{"id":14278,"url":"\/distributions\/14278\/click?bit=1&hash=7bc8e2136891e57274bce79f3bfab82773b2810563794a524a98ce6dacee7a9c","title":"\u041f\u044f\u0442\u044c \u043a\u0435\u0439\u0441\u043e\u0432 \u0443\u0441\u043f\u0435\u0448\u043d\u043e\u0433\u043e \u0432\u043d\u0435\u0434\u0440\u0435\u043d\u0438\u044f \u0418\u0418 ","buttonText":"","imageUuid":""}

Управление репутацией медицинской клиники в онлайн

Меня зовут Евгений Александров, директор агентства интернет-маркетинга ITC, среди наших клиентов – много медицинских организаций, которые мы обслуживаем.

Важнейшей частью продвижения в онлайн становится репутационный маркетинг. Эта разновидность активности направлена на формирование положительного образа бренда в глазах потребителя. Особенно важна такая работа в медицинской сфере, где сарафанное радио дает сильный эффект.

Традиционно в России поставщиков медицинских услуг искали методом «сарафанного радио» по принципу «друзья плохого не посоветуют». Знакомые, друзья и родные советовали друг другу конкретных врачей или определенные клиники, основываясь на собственном опыте.

Медицинские услуги требуют высокой степени доверия потребителей

Сейчас репутация в интернете, отзывы живых людей играют роль тех самых друзей и знакомых. Репутационный маркетинг для стоматологий и медицинских клиник актуален особенно, поскольку конкуренция очень высока и идет непрерывная борьба за лояльность и доверие пациентов.

Cтраницы в социальных сетях, на картах, сайтах-отзовиках формируют отношение, от которого зависит, обратится ли человек в эту компанию.

По статистике абсолютное большинство представителей целевой аудитории, предварительно ищут сведения об организации в интернете: на агрегаторах отзывов, в социальных сетях на Яндекс- и Гугл-картах.

Конкуренты с более высоким рейтингом станут приоритетным выбором. Пользователи сравнивают клиники, конкретных врачей и, чем больше звезд, тем больше вероятность, что пациент выберет именно ваши услуги.

Работа с репутацией медицинской клиники включает следующие активности:

• регулярную публикацию экспертных статей на сайте компании или в онлайн-изданиях;

• системную работу с отзывами – как с положительными, так и с отрицательными;

• целенаправленное продвижение личного бренда врачей, задействуя две предыдущие активности.

Публикация экспертных материалов

Успех медицинской клиники напрямую зависит от экспертизы ее специалистов. Экспертизу важно научиться транслировать вовне, чтобы с ее помощью расширять охват воздействия на потенциальную аудиторию.

К работе над статьями следует подходить предельно ответственно, ведь от качества статьи будет зависеть PR-эффект, который вы получите. Статьи могут быть как направленными на освещение работы определенной клиники, так и информационными — о способах лечения, оборудовании, поиске клиник и центров, критериях оценки врачей.

Важно, чтобы статья была визуально и грамматически хорошо оформлена, ведь это практически лицо вашей компании для внешнего мира.

Небольшие профильные онлайн-площадки заинтересованы в экспертных статьях и охотно работают с представителями клиник.

Идеально, когда статья проработана SEO-специалистом и включает в себя ключевые запросы, по которым на нее будут приходить дополнительные посетители. Особенно это актуально при размещении на ТОПовых и дорогих площадках.

Опубликованная статья на посещаемом и авторитетном ресурсе – это актив, который будет постоянно генерировать вам новый поток трафика и обращений. Для поиска таких площадок можно воспользоваться специализированными сервисами, например – PR Posting.

Работа с отзывами

По нашим данным – около 90% довольных клиентов отзыв не оставляют. При этом на площадках, посвященным отзывам, негатив составляет более 30%, а позитив — около 24%.

Сбор и публикация отзывов

Сложнее всего дается мотивация клиента оставить отзыв. Большинство пациентов неохотно оставляют свои комментарии. Необходимо сделать процесс максимально комфортным и простым.

  • Использовать специализированные сервисы для сбора отзывов, которые автоматически направляют уведомление клиенту с просьбой оставить отзыв и перенаправляет его на нужный сервис, например – Яндекс.Карты.
  • Важно работать с клиентами не только онлайн, но и оффлайн. Например, предложить анкету в бумажном виде — многие пожилые пациенты не любят общаться с техникой, а другие забудут про отзыв, вернувшись домой.

Лучше всего разнообразить форматы отзывов от пациентов, кроме текстовых вариантов можно использовать:

  • видеоформат преобладает в социальных сетях: Инстаграм, YouTube, Вконтакте, Facebook;
  • скриншоты переписки с клиентом также часто публикуют в социальных сетях;
  • фотографии заполненных от руки анкет (с текстовой расшифровкой) могут публиковаться и на официальном сайте, и на других площадках.

