Как геймификация в бизнесе заставляет вашу аудиторию играть по вашим правилам?
Видали, как Озон начал завлекать покупателей с помощью системы лояльности? У них еще в июне появилась завлекаловка в виде игры «Морковск», где главный приз – квартира в Москве. Помимо этого игрокам в качестве более лояльных призов могут достаться большие скидки на различные товары.
Целью игрушки является сбор игровой валюты клиентами в виде морковок, и получать их можно, выполняя определенные задания: писать отзывы о покупках, приобретать товары на скидках и многое другое.
Основная задача всего этого движа – привлечь как можно больше посетителей, ну то есть потенциальных покупателей, и поэтому одним из способов получить морковки является ежедневный вход на Озон. Маркетологи, мое уважение) Я застрял в игре «Словечкино» на час, собирая эти треклятые морковки и складывая множество слов из трех букв.
Короче, крутой ход, который конкретно ежедневными входами на маркетплейс напоминает «Колесо призов» на Яндекс маркете. Только у ЯМ шанс выиграть что-то дельное – нулевой, и монеты за вход можно тратить только на крутки колеса с призами. Кстати говоря, из-за этого у них даже понизилась репутация, потому что если не дай Бог колесо крутанет вас на Айфон, то оно обязательно заглючит и попросит вас повторить попытку :) Клиенты в шоке, разработчики кайфуют.
Ну и давайте теперь начистоту: современный потребитель – это существо с клиповым мышлением, которое всяко перегруженно рекламой и абсолютно беспощадно относится к скучному контенту. Его внимание нужно прям завоевывать, таковы реалии в эпоху цифровизации :) Как завоевать-то?
Ну, как минимум делать так, чтобы взаимодействие с вашим брендом приносило радость, даже азарт и ощущение причастности к чему-то большому и крутому. Именно здесь на сцену выходит геймификация, которая становится полноценной стратегией вовлечения, меняющей ваш подход к маркетингу уже в грядущем 2026 году.
Вы наверняка сами не раз попадали на этот крючок: листали ленту Инстаграма*, увидели залипательный квиз «Какие духи подойдут именно вам? Зажимайте экран и проверяйте результат» и досмотрели его до конца, хотя изначально даже не планировали этого делать. Или залипали в историях с ползунком «угадайте цену товара». Это и есть она – магия игры.
Ваш мозг получает маленькую порцию дофамина (хотя маленькой ее назвать тяжело, это же соцсети и быстрый контент) за каждое выполненное действие: ответил на вопрос – получил результат, угадал цену – увидел забавную анимацию. Маркетологи научились упаковывать в такие форматы все что угодно: от генерации лидов до повышения лояльности постоянных клиентов.
Именно поэтому рейтинги, прогресс-бары, бейджи и награды так сильно цепляют. Это заложено в психике: хочется «добить уровень», хочется дособирать коллекцию бесполезных штучек, но это все еще коллекция, и все еще именно ВАШЕ достижение. Бренд, который умеет грамотно встроить эти штуки в свой контент, получает фаната, а фанаты как известно покупают не потому, что «нужно», а потому что «хочу» – и точка :)
Почему это работает? Спойлер: это в нашей природе
Все очень, очень просто, товарищи. Игрушки говорят с нами на языке наших древнейших инстинктов: признание, статус, очки, награды, достижения – все это включается, когда мы видим привычные элементы игры в неигровом контексте.
Вам уже даже не нужно заставлять человека что-то делать, ведь вы создаете условия, в которых он сам захочет это сделать, потому что это весело, особенно после рабочего дня :) Это еще и бросает вам вызов, потому что «а что в конце будет?» Продажа во всей этой схеме = естественный финал этого развлечения.
Возьмите к примеру бренд LEGO. Они давно уже просекли, что можно завлекать маленьких покупателей вместе с их родителями не только конструкторами, но еще и игрушками в телефоне. В их приложениях дети (и их родители, что важно) могут собирать виртуальные модели лего, участвовать в челленджах, получать виртуальные награды за свои творения.
