реклама
разместить

Как придумать название бренда? Первая честная статья о нейминге

Привет! Я Женя Грань, креативный директор брендингового агентства ENDY. Я помогаю брендам и бизнесу понять, кто они такие, для чего они существуют, как им выглядеть, называться и как разговаривать со своими клиентами и привлекать внимание.

Как придумать название бренда? Первая честная статья о нейминге

Мы с командами создаем платформы брендов, разрабатываем дизайн-системы, делаем комплексный маркетинг, ведем социальные сети, снимаем рекламу, фильмы и даже сериалы. А еще придумываем названия.
Я занимаюсь неймингом 5 лет. За это время в составе команды агентства я придумал и продал в районе 30 названий. Это хороший результат, за которым стоит больше 15 000 часов работы и десятки тысяч придуманных и отфильтрованных названий.

Что я понял после такого количества времени и вариантов? Практически всегда нейминг — это больно, тяжело и непонятно для обеих сторон — клиента и агентства. Кто будет говорить иначе — соврет.

Ниже представлены некоторые из названий, которые мы создали в ENDY.

Как устроен нейминг

Агентство — это хаб, где экспертиза и опыт помножены на талант и мотивацию. Агентства накапливают методологии и инструменты. Формируют полученный опыт и экспертизу в гайды, фреймворки, роадмэпы и далее по списку. А потом применяют на проектах, каждый раз улучшая и дотачивая.

В теории все это должно работать и для нейминга. Но не работает.

Нейминг — самая непредсказуемая и несистемная часть брендинга. Потому что нейминг — это на 99% про эмоции и личное восприятие. Оставшийся 1% — вся методология, опыт и бриф.

Ты можешь обладать 50-ю техниками генерации названий. Ты можешь составлять семантические и ассоциативные цепочки, делать фоносемантический анализ, формировать шорт-лист по таблице с критериями. Но какой в этом толк, если твой клиент плачет.

Как устроен процесс нейминга в сферическом мире в вакууме?

  • Клиент приходит сначала за платформой бренда
  • Команда делает платформу, где определяет суть бренда, позиционирование, миссию, характер, преимущества и еще кучу вещей
  • Вы переходите к этапу нейминга на основе платформы
  • Команда генерит названия строго в рамках платформы, все из них короткие, звучные, запоминающиеся, уникальные
  • Вы отдаете названия на проверку юристам
  • Юристы дают добро на регистрацию
  • Вы презентуете 10 названий клиенту
  • Клиент в восторге и влюбляется в название с первого взгляда
  • Хэппи энд

Так проходит один проект по неймингу из 10. В реальности все иначе.

Как на самом деле устроен нейминг?

Хорошо, если до нейминга был этап платформы. Тогда команда понимает клиента, его бизнес и задачи. Но даже в этом случае клиент понятия не имеет, какое ему нужно название. Ничего в них не понимает, но хочет «Вау!».

Мы как эксперты, понимаем, какое название нужно клиенту и его бизнесу. Но. Здесь начинается главная дилемма и кризис нейминга. Потому что название, которое нужно клиенту и название, которое ему нравится — это две параллельные вселенные.

«Сделайте как Apple. Или Uber. Но чтобы сто процентов из названия было понятно, что мы маркет аксессуаров для телефонов».

Особенность нейминга в отличие от других этапов брендинга в том, что в школе всех научили писать. Никого в школе не учили быть стратегом, дизайнером, маркетологом, работать в фотошопе и т.д. Далеко не всех учили этому и в университете.

Но писать учили всех. Поэтому большинство клиентов подходит к неймингу с позиции: «да че там, слов накидали на салфетке, я и сам так могу».

На самом деле все несколько иначе.

Неймингом могут заниматься далеко не все копирайтеры. Да, этот навык можно качать. Но не у всех. Кто-то придумывает по 20-30 интересных названий за один подход. А кто-то выдавливает из себя 3 посредственных варианта и ломается.

Принцип нейминга простой — 95% названий, которые вы придумываете, отстой.

Принцип нейминга простой — 95% названий, которые вы придумываете, отстой. С 5% можно работать. Чтобы показать клиенту 5 «окнорм» вариантов, нужно накреативить не меньше 100. Чтобы показать 5 реально крутых. Не меньше 300. Но количество еще не гарантия качества. Бывает, что мы придумываем 600 — и все мимо.

Весь процесс занимает около 3-х недель.

Первая неделя. Уходит на то, чтобы погрузиться в проект, продукт, рынок и семантику, которая его окружает. И накидать несколько сотен вариантов, которые никуда не пойдут. Этот период нужен, чтобы снять первый слой.

Вторая неделя. Основной этап, когда придумываются названия. Копирайтеры часами работают, чтобы найти тот самый нейм. Списки растут, глаза дергаются интенсивнее, кофе в офисе кончается быстрее.

