Сергей Бердышев

+55
с 30.09.2025

Пишущий редактор, копирайтер и автор деловой литературы. Приглашаю в блог о фактчекинге. Контакты: https://fact-checker.taplink.ws

5 подписчиков
11 подписок
Экономические мифы в образовательных продуктах

Экономические мифы в вашем образовательном продукте (курс, пособие, видеолекция и др.) подорвут доверие к вам и вашему проекту. Наверное, нигде фактчекинг не важен так, как в разработке учебных материалов. Разберем два расхожих мифа из области статистики. Ниже приводится фрагмент из моей книги «Экономические знания. Готовим к продаже» (издательство…

1
Разбор ошибок в «телеге» спа-салона

Красивый, изящный текст нужен всем, кто работает в бьюти-индустрии (продает косметику, спа-процедуры и т.д.). Увы, иногда красивость слога маскирует ошибки и снижает точность вашего поста. Выполним фактчекинг сообщений в ТГ-канале реального спа-салона.

Как вычистить инфоцыганщину из вашего текста

Специалисту ради защиты репутации необходимо удалять из своих публикаций инфохлам – сомнительные клише, которыми пользуются всевозможные гуру. Эти клише очень липкие, они проникают даже в хорошие тексты, из-за чего читатель может принять ваши материалы (качественные и полезные) за обычное инфоцыганство.

1
Апгрейд текста в ходе фактчекинга. Базовые правила

О чем чаще всего врут копирайтеры? Об организации, в которой работают. Почему? Потому что копирайтеры, имея дело с типовыми заготовками, в спешке забывают актуализировать контент для презентаций, медиакита, сайта, соцсетей.

1
Штраф 500.000 за картинки: виноват фактчекер

Редактор-фактчекер работает не только с текстом, но и периодически выполняет аудит иллюстраций. В ряде случаев недостоверный графический контент не только подрывает репутацию организации, но и нарушает действующее законодательство. Разберем типичные ситуации.

1
Слово не к месту – диверсия в фактчекинге

Пока фактчекер в поте лица ищет фейки, больше вреда текстам приносит неправильное словоупоребление. Мы редко задумываемся о смысле слов, пользуемся ими интуитивно. Таким путем в тексты прокрадывается масса незаметных ошибок, ведь непонятные слова маскируются под что-то очевидное, не требующее проверки.

1
Гипербола – малоизвестный маркер фейков и неточностей

К маркерам фейка относят: (1) низкий авторитет источника; (2) повышенную эмоциональность в подаче материала; (3) смысловое несоответствие новости ее заголовку, написанному в стиле плохого кликбейта. Это все? Нет, на опыте убедился, что есть и другие маркеры, которым почему-то не уделяется достаточно внимания.

Профилактика фактических ошибок при ресайзе текста

Редполитика и алгоритмы поисковых машин часто требуют от редактора наращивать тексты до определенного объема, порой в ущерб качеству (особенно когда ресайз выполняется в спешке). В итоге в публикацию попадают фактические ошибки. Как их избежать?

Когда вранье – не фейк. ТОП-5 причин лжи

Фактчекинговые площадки в сети внушают, будто любая ложная информация является фейком. Чем опасна такая ошибка? Тем, что вы пропустите ложь в публикациях из авторитетных источников, которым полностью доверяете. Перечислим топ-5 причин появления в надежных источниках недостоверной информации:

Галлюцинации ИИ в работе фактчекера

ИИ-тексты ругают за «воду», неуникальность, детскую примитивность и т.д. Это не самое страшное, чинится хорошими промптами и редактурой. Хуже, когда LLM галлюцинируют, т.е. выдают ложные ответы даже на самый классный промпт. Нейронка способна придумать нереальные личности, компании, города, события и т.д. Иногда выглядит правдоподобно, вот почему н…

Фактчекинг против UGC

Пользовательский контент (User Generated Content = UGC) порой страдает недостоверностью информации, чем создает негативное впечатление о бренде. Клиент пишет отзыв о ваших товарах или услугах, как «сердце подскажет», в итоге даже из лучших побуждений придумывает откровенные небылицы. Контроль за содержанием UGC невозможен, редактировать чужие посты…