Даже ребенок таким образом погружается в философию бренда, ассоциирует себя с ним. Ну и родитель, участвуя в процессе, не чувствует, что просто купил игрушку, тут, если копнуть глубже, прикол в развитии ребенка через их приложение. Скажу, что это гениально! Бренд у нас уже и часть семейного досуга, а не просто коробка с детальками.
Как бизнес зарабатывает на играх?
Вам может показаться, что все эти штуки – удел крупных брендов с огромными бюджетами. Это самое большое заблуждение, потому что геймификация демократична :) Ее инструменты доступны даже небольшому локальному бизнесу.
Вот простой и рабочий перечень того, как можно использовать игровые механики:
Квизы и опросы с мгновенным результатом. Не «какой вы кофе», а «какой стиль интерьера подходит именно вам» для мебельного магазина. Ну прям как в примере с духами выше. В конце – персонализированная скидка на тот тип товаров, который подходит клиенту. И вот уже ваш потенциальный покупатель задумывается о приобретении того или иного товара/услуги, визуализирует все это и решается на то, чтобы вам написать.
Многие думают, что для всего этого нужны миллионы и армия программистов. На самом деле нет. Уже есть куча сервисов, которые позволяют запустить квиз или колесо удачи за один вечер. Кстати, сервисы вроде Marquiz или Envybox позволяют настраивать такие квизы за пару часов, нормальная тема, когда бюджет ограничен :) Все, что нужно – это ваше же желание сделать контент живым. Даже небольшой локальный бизнес может внедрить геймификацию и получить результат. Пиццерия, цветочный магазин, фитнес-клуб – все могут придумать свой формат игры, и это будет работать.
Но! Нужно помнить, что это не волшебная таблетка. Геймификация не заменит качества продукта и сервиса, и если товар плохой, то никакая игра не спасет. Поэтому сначала нужно закрыть базу – продукт, сервис, честность. А уже потом накручивать сверху игровые механики. Тогда эффект будет долгим, не разовым.
Вращающееся колесо фортуны в сторис или на сайте. Классика, которая не умирает: «Крутите колесо, чтобы получить промокод». Элемент случайности и азарта заставляет пользователя совершить действие здесь и сейчас. Такая фича есть у Бифри, российского бренда одежды: заходя на сайт, вы можете крутануть колесо и получить реально полезный для вас бонус. Я однажды выиграл 2000 на любую покупку. И это вам не колесо призов на Яндекс Маркете :)
Программы лояльности с прогресс-баром. Вместо скучной карты с десятью штампиками красивое мобильное приложение или личный кабинет, где видно, как клиент движется к следующему уровню или подарку. «Вы собрали 8 из 10 штампов до бесплатного кофе!». Это мотивирует гораздо больше. Моя знакомая рассказывала о кофейне из Томска, у которой точь-в-точь система бонусов: покупаете кофе первый раз и вам дают карточку с десятью штампиками, первый – помечен. Добиваете штампики до десяти и получаете бесплатный кофе. Крутяк, потому что есть гарантированная бесплатная вкусняшка.
Челленджи и марафоны в соцсетях. Особенно актуально для фитнес-индустрии, здорового питания, образования. Ну вот например 7-дневный марафон по йоге, где участники ежедневно получают задание и выкладывают отчет с хештегом. Тут и комьюнити, и виральный эффект.
Комьюнити, кстати, реально кайфовая тема, потому что тут люди вовлекаются не только в бренд, но и друг в друга. А вы думали, почему так заходят челленджи и марафоны?) Тут срабатывает стадный эффект: «Все делают – и я попробую». Человек делится результатом, кидает друзьям, хвастается достижениями, и бренд получает органичный вирусный эффект, за который в других условиях пришлось бы платить бешеные деньги.
