Гипербола – малоизвестный маркер фейков и неточностей

Гипербола – малоизвестный маркер фейков и неточностей

К маркерам фейка относят: (1) низкий авторитет источника; (2) повышенную эмоциональность в подаче материала; (3) смысловое несоответствие новости ее заголовку, написанному в стиле плохого кликбейта. Это все? Нет, на опыте убедился, что есть и другие маркеры, которым почему-то не уделяется достаточно внимания.

Кроме того, ложная информация не обязательно является фейковой, она может быть следствием банальной ошибки, и в этом случае требуется набор других маркеров. Попробуем расширить список признаков перевирания фактов (намеренного или ненамеренного).

В этом посте рассмотрим маркер №1: подмена точной статистики обобщенными, обтекаемыми формулировками, содержащими преувеличение (гиперболу):

✅ «члены ассоциации полагают…» – на самом деле один человек, хотя фраза звучит так, словно под высказанной мыслью подписался весь коллектив;

✅ «многие эксперты / все экспертное сообщество» – на самом деле не более пяти человек, если проверить публикации;

✅ «многочисленные исследования» – на самом деле десять публикаций из пятисот в библиографии по данной теме.

Заметьте, что подмена статистики работает как в сторону преувеличения (когда хочется добавить вес публикации), так в сторону уменьшения. Например, в тексте может встретиться оборот «некоторые специалисты», тогда как освещаемой точки зрения придерживается львиная доля академического/профессионального сообщества.

Повторюсь, эти случаи преувеличения и уменьшения не всегда сигнализируют о фейке, т.е. намеренной лжи. Это ведь литературное клише, все мы (и я тоже, да-да) пользуемся им, не замечая того. Но фактчекер не только борется с фейками, он обязан вычищать из текстов любую неправильную информацию.

В дальнейшем я планирую освещать и прочие маркеры искажения информации в текстах.

Начать дискуссию