Третья неделя. Этап отбора. Самый важный. Здесь мы решаем, какие названия пойдут в подачу. Это момент, когда из 600 названий нужно выбрать сначала 30, потом 10, а потом 5. Все проверить по Яндексу, Гуглу, Инстаграму и сервису юридической проверки названий. Потом отправить это все юристам на проверку.

Юридическая проверка — отдельный и очень важный этап, который вставляет копирайтерам палки в колеса. Потому что может оказаться, что любимое командой название не пройдет проверку и от него нужно отказаться. И от второго любимого. И от третьего.

И вот, когда все круги пройдены, мы выходим на презентацию клиенту.

Как презентовать нейминг

Пример слайда с названием из презентации по неймингу
Пример слайда с названием из презентации по неймингу

Как правило, клиент понятия не имеет, что его ждет на презентации. Но так как дело касается названия, он сильно нервничает и ожидания у него космические. Он ждет, что вы, как минимум, покажете ему чудо из чудес, которое разделит его жизнь на до и после.

Однажды клиент пришел на презентацию и сказал, что так нервничал, что всю ночь не спал. И если ему ничего не понравится, то он не знает, что ему делать, потому что от этого зависит весь его бизнес. Пообещал, что не будет плакать... Но пару раз во время презентации слегка вскрикнул.

Обычно на презентациях мы показываем 5-10 названий. Для постоянных клиентов 10-15, так как они относятся к этому уже не как «удивите меня», а как к работе — нужно выбрать рабочее название здесь и сейчас

Презентации по неймингу проходят быстро. Можно затягивать вступительную часть, долго рассказывать, как мы придумывали названия, как отбирали. Но это нужно вам для успокоения. Не клиентам. Клиенту нужно название. Если названия крутые, это видно сразу. К ним не нужна дополнительная подводка. Если названия не попали, то никакая подводка не спасет.

Бывает так, что идешь на презентацию с полным ощущением, что все варианты — топ. Но клиент смотрит и не понимает, что вы ему показываете.

Главное правило — решение должно принимать не больше трех человек. Если решающих больше, все превращается в вакханалию. У каждого субъективное восприятие, многие сидят просто для массовки и ничего не решают, но каждый коммент отдаляет вас от результата.

Нейминг очень легко критиковать. Но большинство комментариев очень абстрактные. «Слово мне не нравится, какое-то оно кислое».

Когда смотришь систему фирменного стиля, ее можно разобрать на элементы. Цвет, формы, сетка, шрифт и т.д. И когда не нравится что-то одно, это можно поменять. Но если человеку не нравится название, оно не нравится ему целиком.

И изредка, когда проект очень важный и срочный, клиенту не нравится подача, но решение нужно принять здесь и сейчас, мы показываем весь список из 400-500 проработанных названий, у клиента каждый раз падает челюсть. Для одной алкогольной компании мы придумали почти 1000 вариантов названий, прежде чем выбрали одно единственное.

Как же придумать название?

Нет универсального способа придумать название. Нету инструкции, как придумать название. Нету видоса на Ютубе (есть, но они вам не помогут). Есть куча книг, но с ними есть одна проблема. Там описаны бесконечные техники нейминга: анаграммы, синекдохи, оксюмороны, звукоподражания и т. д.

Никто никогда не садится придумывать названия с мыслью: «сейчас буду применять технику парономазии».

Но никто никогда не садится придумывать названия с мыслью: «сейчас буду применять технику парономазии». Ты просто садишься и придумываешь. Техники по ходу рождаются сами собой.

Как и все на свете — нейминг надо любить. В какой-то момент, накапливая экспертизу, ты перестаешь плясать с бубном с техниками, семантическими цепочками и прочим.

Потому что крутое название нужно прожить. В него нужно влюбиться самому, чтобы в него влюбился клиент. И только на этой химии это работает.

Но несколько принципов нейминга все же есть:

  • Поймите окружение бренда, для которого придумываете названия. Это нужно, чтобы понять, отстраиваетесь вы от него или нет. Если все компании в вашей нише называются «РосГосПромТехБанк», то может имеет смысл назваться совершенно по-другому, чтобы выделиться. «Точка», например.
  • Поймите, какое название вам нужно. Названия бывают описательные (Газпром, Сбербанк, Фейсбук), ассоциативные (Убер, Битс, Самокат), фантазийные (Старбакс, Гутенберг, Марс, Пандора) и синтетические (Авито, Кодак)
  • Придумывайте много названий в разных техниках. Чем больше вариантов вы создадите, тем больше вероятность, что найдется что-то стоящее.
  • Не ограничивайте себя. Крутое название может прийти откуда угодно. Из сериала, афиши концерта, упаковки чипсов. Настройте радар на получение любой информации, которая может быть полезна.
  • Название должно переть. Хотя бы вас. Если оно не прет, то, скорее всего, продать его не выйдет.