И да, давайте честно: пользователи любят хвастаться, не зря же я сказала об органичном вирусном эффекте :) Мы все это делаем, тут стыдиться нечего как минимум потому, что мы делаем цифры брендам. Кто-то любит делиться шагами в приложении фитнеса, кто-то выкладывает фото из марафона по йоге, ну и кто-то показывает свою «нагрузку» в обучающем сервисе, каком-нибудь Дуолинго. И если бренд дает удобный инструмент для этого хвастовства, он автоматически попадает в ленты, сторис и постоянную болтовню о нем. Наша часть жизни, товарищи.
Кстати, про образование хочу сказать следующее: в этой сфере геймификация вообще творит чудеса. Никому не хочется зубрить сухие тексты или смотреть скучные лекции. Но вот стоит только добавить очки, уровни, задания «на время» или систему челленджей, и процесс сразу же превращается в гонку, где хочется дойти до конца. Вот почему такие проекты как упомянутый мной выше Дуолинго стали культовыми. Люди туда возвращаются каждый день не потому, что надо учить язык, а потому что нельзя потерять серию.
Я бы даже сказал о том, что Дуолинго в этом плане перегибал палку, и у многих это вызывало реальную тревожность. Вы видели его пассивно-агрессивные сообщения за час до дедлайна?) Да и сова эта, грозная такая, еще бухтит постоянно, если урок пропустишь… Но действенно, если имеется синдром отличника и хочется держать серию как можно дольше, да и вокабуляр подтянуть заодно можно. Это уже зависимость, но зависимость полезная :)
Как уточняет Полина Лааксо,
По словам WSJ, секретное оружие языкового приложения Duolingo – это своеобразная версия алгоритма «многорукий бандит». Он решает, какое уведомление с большей вероятностью заставит пользователя открыть приложение и позаниматься. Если проводить аналогию с казино, то алгоритм выбирает, какой же рычаг опустить, чтобы максимизировать выигрыш (в данном случае – компании, задача которой удерживать и наращивать аудиторию).
Основные «пуши» от Duolingo – напоминания о прогрессе. В сервисе есть показатель «ударного режима» (он же «стрик») – это количество идущих подряд дней, в течение которых человек проходил хотя бы по одному уроку. Пока пользовательский рекорд – 4100 дней или же 11 лет беспрерывного «обучения».
Таких целеустремленных «студентов» не так много, но целых 5 млн поддерживают «ударный режим» как минимум год. И сразу 70% из более чем 30 млн ежедневно активных пользователей сохраняют недельные «стрики».
Пользователи даже стали делать мемы с совенком Дуо, что реально забавляет и отлично работает как цифровая сарафанка :)
Теперь представьте, что та же логика будет массово внедряться в маркетинг. Каждый баннер, письмо, рассылка превращается в маленькую игрульку, которой начнут пользоваться миллионы – всем ведь хочется приятного бонуса?)
Вместо «скидка 10%», например, – «собери три шага и получи бонус». И вот тогда внимание перестанет утекать, потому что человек будет возвращаться ради эмоции и его ЛИЧНОГО бонуса.
Игры с триггерами срочности и дефицита. «Таймер обратного отсчета» на странице с акцией или «осталось 3 штуки по этой цене» – это тоже элементы геймификации, которые превращают обычный поход в магазин в квест. А вот такое уже есть на всеми любимой Вэбэшке: под каждым товаром горит красная надпись, где показан таймер с дедлайном окончания скидки. Соглашусь, что это очень стимулирует к покупке и будто торопит быстрее что-то кинуть в корзину, даже если вам и не надо.
Посмотрите на риелторов. Их рынок = высокая конкуренция + дорогой лид. Многие агентства начали использовать интерактивные квизы типа «Подберите квартиру мечты за 5 минут». Вопросы тем временем ведут пользователя по воронке, а в конце ему предлагается конкретная подборка объектов и контакты агента-консультанта, который «уже подобрал для вас варианты». Это в разы эффективнее скучной формы «оставьте заявку, и мы вам перезвоним» :)
Главный секрет: игра должна быть уместной
Самая большая ошибка будет такова: накрутить на сайт десять мигающих колес фортуны и пять викторин с призами. Бессмысленный хаус только отпугнет клиентов, потому что для всех в первую очередь важно удобство использования сайта, а вот игра должна быть органично вписана во всю эту логику и решать конкретную бизнес-задачу.
