Почему "пройтись по конкурентам" — это только одна из угроз вашему продукту

Знакомая ситуация? Начальник говорит: "Новый продукт запускаем, нужно пройтись по конкурентам". Ну и как обычно, открывается и заполняется табличка в экселе: кто что продаёт, по какой цене, какой ассортимент.

Почему "пройтись по конкурентам" — это только одна из угроз вашему продукту

Проблема "такого" анализа — мы смотрим только на прямых конкурентов.

А наш продукт может провалиться не потому, что у конкурента лучше витрина или привлекательнее упаковка, а потому что:

  • Сетевой гигант зашёл в наш район с агрессивными ценами
  • Клиенты нашли более удобную альтернативу (маркетплейсы, сервисы доставки)
  • Поставщик поднял цены или ввёл минимальную партию, и у нас нет запасного варианта

Поэтому желательно подготовить "карту угроз", например анализ 5 сил Портера.

Что такое 5 сил Портера простыми словами

Давайте представим, что вы открываете кафе. Анализ 5 сил — это быстрая и трезвая проверка, прежде чем вы вложите деньги. Она отвечает на один главный вопрос: "Насколько сложно будет мне здесь удерживаться и зарабатывать?"

Он смотрит на 5 источников давления, которые могут сжать вашу прибыль со всех сторон.

Сила 1. Прямые конкуренты (то, что все и так знают)

О чём это: Те, кто уже продаёт то же самое, что и вы, в одном районе.

Вопрос, который стоит себе задать:

  • Накалённая ли здесь обстановка?
  • Конкуренты агрессивно рекламируются, снижают цены до нуля, постоянно переманивают клиентов?

Пример для кафе: В радиусе 500 метров от вас уже есть 5 таких же кофеен. Все устраивают ценовые войны и акции. → Высокая угроза для нас.

Сила 2. Новые игроки

О чём это: Насколько легко новичку прийти на ваш рынок и отобрать у вас долю.

Вопрос себе:

  • Легко ли открыть такой же бизнес или запустить подобный продукт?
  • Нужны ли огромные инвестиции, специальные лицензии или технологии?

Пример для кафе: Открыть кофейню довольно легко. Никаких супер-секретных технологий. → Высокая угроза.

А вот открыть, например, аэропорт — невероятно сложно и дорого. → Низкая угроза.

Сила 3. Товары-заменители (самое коварное!)

О чём это: Ваши конкуренты — не только другие кафе. Это всё, что может заменить ваш продукт в глазах клиента.

Вопрос: Чем ещё люди могут удовлетворить ту же потребность, не купив ваш продукт?

Пример для кафе: Ваш заменитель — это не только другая кофейня. Это:

  • Кофе навынос из соседнего бара
  • Кофемашина в офисе (зачем куда-то идти, если есть бесплатный кофе?)
  • Чай, энергетики, просто вода
  • Потребность "взбодриться" или "встретиться с другом" можно удовлетворить и без вас

Высокая угроза.

Почему это опасно:

Мне очень нравится пример с ChatGPT. Десятки сервисов по копирайтингу, контент-маркетингу, переводам думали, что их конкуренты — это другие похожие сервисы. Они следили друг за другом, сравнивали цены и фичи.

А когда пришёл ChatGPT и забрал их клиентов, началась паника. Причём он даже не был их прямым конкурентом — это был совсем другой тип продукта! Но он закрывал ту же потребность (мне нужен текст) быстрее, дешевле и удобнее.

Многие сервисы остались с носом не потому, что проиграли конкурентам. А потому, что не увидели угрозу со стороны заменителя.

Сила 4. Власть поставщиков

О чём это: Насколько сильно компании, которые поставляют вам сырьё, могут диктовать вам цены и условия.

Вопрос: У вас много вариантов поставщиков? Или они одни такие уникальные?

Пример для кафе: Если вы покупаете кофейные зёрна у одного конкретного фермера с уникальным сортом, он имеет над вами большую власть (может поднять цену, и вы ничего не сделаете). Если вы покупаете обычное молоко у одного из десятков молокозаводов — их власть невелика.

Реальный случай: Вот эта угроза, с которой столкнулась недавно наша команда — был один поставщик сырья для одного продукта, и потом он ушёл. Нам пришлось срочно пересобирать рецептуру.

Сила 5. Власть покупателей

О чём это: Насколько сильно ваши клиенты могут давить на вас, чтобы снизить цены или улучшить качество.

Вопрос: У клиента много выбора? Легко ли ему уйти от вас к конкуренту? Покупает ли он много и редко или мало и часто?

Пример для кафе: У клиента огромная власть. Перед ним 10 других кафе в двух шагах. Он может уйти из-за цены в 50 рублей или потому что у вас закончился его любимый сироп. Он покупает одну чашку, и его лёгкость ухода делает его королём.

Реальный случай: Чуть более года назад ВкусВилл тестово ввёл муку из сверчков. Такой шаг вызвал волну негодования в соцсетях так, что ему пришлось очень быстро снять ее с продаж.

Как краткий вывод

Анализ 5 сил Портера — это инструмент, чтобы понять, не идёте ли вы в "мясорубку".

Хороший маркетолог и продакт будут не только в одну сторону смотреть, ожидая угрозы со стороны прямых конкурентов, но и учтут, что беда может прийти и с другой стороны.

✅ Если все 5 сил с высокой угрозой (много конкурентов, легко войти новым, много заменителей, поставщики и покупатели диктуют условия) — бизнес будет похож на адскую битву с мизерной прибылью. Это плохая идея.

✅ Если многие силы с низкой угрозой — у вас есть шанс построить успешный и прибыльный бизнес или запустить успешный продукт. Это хорошая идея.

___________________________________________________________________________

А какая из 5 сил оказалась для вас самой неожиданной угрозой в вашем проекте?

2
3 комментария