И напоследок, наверное, самое важное. Успешной компанию делает не название. И не дизайн. Успешной компанию делает продукт и сервис вокруг него. Если люди фанатеют от вашего продукта, то они купят его, даже если он будет называться супер странно. Например, «Apple».

Люди запомнят и привыкнут к любому названию. Но плохой продукт второй раз они не купят.

2929
реклама
разместить
16 комментариев

1. Заходим на https://namelix.com/
2. Пишем ключевые слова
3. ?
4. Profit

7

Я так и не понял, почему мой нейминг говно, но понял как подходить к «станку», спасибо.

2

Комментарий недоступен

2

Кстати о г-не или нейминге....

Endy is a new internet slang typically used on G+ and Discord. It is used to describe one as being "dank" or "edgy".

Раскрывать всегда
Блогер Влад Бумага решил обанкротить свою компанию по продаже снеков в России

Её долги перед кредиторами составляют около 40 млн рублей.

Влад Бумага на прямой линии с Владимиром Путиным
3232
44
11
11
11
Я может чего-то не понимаю, но будто бы даже с учетом исков бизнес не остался в минусе, учитывая чистую прибыль
реклама
разместить
ИТ-компании попросили у правительства поддержки на случай возвращения иностранных игроков — РБК

По их словам, некоторые из них уже начали налаживать связи с бывшими сотрудниками.

6262
99
11
11
О, дотационные додики заскулили… ничего не могут сделать в конкурентной среде.
Лебедь, рак и щука: почему PR, SMM и Event не хотят работать вместе?
Лебедь, рак и щука: почему PR, SMM и Event не хотят работать вместе?

Кто-то страдает от того, что у него нет маркетинга, а кто-то не знает, что делать с целым департаментом. Бывает так, что в компании есть и PR, и SMM, и Event, и SEO, и многое другое. Там даже специалисты крутые работают. Но коммерческого эффекта нет.

Как я вложил 1,5 года жизни и 50 миллионов в проект, который должен был занять месяц, а теперь мои клиенты зарабатывают больше меня

Меня зовут Вячеслав. В 2014 году я был фрилансером и делал заказы за 3000 рублей. Сегодня развиваю платформу, где предприниматели запускают проекты без программистов: один создал HR-платформу, другой за 90 дней собрал мобильное приложение для торговли с Азией, третий прошел акселерацию ФРИИ и вошел в топ-25 из 150 заявок.

Вот тут считали сколько остается до запуска, наивные) 
1212
11
Досье на телефонных мошенников: Forbes узнал детали концепции государственной антифрод-системы

Банки, госорганы, операторы и маркетплейсы смогут обмениваться данными о подозрительных номерах и счетах мошенников, а жертвы передавать подробности о звонках.

Фото «Интерфакс» 
77
66
Если много лет бороться с критическим мышлением на всех уровнях образования, получаешь большое количество доверчивых (в плохом смысле слова) граждан. И никакими обменами информацией и реестрами это не исправишь.
OpenAI предложила разрешить обучать нейросети на защищённом авторским правом контенте

Иначе США «проиграет ИИ-гонку».

33
33
11
11
11
11
ROI от внедрения BI: расчёт и оценка
ROI от внедрения BI: расчёт и оценка
«Купил Kia, после того как Илон сбрендил»: норвежское подразделение Kia неудачно пошутило над Tesla — объясняться пришлось головному офису

В последнем заявили, что не давали добро на кампанию.

«Купил её, после того как Илон сбрендил»
6363
44
11
Эх, а выглядит вполне хорошо ...
Видео: китайская UBTech показала своих роботов на заводе по производству электромобилей

Компания уже поставляет их на предприятия Volkswagen и Audi в Китае.

1212
55
Промышленные роботы давно используются на производствах, в том числе автопроизводители. Главный вопрос, зачем делать гуманоидообразными? Другие формы намного эффективнее сейчас работают.
реклама
разместить
ЦБ определил условия для получения статуса квалифицированного инвестора

Пока это проект. Регулятор планирует, что документ вступит в силу с 23 мая 2025 года.

100
3030
1111
66
33
11
П@дорасы
«Автотор» собрал партию BMW из старых деталей — автопроизводитель заявил, что не несёт за них ответственность

Группа сообщила, что использование этих автомобилей «может создать потенциальные риски для жизни».

Источник фото: Unsplash
99
44
11
11
А цена, как раньше, но ещё +20% сверху?)
Бизнес горит, а аналитика нет? Считаем, сколько денег вы теряете, пока ищете дата-специалиста

Компания развивается, маркетинг работает, продукт набирает популярность, клиентов становится больше. Все это генерирует колоссальные объемы данных. Но вот проблема: дата-команды либо нет вовсе, либо она не справляется с текущим потоком.

Бизнес горит, а аналитика нет? Считаем, сколько денег вы теряете, пока ищете дата-специалиста
2121
44