    Важно научиться правильно работать с негативными отзывами.

Следует помнить, что поток отзывов должен быть динамичным и постоянным.

Работа с негативными отзывами

Важно научиться правильно работать с негативными отзывами. Многие компании отвечают на негативные отзывы отчитываясь о проведенных улучшениях. Это работает на повышение лояльности к бренду и вызывает доверие аудитории.

Основные этапы работы с негативом.

  • Мониторинг онлайн-репутации. Желательно использовать специализированные сервисы для оперативного сбора новых упоминаний о бренде в сети. Самым простым и бесплатным вариантом является сервис Google Alerts;

  • Борьба с негативом;
  • Поддержание позитивного имиджа клиники.

Комментарии обычно группируются, их классифицируют, подразделяя на:

  • позитивные;

  • нейтральные;
  • негативные.

Далее разрабатывается стратегия обратной связи. Для этого придется определить, настоящий ли это отзыв. Положительные отзывы могут заказывать сами клиники, негативные — могут быть результатом атаки со стороны конкурентов.

  • Негативный реальный отзыв от пациента можно нейтрализовать, признав свою вину (если она имела место) и предложив скидку, компенсацию или иное решение проблемы.

  • Фейковые, купленные или умышленно недостоверные отзывы удаляются модератором или администратором ресурса.

В работе с негативом очень важна оперативность.

Ограничения и подводные камни

Необходимо позаботиться о законности размещаемых отзывов. Несмотря на то, что они не подпадают под статьи об авторском праве, некоторые нюансы важно учесть.

Ни в коем случае нельзя публиковать без полученного согласия:

  • личные данные пациента, оставившего отзыв;

  • его фото- и видеоизображения;
  • данные о состоянии здоровья.

Если согласие пациента на публикацию было дано письмом, важно сохранить его. Согласие на обработку персональных данных в электронном виде, которое дает пользователь при регистрации на ресурсе, решает большинство проблем.

Использование в продвижении личного бренда врачей

Продвижение бренда врача – это комплексная работа, которая включает в себя как подготовку экспертных материалов, так и коммуникацию с аудиторией через комментарии, работу с отзывами. В рамках данной статьи мы только поверхностно затронем основные аспекты этого важного направления в области развития репутации медицинской клиники.

Сегодня люди чаще выбирают не клинику, а конкретного доктора, которому бы они доверили свое здоровье. Одним из решений для повышения доверия к врачам клиники может быть регулярные публикации специалистов в блог компании.

Профессиональные, простые, проверенные советы, не требующие серьезных усилий в исполнении — ценятся особенно. Например, можно рассказать о профилактике простуды, упражнениях для растяжки позвоночника после рабочего дня, правильном уходе за лицом с рецептами натуральных масок. Бесплатная информация от специалистов всегда привлекает внимание и работает на повышение лояльности.

Полезные публикации не только повысят доверие, но и помогут с органическим продвижением вашего блога в поисковых системах через информационные запросы.

Конечно желательно не стоит ограничиваться только одной площадкой для размещения контента – включайте в дистрибуцию социальные сети, онлайн СМИ, профильные издания. Это поможет узнать о ваших специалистах большей аудитории.

Врачи, владеющие словом, привлекают значительную аудиторию!

Послесловие

Работа с репутацией становится неотъемлемой частью маркетинговой стратегии для большинства медицинских клиник и уже сегодня стоит подходить к данному вопросу системно.

Надеемся данный материал помог вам сформировать представление о работе с репутацией медицинской клиники. Если вам потребуется помощь профессионалов, вы всегда можете обратиться в ITC за помощью.

0
14 комментариев
Написать комментарий...
Антон Балкаров

Спасибо за то, что собрали все в одной статье, закинул в закладки)

Ответить
Развернуть ветку
Absolem

Тогда вопрос: почему в ТОП20 в категории "Здоровье" - вот такая картина (см. вложение)? Много ли авторитетных публикация по теме здоровья у аптек? Или может быть они продвигают личные бренды врачей? Тоже самое касается и агрегаторов: да, врачи на них размещены (либо клиники), но вот отзывов или публикаций я не встречал. И тем не менее все в топе. Как же так тогда? Ну а 2гис, Вк и инстраграм вообще соответствуют тому, что описано в данной статье?))) Камон, серьезно? Соцсети и карты в топ20 по здоровью. Ну и конечно же, наш "дорогой" яндекс, который отъел 50% выдачи. У тех же агрегаторов, у которых трафика тоже было немало. И самое удивительно (хотя не очень-то это и удивляет), что доминация яндекса происходит в столь лакомой (с точки зрения оборота денежных средств) нише, как медицина. Мое мнение такое, что яндекс всех двигает из топа, чтобы побольше "денешек" заработать (на той же рекламе + яндекс онлайн консультации уже имеются). Не удивлюсь если вскоре появиться что-то типа яндекс.клиника офлайн (вспомним яндекс.такси). Аппетиты не имеют предела.
А что касаемо описанных в статье факторов ранжирования, так по мне (исходя из прикрепленного скрина), они ничего общего с реальностью не имеют - яндекс пихает в топ только трафиковые площадки.

