Апгрейд текста в ходе фактчекинга. Базовые правила
О чем чаще всего врут копирайтеры? Об организации, в которой работают. Почему? Потому что копирайтеры, имея дело с типовыми заготовками, в спешке забывают актуализировать контент для презентаций, медиакита, сайта, соцсетей.
Мы создаем большинство текстов так: берем старый макет (шаблон, заготовку), меняем сообщение А на сообщение Б, подшаманим-подшлифуем и дело в шляпе. Но при этом порой не выполняем качественного фактчекинга, а точнее – апгрейда информации. А если и выполняем, то частично, не по всему тексту, из-за чего возникает разнобой: в одном месте говорится одно, в другом – другое.
Чтобы не сесть в лужу, нужно актуализировать и унифицировать все ключевые утверждения и цифры из старого (исходного) текста. То есть привести их в соответствие текущему моменту и к единообразию по всему документу. Перечислим сообщения, которые чаще всего нуждаются в апгрейде:
Гиперссылки. Среди них наверняка будут битые. Никаких «404 Not Found»!
Даты и статистика. В тексте написано: нам 5 лет, у нас 100+ клиентов и т.д. На самом деле вам 10 лет и у вас 200+ клиентов. Особое внимание обратите на то, как вытянулась линейка продуктов: было 150 курсов и 200 тестов, а сейчас уже 200 курсов и 300 тестов.
Цены и скидки. Часто их апгрейд выполняется не по всему тексту. То есть в одном месте документа цена указана исправленная (актуализированная), а в другом – старая, недействительная. Скидки могут действовать, могут нет.
Сроки повторяющихся мероприятий (итераций). Например, ежегодная ярмарка, которая проводится в «день прощанья» 3 сентября. Так как из года в год в документах стоит одно и то же число (03.09), то остальные числа копирайтер тоже не исправляет. В итоге будет написано «3 сентября (вторник) 2024», хотя должно быть «3 сентября (среда) 2025».
Доменные имена итераций. Так, лендинг или страничка в соцсетях могут называться yarmarka2024, хотя анонсируется yarmarka2025.
Информация о клиентских и партнерских организациях. После ребрендинга или реорганизации могут поменяться название, организационная форма и логотип. Скажем, ЗАО превратилось в ПАО.
ФИО, биографии и контакты специалистов. У каждого из проектов вашей фирмы меняются менеджеры, кураторы, консультанты. Клиенту не понравится, если его направили к Гале, а он попал к Тане. Кроме того, следите за достижениями ваших коллег, отмечайте их успехи. Например, менеджер проекта Галя может за полгода стать старшим менеджером.
Помните, что статус специалиста уточняется не «ради порядка», а ради (1) удобства клиента и (2) выгоды для бизнеса. Фирма должна демонстрировать профессиональный рост своих сотрудников.
Особенно важно проверить регалии приглашенных экспертов – спикеров ваших семинаров и вебинаров. Возможно, ваш гость за год сотрудничества с вами успел защитить кандидатскую, удостоился государственных наград, избран в почетные члены какой-нибудь ассоциации или даже возглавил РСПП.
Эволюция продукта. Например, реализуемое вами приложение предусматривало экспорт данных в 3 форматах, а сейчас в 5.
Площадки в интернете. Не забудьте вычистить из текста все устаревшие рекомендации по использованию «нельзяграма», «мордокниги» и других запрещенных ресурсов.
Все течет, все меняется. Держите руку на пульсе!
***
Еще публикации по теме #фактчекинг :