Технологичная розовая утопия: почему эстетика Y2K стала популярной в 2025 году
Тренд дошёл до графического дизайна, рекламы и интерфейсов.
В 2025 году мировые продажи вещей в эстетике нулевых выросли на 40% по сравнению с 2024 годом. Стиль тех лет — это брюки карго, короткие топы, джинсы с низкой посадкой. А ещё — телефоны-раскладушки, сайты с «гифками», неоновая типографика. Разобрались, почему Y2K обрёл популярность спустя 20 лет и как эстетику нулевых переосмыслили зумеры.
Что такое эстетика Y2K
Y2K — это аббревиатура:
- Y — год, от английского year.
- 2 — 2000 год, новое тысячелетие.
- K — тысяча, от kilo.
Изначально так называли «проблему 2000 года».
«Проблема 2000 года», или Y2K bug, — это баг в программном обеспечении, из-за которого системы могли некорректно обрабатывать даты после 31 декабря 1999 года.
В 1960-х для экономии памяти компьютеров программисты использовали только последние два знака для обозначения года в датах. Например, 14.08.57 вместо 14.08.1957. Мировое общество боялось, что 1 января 2000 года электроника переведёт дату на 1900 год, что вызовет сбои.
Политики создавали международные центры решения проблемы, а компании формировали группы инженеров «ошибки 2000». Например, Microsoft выпустила инструменты, которые проверяли компьютер пользователя на проблемы с датой и исправляли её.
Позже термин Y2K перекочевал из ИТ в моду, дизайн и культуру. Теперь Y2K — это стиль, сформировавшийся в период с 1995-го по 2005 год.
Как проявляется Y2K-эстетика в 2025 году
Визуальный стиль нулевых — это яркие цвета, металлизированные ткани, блестящие аксессуары. Современная версия стиля Y2K — это переосмысление оригинальной эстетики. В 2025 году Y2K-тренд проявляется в разных направлениях:
- Графике и типографике — сложные градиенты, блеск, хром, металл, голография, неон, контурная обводка.
- Интерфейсах — сайты с GIF-иллюстрациями, бегущими строками, голографическими градиентами, пиксельными иконками.
- Дизайне интерьеров и гаджетов — блобитектура (стиль архитектуры и декора с закруглёнными краями и формами), смартфоны-раскладушки.
- Моде — кроп-топы, банданы, джинсы с заниженной талией, брюки-карго, детские футболки, массивные аксессуары, искусственный мех.
Аналитики «Авито» выяснили, что в России в 2024 году тоже вырос интерес к эстетике нулевых. Продажи вещей в стиле Y2K выросли на 57% по сравнению с 2023 годом. Их обогнала только одежда в стиле гранж — её в 2024 году покупали чаще, чем в 2023-м, на 94%. К этой эстетике относятся клетчатые рубашки, потёртые свитера.
В 2025 году мировые продажи одежды в эстетике нулевых выросли на 40% по сравнению с 2024 годом.
Популярность Y2K дошла и до ИИ. Например, в нейросети Higgsfield AI есть два шаблона, которые генерируют изображения в Y2K-стилистике.
Тренд на эстетику нулевых проявляется и в рекламе. Вот, например, оператор сотовой связи Yota выпустил ролик в Y2K-стиле.
По мнению бывшего креативного директора Lanvin Бруно Сиалелли, возрождение Y2K — естественный ход событий. Новое поколение, выросшее в нулевые, теперь руководит модными домами и вспоминает свою молодость.
Почему эстетика нулевых стала популярна
Журналисты, эксперты моды, социологи и культурологи называют несколько причин популярности Y2K-эстетики в 2025 году.
Зумерская ностальгия
Анализ McKinsey & Company от 2024 год показал: 70% зумеров вдохновляются стилем прошлых десятилетий, а начало 2000-х считают наиболее влиятельной эпохой.
Ностальгируют по нулевым в том числе стилисты и модельеры. Например, весной 2024 года итальянский бренд одежды Miu Miu выпустил коллекцию с Y2K-вещами: юбками с заниженной талией, обтягивающими топами, платьями со стразами и пайетками.
Цикличность моды
Каждые двадцать лет тренды возвращаются в переосмысленной форме. 2020-е — как раз тот момент, когда 2000-е становятся винтажными, а их стиль — вновь популярным.
Влияние инфлюенсеров
Знаменитости, например Белла Хадид и Кайли Дженнер, обращаются к Y2K-эстетике в повседневности. Они носят плиссированные джинсовые юбки, мини-сумки, крошечные очки, футболки в технике тай-дай. Певица Оливия Родриго эксплуатирует эстетику не только в повседневности, но и в клипах.