Как вычистить инфоцыганщину из вашего текста
Специалисту ради защиты репутации необходимо удалять из своих публикаций инфохлам – сомнительные клише, которыми пользуются всевозможные гуру. Эти клише очень липкие, они проникают даже в хорошие тексты, из-за чего читатель может принять ваши материалы (качественные и полезные) за обычное инфоцыганство.
Задача редактора-фактчекера – отличить настоящую экспертизу от пустословия и сомнительных утверждений, которыми профессионал заражается, ежедневно наталкиваясь на контент, фабрикуемый гуру. Перечислим маркеры, которые указывают на то, что в текст нечаянно занесена инфоцыганщина:
#1. Лексика мантр
Современные гуру не те, что прежде. В их текстах нет былой мотивации ради мотивации и «успешного успеха». Вот новые слова и словосочетания, которые выдают инфоцыганство:
- осознанность, ориентированность, подсознательные установки, находиться на финансовом уровне, жить и работать в зоне силы, эмоциональная включенность, эмоциональные травматизации, публичная проявленность, рост по экспоненте.
#2. Перевес soft skills
Текст профессионала, формально посвященный hard skills, неожиданно скатывается в soft skills и сплошную психологию. Автор начинает рассуждать о Command, Communication, Strategic, о «богатом мозге», о психологической работе с сознанием и т.д.
#3. Поверхностность
Чрезмерное желание упростить материал для удобства читателей порой приводит к противоположному результату: текст начинает казаться поверхностным, простые формулы подменяют собой детальные пошаговые инструкции. Это немного напоминает инфоцыганство, которому присущ набор штампов и клише, создающих иллюзию легкости в достижении цели.
#4. Чрезмерная эмоциональность
Публикациям инфоцыган свойственно преобладание эмоций над рациональностью. Нужно следить, чтобы ваш текст, оставаясь живым и читабельным, вместе с тем не фонтанировал бурными эмоциями. Здоровый, правильный кликбейт в заголовке и немного азарта или критики в лид-абзаце обычно достаточно, чтобы зацепить читателя. В остальном тексте накал страстей желательно снизить.
Не помешает избегать чрезмерной критики в адрес каких-либо процессов и технологий прошлого. Гуру обожают заявлять, что лет 10 (15, 30, 50) назад в экономике ВСЁ было неправильно и вообще люди воспитывались в неправильной парадигме. Но вот пришел великий гуру и теперь всех научит, как правильно. Если критиковать, то:
- во-первых, по необходимости и по существу;
- во-вторых, противопоставляя негатив положительным (на ваш взгляд) трендам;
- в-третьих, не объявляя себя лично тем, кто «все поставил с головы на ноги».
#5. Агрессивная реклама
Если ваша экспертная публикация содержит рекламное объявление, нелишне проверить его на предмет:
- негативной риторики («без нашего курса по слоноводству сегодня никуда»);
- акцента на исключительности продукта («это единственный способ преуспеть в слоноводстве»);
- навязывания чувства вины и/или стыда («да поймите, все ваши дипломы и сертификаты никому не нужны, если вы не разбираетесь в слоноводстве»).
Такого рода утверждения тоже позаимствованы из арсенала инфоцыган.
Другим маркером агрессивной рекламы является жесткое требование к посетителю вашей странички назвать контакты. Например, посетитель хочет перейти на страничку с подробностями о курсе или скачать учебную программу, а бедолаге тотчас подсовывают popup-форму для заполнения: телефон, почта, адрес, группа крови, три цифры с оборота банковской карты и т.д.
Утрирую, конечно. Совсем, как инфоцыгане. Но требовать от гостя телефон и почту – такое встречается, увы, и это типичное подражание инфоцыганам.
***
Другие публикации по теме #фактчекинг :