Технологичная розовая утопия: почему эстетика Y2K стала популярной в 2025 году

Тренд дошёл до графического дизайна, рекламы и интерфейсов.

Технологичная розовая утопия: почему эстетика Y2K стала популярной в 2025 году

В 2025 году мировые продажи вещей в эстетике нулевых выросли на 40% по сравнению с 2024 годом. Стиль тех лет — это брюки карго, короткие топы, джинсы с низкой посадкой. А ещё — телефоны-раскладушки, сайты с «гифками», неоновая типографика. Разобрались, почему Y2K обрёл популярность спустя 20 лет и как эстетику нулевых переосмыслили зумеры.

Что такое эстетика Y2K

Y2K — это аббревиатура:

  • Y — год, от английского year.
  • 2 — 2000 год, новое тысячелетие.
  • K — тысяча, от kilo.

Изначально так называли «проблему 2000 года».

«Проблема 2000 года», или Y2K bug, — это баг в программном обеспечении, из-за которого системы могли некорректно обрабатывать даты после 31 декабря 1999 года.

В 1960-х для экономии памяти компьютеров программисты использовали только последние два знака для обозначения года в датах. Например, 14.08.57 вместо 14.08.1957. Мировое общество боялось, что 1 января 2000 года электроника переведёт дату на 1900 год, что вызовет сбои.

Политики создавали международные центры решения проблемы, а компании формировали группы инженеров «ошибки 2000». Например, Microsoft выпустила инструменты, которые проверяли компьютер пользователя на проблемы с датой и исправляли её.

С приближением 2000 года некоторые программисты опасались, что неправильная интерпретация дат приведёт к сбою в работе всех компьютеров. Источник: education.nationalgeographic.org / Emory Kristof 
С приближением 2000 года некоторые программисты опасались, что неправильная интерпретация дат приведёт к сбою в работе всех компьютеров. Источник: education.nationalgeographic.org / Emory Kristof 

Позже термин Y2K перекочевал из ИТ в моду, дизайн и культуру. Теперь Y2K — это стиль, сформировавшийся в период с 1995-го по 2005 год.

Как проявляется Y2K-эстетика в 2025 году

Визуальный стиль нулевых — это яркие цвета, металлизированные ткани, блестящие аксессуары. Современная версия стиля Y2K — это переосмысление оригинальной эстетики. В 2025 году Y2K-тренд проявляется в разных направлениях:

  • Графике и типографике — сложные градиенты, блеск, хром, металл, голография, неон, контурная обводка.
Эстетика нулевых в графике, интерфейсе сайта и дизайне гаджета. Источник: behance.net / dqminh2001, behance.net / ESH Gruppa / criminaliza / Ekaterina Daugel-Dauge / Trinity Monsters, Samsung
Эстетика нулевых в графике, интерфейсе сайта и дизайне гаджета. Источник: behance.net / dqminh2001, behance.net / ESH Gruppa / criminaliza / Ekaterina Daugel-Dauge / Trinity Monsters, Samsung
  • Интерфейсах — сайты с GIF-иллюстрациями, бегущими строками, голографическими градиентами, пиксельными иконками.
Бегущая строка на сайте журнала «Код». Источник: thecode.media
  • Дизайне интерьеров и гаджетов — блобитектура (стиль архитектуры и декора с закруглёнными краями и формами), смартфоны-раскладушки.
Источник: architecturaldigest.com / Stephen Johnson
Источник: architecturaldigest.com / Stephen Johnson
  • Моде — кроп-топы, банданы, джинсы с заниженной талией, брюки-карго, детские футболки, массивные аксессуары, искусственный мех.

По данным компании Circana, в западных странах с января по май 2023 года продажи женских брюк карго выросли на 81%. Китайский ретейлер быстрой моды Shein сообщил, что продажи детских футболок в 2023 году выросли в три раза.

Аналитики «Авито» выяснили, что в России в 2024 году тоже вырос интерес к эстетике нулевых. Продажи вещей в стиле Y2K выросли на 57% по сравнению с 2023 годом. Их обогнала только одежда в стиле гранж — её в 2024 году покупали чаще, чем в 2023-м, на 94%. К этой эстетике относятся клетчатые рубашки, потёртые свитера.

В 2025 году мировые продажи одежды в эстетике нулевых выросли на 40% по сравнению с 2024 годом.

Популярность Y2K дошла и до ИИ. Например, в нейросети Higgsfield AI есть два шаблона, которые генерируют изображения в Y2K-стилистике.

Нейросеть добавляет на генерации хромированный текст, плавающие объекты, журнальную типографику. Два верхних изображения — генерации по шаблону Y2K, два нижних — Y2K Posters. Источник: higgsfield.ai
Нейросеть добавляет на генерации хромированный текст, плавающие объекты, журнальную типографику. Два верхних изображения — генерации по шаблону Y2K, два нижних — Y2K Posters. Источник: higgsfield.ai

Тренд на эстетику нулевых проявляется и в рекламе. Вот, например, оператор сотовой связи Yota выпустил ролик в Y2K-стиле.

По мнению бывшего креативного директора Lanvin Бруно Сиалелли, возрождение Y2K — естественный ход событий. Новое поколение, выросшее в нулевые, теперь руководит модными домами и вспоминает свою молодость.

Почему эстетика нулевых стала популярна

Журналисты, эксперты моды, социологи и культурологи называют несколько причин популярности Y2K-эстетики в 2025 году.

В Google «Y2K» стали чаще искать с 2024 года. Источник: trends.google.ru
В Google «Y2K» стали чаще искать с 2024 года. Источник: trends.google.ru

Зумерская ностальгия

Анализ McKinsey & Company от 2024 год показал: 70% зумеров вдохновляются стилем прошлых десятилетий, а начало 2000-х считают наиболее влиятельной эпохой.

Ностальгируют по нулевым в том числе стилисты и модельеры. Например, весной 2024 года итальянский бренд одежды Miu Miu выпустил коллекцию с Y2K-вещами: юбками с заниженной талией, обтягивающими топами, платьями со стразами и пайетками.

Слева направо: Charli XCX (2022 год), пока Miu Miu (2024 год), Марго Робби (2023 год). Источники: David Benthal / BFA.com, Filippo Fior / Gorunway.com, James Gourley/Getty Images
Слева направо: Charli XCX (2022 год), пока Miu Miu (2024 год), Марго Робби (2023 год). Источники: David Benthal / BFA.com, Filippo Fior / Gorunway.com, James Gourley/Getty Images

Цикличность моды

Каждые двадцать лет тренды возвращаются в переосмысленной форме. 2020-е — как раз тот момент, когда 2000-е становятся винтажными, а их стиль — вновь популярным.

Источник: vogue.com / «Блондинка в законе» (2001 год), tntmusic.ru / кадр из клипа Оливии Родриго «Brutal» (2021 год)
Источник: vogue.com / «Блондинка в законе» (2001 год), tntmusic.ru / кадр из клипа Оливии Родриго «Brutal» (2021 год)

Влияние инфлюенсеров

Знаменитости, например Белла Хадид и Кайли Дженнер, обращаются к Y2K-эстетике в повседневности. Они носят плиссированные джинсовые юбки, мини-сумки, крошечные очки, футболки в технике тай-дай. Певица Оливия Родриго эксплуатирует эстетику не только в повседневности, но и в клипах.

Источник: teenvogue.com / кадр из клипа Оливии Родриго «Brutal»
Источник: teenvogue.com / кадр из клипа Оливии Родриго «Brutal»
5
2
1
1
1 комментарий