Зачем брендам маскоты

Изначально персонажи делали бренд «живым» (что особенно важно для IT или технических компаний). Они легко запоминались, вызывали эмоции и помогали донести ценности. Один образ — много смысла. И пока в мире была только наружка, ТВ и журналы, маскот работал отлично.

Но вот что изменилось за последние десятки лет:

  • Медиафрагментация: сейчас пользователи переключаются между десятками каналов, платформ, контекстов. Заставить одного героя эффективно «пройтись» по всем этим точкам — крайне сложно.
  • Динамика трендов: бренд сегодня должен быть гибким. Если маскот не «зайдет», поменять его — дорого и рискованно.
  • Новые способы «очеловечивания» бренда: блогеры, амбассадоры, инфлюенсеры — быстрые, знакомые аудитории и готовые к взаимодействию.

Вследствие этого доля брендов с маскотами упала (с 41 % в начале 1990‑х до ~12 % в 2018).

Потом появились соцсети — и блогеры

Вместе с ними пришли амбассадоры. Бренду уже не нужно было тратить время на создание маскота. Проще выбрать человека: он сразу общается с аудиторией, у него уже есть стиль, охваты, доверие. А если надо — его можно заменить. Персонажа так быстро не перерисуешь.

Создание маскота стало слишком затратным

Сильный персонаж не рождается за неделю. Исследования, отрисовка, тесты, промо, адаптация под каналы — все это требует времени и больших вложений. По данным Erin Sweeney Design, узнаваемость маскота формируется за 2–6 месяцев, настоящая привязка к бренду за 6–18, а культовый статус за 2–5 лет.

На этом фоне инфлюенсеры кажутся выгоднее.

Где они «работают» лучше всего

  • B2C бренды с эмоциональной составляющей — еда, игрушки, развлечения
  • Сервисы и платформы, где важна коммуникация с пользователем через интерфейс
  • Внутренние бренды / HR-маркетинг — как в случае Лося у Яндекса
  • Кампании, где нужен «герой»— соцпроекты, экологические инициативы

Важно: если бренд «сухой», без визуального стиля, без людского лица, персонаж может казаться чужеродным.

А теперь маскоты возвращаются

Несмотря на спад, бренды вновь обращаются к маскотам. Причина — усталость от блогеров и попытка выделиться в шуме. У персонажа может быть характер, сценарий, мерч и мемы — все, что делает бренд «своим».

Летом 2025 маркетологи уже говорят не «маскот» а «бренд-персонаж» как измеримый актив, с готовыми правилами, историями, контентом. Хороший пример — реклама Instacart на Супербоул-2025, где они объединили знакомых маскотов (Chester Cheetah, Doughboy и др.) в одном ролике. Это сигнал: классические персонажи все еще узнаваемы и могут работать в современных кампаниях.

Мировые кейсы:

Myaku‑Myaku — маскот Expo 2025 в Осаке, трансформируемый персонаж, который «живет» в разных формах, продается в виде мерча, используется в локациях, на поездах и даже самолетах.Википедия

Зачем брендам маскоты

Ellie — маскот баскетбольной команды New York Liberty. В 2025 году она стала полноценным инфлюенсером: у нее много подписчиков, коллаборации с брендами и яркий медийный образ.

Зачем брендам маскоты

А в России в 2025 году:

– Летом «Яндекс Доставка» запустила коробку-маскота. Говорящая, эмоциональная, она стала героем креативов и появилась в витринах приложения.

Зачем брендам маскоты

– В сентябре в RuStore появился медведь Айс — цифровой проводник по приложениям и акциям. Я так же была консультантом на проекте и помогала в его создании.

Кажется, маскоты снова в игре.

Принципы сильного маскота

Зачем брендам маскоты

Итог

Пока блогеры становятся менее предсказуемыми, маскоты вновь становятся опорой. Они возвращаются в соцсети, приложения и даже оффлайн. Но делают это осторожно, с оглядкой на гибкость и окупаемость.

Подписывайтесь на Telegram-канал «Одна кавычка»: о коммуникационном дизайне, трендах и кейсах.

1
Начать дискуссию