Вы продаете сложные IT-решения для корпораций? Вряд ли колесо фортуны подойдет, а вот если вы проведете онлайн-викторину для топ-менеджеров «Насколько эффективна ваша кибербезопасность?» с детальным разбором результатов и рекомендациями в конце, то это стопроцентно сработает, да еще и добавит экспертности и вовлечет вашу B2B-аудиторию.
Стиль игры, кстати, должен соответствовать философии вашего бренда. Если вы солидная юридическая фирма, ваш квиз должен быть строгим, сфокусированным на пользе и решении проблем, а не на милых котиках (хотя они никогда еще не делали контент плохим!). Можно, конечно, экспериментировать с разными видами контента, но это уже другая история, изложенная в моем тг-канале :)
Что нас ждет в 2026 году?
Тренды будущего – это синтез геймификации с новыми технологиями:
- AR-квизы. Вы наводите камеру телефона на визитку менеджера по продажам, и на экране появляется интерактивная игра, которая знакомит вас с продуктом. Пройдя ее, вы получаете персональный промокод от этого менеджера. Клиент доволен, менеджер в плюсе, все счастливы.
- Геймификация в рассылках. Email-маркетинг по моему скромному мнению ожидает революция. Вместо статичных писем, уверена, появятся интерактивные викторины или «поиск сокровищ» прямо внутри письма. Сервисы рассылок уже активно работают над такими решениями, но главное, конечно, репутация компании. Потому что если ноунейм бренд пошлет такое письмо клиенту, то не факт, что он его откроет и будет вообще как-то с ним взаимодействовать: а вдруг скам?
- Игры, созданные нейросетями. ИИшка сможет уже в реальном времени генерировать персонализированные сценарии игр для каждого отдельного пользователя, основываясь на его прошлом «поведении»: все как в ветках ответов чата ГПТ. Пройдя один и тот же квиз, два разных человека получат абсолютно разные предложения и ответы.
Геймификация сейчас про то, чтобы изменить сам подход к коммуникации клиента с компанией или брендом, да даже с экспертом или блогером. И вот тут важно перестать говорить с клиентом на языке скидок и характеристик, начать говорить надо с ним уже на языке эмоций, вовлечения и вашего бэкграунда: на что кликали, куда смотрели, что завлекало и проч.
Но тут есть важный момент. Если геймификация сделана топорно, то она очень быстро превращается в клоунаду с подтанцовкой. Пользователь сразу видит фальшь, и вместо того чтобы вовлечься, он уходит с ощущением того, что его развели как лоха. Поэтому нужно всегда держать баланс, а игра должна быть честной и логичной, и результат хоть чуть-чуть, но ценным, даже если это просто смешная гифка или шутливая подпись, человек должен почувствовать: «Океей, это было не зря».
И вот здесь мы плавно переходим к главному: будущее маркетинга – это именно про создание опыта. Сейчас в «тренде» именно тот бренд, который умеет делать жизнь людей чуть веселее, проще и увлекательнее, и вот он уже автоматически выигрывает. В 2026 году, когда конкуренция станет еще жестче, выживут те, кто сможет делать это с удовольствием для обеих сторон.
И да, помним, что мы не манипулируем ни в коем случае! Мы с вами лишь предлагаем интересный для клиента путь, в конце которого его ждет награда, будь то скидка, нужный товар, полезный совет или просто хорошее настроение (последнее, конечно, пользы никакой физической не даст). В 2026 году выиграют те бренды, которые перестанут быть базовыми продаванами и станут авторами качественного и веселого времяпрепровождения для своей аудитории. Так почему бы не начать внедрять это в ваш бизнес прямо сейчас?)
*Соцсети Instagram и Facebook запрещены в РФ; они принадлежат корпорации Meta, которая признана в РФ экстремистской.