Маркировка звонков компаний с 1 сентября: что это значит для бизнеса
С 1 сентября 2025 года маркировка звонков обязательна, иначе штрафы, блокировки и далее по списку. Действительно ли без «этикеток» звонки больше не пропустят? Что на самом деле нужно знать о законе и к чему готовиться? Разобрали в прямом эфире с Дмитрием Щукиным, генеральным директором UIS→
На связи UIS!
Недавно мы провели вебинар «Маркировка звонков для бизнеса: новые правила игры с 1 сентября 2025». Теперь клиент увидит, из какой компании ему звонят, но как быстро? Генеральный директор UIS Дмитрий Щукин рассказал, какие правила диктует вступивший в силу закон и как будет работать маркировка*.
*Вся информация в статье, в том числе ссылки на законы, актуальна на 12.09.2025.
Содержание
- Какой закон вступил в силу, кому и как маркировать вызовы
- Как закон работает сейчас и все ли реализовано для его исполнения
- Когда введут ответственность за отсутствие маркировки
- Стоимость маркировки: что известно и какие вопросы остаются без ответов
- Что будет с массовыми вызовами и телемаркетингом
- Затрагивает ли закон общение в мессенджерах и трансграничную передачу данных
- Итог: что учитывать бизнесу
Какой закон вступил в силу и что он регламентирует: основные понятия
Закон вступил в силу 1 сентября 2025 года, он обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) маркировать исходящие звонки.
Что это значит? Номера, которые зарегистрированы на юридические лица и ИП, должны содержать маркировку, чтобы абонент мог видеть «этикетку» и понимать, кто ему звонит.
Важно! Закон касается исключительно юрлиц и ИП. Маркировать звонки физическим лицам не требуется.
В документе уточнено, как работает и что значит маркировка звонков.
В числе ключевых понятий:
● Оператор-инициатор. Оператор связи, который выделил вам телефонный номер (как юрлицу или ИП) и чьими услугами вы пользуетесь. С его сети связи совершается телефонный вызов.
● Инициатор телефонного вызова. Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, который инициировал вызов.
● Оконечное оборудование. Абонент, которому поступает звонок.
● Договор об отображении информации. На основании этого договора передается информация о юрлице либо ИП — абоненту. Нужен, чтобы подтвердить согласие на передачу данных операторам связи (операторам-инициаторам).
Какие данные по договору передаются при маркировке звонков:
- Полное или сокращенное наименование юрлица или ФИО ИП.
- ИНН.
- ОКВЭД.
- Коммерческое обозначение (бренд).
- Категория вызова («Банк», «Медицина» и др.).
- Текст для отображения (не более 32 символов).
Как закон работает сейчас
Хотя постановление опубликовано, но еще не до конца проработаны технические, юридические и коммерческие механизмы реализации.
На данный момент:
1. Отсутствует единая платформа. Каждый мобильный оператор (МТС, Билайн, МегаФон, Tele2) разрабатывает собственное решение.
2. Нет юридических конструкций. Непонятно, как заключать договоры между операторами-инициаторами и мобильными операторами.
3. Не утверждены тарифы. Озвучены цифры от 24 до 74 копеек за звонок. Нет ясности, как будет вестись учет и сверка.
4. Не предусмотрена ответственность за отсутствие договора на маркировку. Сейчас маркировка хоть и является обязательной, но еще не реализована технически. Кроме того, у операторов нет полномочий блокировать вызовы.
В итоге у юрлиц и ИП нет возможности заключать договоры с операторами-инициаторами. Пока большая четверка не пришла к централизованному решению (на базе ЕПВВ), она продолжает реализовывать коммерческий сервис. Однако операторы могут помечать звонки как «вызов без маркировки» или «спам».
На текущий момент ни один из операторов не готов дать разъяснения, как в итоге будет работать маркировка. Соответственно, нет ни юридических конструкций, в рамках которых мы можем оказывать маркировку как оператор местной связи, ни технических конструкций.
Когда введут ответственность за звонок без маркировки
Точные даты неизвестны. Вероятно, маркировка станет обязательной в марте 2026 года.
Минцифры прорабатывают вопрос с «возможной формой ответственности» за отсутствие маркировки звонков. Вы можете отслеживать всю актуальную информацию по нормативным правовым актам и проектам на официальных ресурсах ведомств — https://sozd.duma.gov.ru, https://regulation.gov.ru.
Пока что ситуация будет такой же, как прежде. Наверное, до конца 2025 года мы будем жить в переходном периоде. На текущий момент нет ответственности за отсутствие договора о маркировке, а у оператора связи нет полномочий звонки без маркировки блокировать.
Стоимость маркировки: что известно и какие вопросы остаются без ответов
Вопросы тарификации пока открыты. Например, неизвестно, нужно ли платить за все попытки дозвона или только за успешные. Минимально оплата тарифа может составлять 24 копейки за любой совершенный вызов.
