.

Поэтому при выборе решения о сокращении затрат на стратегический маркетинг имеет смысл подумать не только о плюсах, а и минусах тоже.

Важно.
Сокращая издержки на стратегический маркетинг, компания "приобретает" издержки в других функциональных областях своей компании.
В первую очередь, эти затраты связаны с увеличением количества нецелевых запросов и работой продавцов по их идентификации.
Что дополнительно теряет компания при сокращении затрат на стратегический маркетинг?

Ответ на этот вопрос можно искать в матрице Ансоффа. Он сформулировал 4 ситуации, которые возникают у компании при анализе соотношения "продукт-рынок"

  • Ситуация 1. Старый продукт-старый рынок
  • Ситуация 2. Старый продукт-новый рынок
  • Ситуация 3. Новый продукт -старый рынок
  • Ситуация 4. Новый продукт-новый рынок

Для ситуации 1 достаточно заниматься операционным маркетингом, для ситуаций 2 и 3 уже желателен стратегический маркетинг.

Для ситуации 4 без стратегического маркетинга не обойтись.Риски наиболее высоки в ситуации 4, однако и рывок в развитии возможен только там.

При этом риски, связанные с обеспечение устойчивого роста бизнеса в ситуации 1 со временем только возрастают.

С течением времени ситуация на рынке будет "подталкивать" компанию к выходу из зоны комфорта (ситуация 1) в другие ситуации.
Поэтому вопрос, который актуален всегда.
Нужен ли компании стратегический маркетинг для обеспечения устойчивого роста в ближайшем и более далеком будущем?

Начать дискуссию