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Alexandrov
Автор

Спасибо за Ваш комментарий. Давайте выделим основной посыл статьи – это работа с репутацией (ORM). Вы сейчас больше говорите про работу с репутацией именно в поиске (SERM). Так вот, продвигать коммерческие запросы вы правы – по площадкам отзовиков без шансов. Что же касается репутационных запросов ("запрос + отзывы"), то тут все очень хорошо ранжируется.

Касаемо целей и задач Яндекса, то он уже создал многое для данной ниши (например, Яндекс.Здоровье). И думаю будет пытаться всячески монополизировать данный рынок, разумеется, задействуя свои же мощности (что то же вполне логично).

Ответить
Развернуть ветку
Absolem

Ну если основной посыл статьи это работа с репутацией (ORM), тогда с этим не спорю - следить за репутационным фоном организации в инете нужно. Но коммент выше я написал увидев в вашей статье вот это: "Полезные публикации не только повысят доверие, но и помогут с органическим продвижением вашего блога в поисковых системах через информационные запросы.".

В качестве доказательства, что это не так прикрепил к тому же комменту скрин, где указана кто в выдаче. И еще раз повторю, что ни агрегаторы, ни аптеки, и уж тем более Вк, 2гис и инста не занимаются ORM.

Так, что никак напрямую работа с репутацией не влияет на ранж сайта. Механика пользователя при поиске организации какая? Сначала комм или инфо запрос, переход на сайт, интерес к организации, поиск отзывов (или нет, если они не нужны пользователю), покупка (или нет, если отзывы не понравились). Никто не идет сначала смотреть отзывы. Потому что чтобы смотреть отзывы, нужно сначала, как ни странно, найти про кого смотреть.))) Это так происходит, но никак не наоборот.

НО!.. Единственное, что можно предположить, так это косвенное влияние положительной репутации на ранж. Как именно? Поясню. Если пользователь побывал на сайте, а потом пошел читать отзывы про организацию, то он либо вернется на сайт (сразу или после обдумывания прочитанных отзывов), либо не вернется (если отзывы ему не понравились). Так вот, мы исходим из того, что работаем с репутацией организации, и отзывы у нас, соответственно в массе своей положительные. Значит пользователь, почитав их, вернется на сайте. Возвращаться он будет по тому же запросу, по которому нашел сайт организации изначально. Либо по запросу + бренд. Либо просто по витальному запросу, и уже на самом сайте будет искать нужный ему продукт (кстати, в таком случае он еще даст показатель по глубине нахождения на сайте). Помимо всего этого, ПС будет еще засчитан возврат старого пользователя на сайт. Куки же никто еще не отменял.))) Что тоже положительно скажется на ранже - раз пользователи возвращаются, значит сайт интересный.

Так вот, если вы под этим: "Полезные публикации не только повысят доверие, но и помогут с органическим продвижением вашего блога в поисковых системах через информационные запросы." имели в виду то, что я описал в данном комменте, то, да, я с вами согласен. Но, еще раз повторюсь, никакой прямой связи между ORM и ранжем сайта я не наблюдаю (исходя из того же скрина из первого моего коммента).

P.S. Весь мой спич происходит из того, что на сегодня очень много специалистов в SEO прямо таки кричат на каждом углу о прямой значимости ORM и EAT-факторов на ранж сайта. Но не измеримые показатели никак не могу влиять на позиции сайта, ибо это противоречит основной идеи поиска - независимое формирование поисковой выдачи, удовлетворяющей запрос пользователя, с помощью машинных алгоритмов. Ни ORM, ни EAT померять нельзя. Только асессоры. Но это уже не независимость - то что нравиться асессору, не обязательно понравиться пользователю. Тем самым нарушается принцип поискового ранжирования. Это уже прямая цензура, что, кстати, тоже противоречит идеи ПС (скрин ниже).

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Alexandrov
Автор

Смотрите, мы опять с вами обсуждаем поиск). Давайте разберем пример, где репутация влияет на бизнес показатели, но не влияет на ранжирование.

Ситуация: У вас есть ряд запросов информационного характера. Брать отзовики в качестве площадки уже не так эффективно. Остается либо собственный блог либо внешняя площадка. 