Кроме того, неизвестно, как оператору местной связи вести сверку объема оказанных услуг.
Предполагается, что к концу 2025 года механизм «устаканится». Из прогнозов — реализация пойдет по пути агентских договоров, то есть операторы местной связи (как UIS) будут выступать посредниками между клиентом и мобильными операторами.
Один из острых вопросов — какие вызовы подлежат тарификации. Технически мобильные операторы могут тарифицировать просто вызов, который пришел к ним на сеть. Но они не могут различать, отобразилась ли в действительности информация о вызове на экране абонента. Соответственно, вы будете платить за любую попытку сделать звонок на мобильную сеть — независимо от результата: был ли абонент занят или находился вне зоны доступа, позволило ли его устройство отобразить информацию о входящем вызове.
Чего еще касается закон «О кибербезопасности» — что будет с массовыми вызовами и телемаркетингом
Для обычных клиентов маркировка звонков — это плюс:
- Повышается уровень доверия к вашей компании у абонента.
- Телефон снова станет качественным каналом коммуникации, так как клиенты начнут отвечать на звонки.
- Решится проблема произвольной маркировки вызова в качестве спама: наличие маркировки защищает компанию от попадания в классификацию «спам-звонок».
Однако для клиентов, которые занимаются телемаркетингом или чья деятельность заточена на колл-центрах, появляются риски.
Согласно ст. 44.1-1 Федерального закона от 07.07.2003 N 126-ФЗ «О связи», чтобы совершить массовый вызов или запустить автообзвон, требуется:
1. Заключить договор с оператором связи на осуществление массовых вызовов.
2. Получить предварительное согласие абонента на получение звонков. По запросу оператора или контролирующих органов будет необходимо доказать наличие такого согласия от абонента.
В этой связи рынок телемаркетинга находится под угрозой, так как зачастую прямых согласий у компаний нет. Ответственность за совершение массовых вызовов пока что прямо не предусмотрена в законодательстве, но если звонок совершается в рекламных целях, уже сейчас может наступить ответственность за распространение спам-рекламы (со штрафом до 1 млн за каждый факт).
Важно отметить, что, заключая договор с оператором на массовый вызов, бизнес не знает, с какими административными последствиями придется столкнуться в дальнейшем. При этом, если посмотреть оферты крупных операторов мобильной связи, возможные риски (компенсация штрафов, убытков) переложены на инициатора звонка.
Затрагивает ли закон о маркировке мессенджеры и трансграничную передачу персональных данных
Маркировка необходима для соблюдения требований в Российской Федерации, ее отображение на мобильном устройстве не может рассматриваться как трансграничная передача персональных данных.
Также новые требования по маркировке вызовов не распространяются на звонки в мессенджерах (WhatsApp, Telegram, Max, VK Мессенджер и др.).
Мессенджеры остаются доступным каналом коммуникации. Никаких дополнительных разрешений или согласований не требуется. Кроме субъектов, для которых это запрещено законом.
Как следует из разъяснений представителя РКН, отправка сведений с персональными данными через иностранные мессенджеры не запрещена и допускается при соблюдении требований, указанных в Законе о персональных данных.
О будущем мессенджеров и прогнозах говорить пока что не приходится, но важно следить за новостями.
Итог: что учитывать бизнесу
Бизнесу необходимо начать диалог со своим оператором связи, готовиться к дополнительным расходам и заключению договоров, следить за новостями.
Главное:
1. У бизнеса есть время до марта 2026 года, поэтому сохраняйте спокойствие.
2. Ждите ясности от операторов: к концу года ожидаются конкретные предложения от «большой четверки».
3. Маркировка — это новая платная услуга, стоимость звонков для бизнеса вырастет.
4. Иностранные мессенджеры в зоне регулирования только для конкретных отраслей. Общайтесь с клиентами в привычных мессенджерах (текстом) без рисков.
5. Отображение маркировки на мобильном устройстве не рассматривается как трансграничная передача данных.
6. Следите за обновлениями от вашего оператора связи и готовьтесь к заключению договоров на маркировку в конце 2025 — начале 2026 года.
Прямо сейчас я рекомендую сохранять спокойствие. Все активно начали думать, как же теперь исполнять требования нового постановления. Но нас ждет переходный период, пока в том или ином виде прикладные конструкции, реализация постановления не будут запущены. На данном этапе никакой ответственности нет, проблемы с прохождением звонков нет.
Если хотите получать больше полезной информации, подписывайтесь на наш телеграм-канал «UIS говорит!». Анонсируем прикладные бизнес-мероприятия, рассказываем об интересных кейсах и делимся важными для бизнеса материалами и инструментами: IP-телефония, текстовые коммуникации, аналитика рекламы.