Наример, мы выбираем второе. Врач пишет крутую экспертную статью с вхождениями, со ссылкой, содержащей UTM площадки и далее все это хозяйство публикуете. В идеале лончите дополнительно платным трафиком. 

Что в итоге: У вас получается целевой трафик (если вы правильно выбрали площадку, написали качественную статью и пр.) на сайт + есть PR-эффект от самой статьи (в виде гораздо более широкого охвата самой площадки, чем вашего блога, к примеру). Как следствие – рост количества обращений в клинику.

Вывод: ТОП – не единственный путь в работе с репутацией.

Ответить
Развернуть ветку
Absolem

Так вы сейчас описали вообще-то не работу с репутацией, а раскручивание бренда (как вы сказали "PR-эффект") и контент-маркетинг. При чем здесь управление репутацией?!)))

"Давайте разберем пример, где репутация влияет на бизнес показатели, но не влияет на ранжирование." - Так это всегда так. Репутация никак прямо не влияет на ранж. Если с отзыва нет ссылки и переходов (а их как правило отзовики не дают ставить), то никакого прямого влияния на продвижения хоть инфо, хоть комм ключей ORM не имеет)))

"У вас есть ряд запросов информационного характера. Брать отзовики в качестве площадки уже не так эффективно." - Брать отзовики для чего? Для вывода в ТОП собственного сайта каким-то магическим образом, когда веришь что ORM поможет в прямом выводе в ТОП действительно не имеет смысла))) А если для репутации, то вообще-то пользователи идут за отзывами, как это не удивительно, именно на отзовики, а не на почитать статейку в условном Я.Дзен)))

"Что в итоге: У вас получается целевой трафик (если вы правильно выбрали площадку, написали качественную статью и пр.) на сайт + есть PR-эффект от самой статьи (в виде гораздо более широкого охвата самой площадки, чем вашего блога, к примеру). Как следствие – рост количества обращений в клинику." - Логично. И даже возможно будет рост обращений - трафик же увеличился. Но еще раз, при чем здесь ORM, если Вы описали конкретно контент-маркетинг и продвижение бренда?!)))

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Alexandrov
Автор

Почему по вашему контент-маркетинг не может входить в стратегию ORM? 

Ответить
Развернуть ветку
Валерий Жерегеля

скучно, девочки...

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Федотова

Интересно, Ваше мнение по ранжированию/значимости специализированных и общих сайтов Отзовиков для размещения отзывов для медицинских клиник.
А также место в этом рейтинге таких площадок, как Яндекс Карты/Яндекс Справочник, Яндекс Услуги, Гугл Карты (Google Map), Отзовик, Aйpекомменд,  2Gis/Flamp

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Alexandrov
Автор

Екатерина, спасибо за вопрос. Наверное ничем вас не удивлю, если скажу, что все зависит от конкретной ЦА. Она определяет точки приложения усилий для достижения KPI, которые вы ставите.

По нашим убеждениям (никого не хотим обидеть, но статистика беспощадна):
1. Карты, справочники для клиник – это база.
2. 2Gis/Flamp – если с базой порядок и вы хотите поэкспериментировать.

Площадки Айрекомменд и Отзовик больше подойдут для работы с репутацией в товарном сегменте, например, для стимулирования сбыта нового препарата, но тут важны механики вовлечения потребителей.

Ответить
Развернуть ветку
Екатерина Федотова

А по специализированным?

Ответить
Развернуть ветку
Evgeny Alexandrov
Автор

В целом принцип такой же. Тут отличие – в зависимости от вашего позиционирования можно задействовать работу с личным брендом более активно.

Ответить
Развернуть ветку
Absolem

Не имеет значения какие будут площадки. Займитесь именно SERM, а не ORM. Вам нужно сформировать ТОП10 из сайтов-отзовиков с положительными постами о вашей клинике. И не важно будут это карты, отзовики, агрегаторы или еще что-то, популярные они будут или нет. Людям пофиг где читать о вас отзыв - лишь бы он был недалеко (на 1ой странице выдачи). Никто не будет лезть в глубь. Не мучайте отзовик с плохой репутацией, размещая на нем положительные отзывы, которые не будут проходить модерацию. Просто выбивайте его из топа более лояльными к вам отзовиками. Читайте мой коммент выше там более детально описано, влияние репутации на ранж.

Ответить
Развернуть ветку
Anatoly Malkevich

Точно, главное не накручивайте отзывы, а то получится как здесь: https://vc.ru/marketing/216585-nakrutka-otzyvov-na-yandeks-kartah-vse-r-i-p-18-02  Используйте сервисы для сбора отзывов, тот же Ревьюс и будет у все все хорошо.

Ответить
Развернуть ветку
11 комментариев
Раскрывать всегда