Что изменил закон о рекламе на запрещённых платформах
Осень принесла похолодание и табу на рекламу в запрещённых сетях. Несколько лет назад было сложно такое представить, но целый месяц мы живём в новых реалиях. Оценить первые последствия введения Закона, тенденции и способы адаптации уже можно. Предлагаю приступать.
МИГРАЦИЯ В СОЦСЕТЯХ: КТО КУДА
По итогам сентября понятно, что миграция между платформами точно произошла. Львиная доля блогеров распределилась между несколькими площадками. Любители лайфстайл контента и ежедневных сторис ушли в VK и Telegram. Производители рилсов и в целом видеороликов – в YouTube, TikTok и, отчасти, во Вконтакте.
Блогеры пытаются развивать разрешённые соцсети. Наибольший приток инфлюенсеров случился в старые-добрые Ютубчик и TikTok. Сейчас это одни из самых работающих площадок.
Многие продолжают вести Запретограм, чтобы делать нативные размещения и постепенно переводить людей в разрешённые соцсети, насколько это возможно. Легко говорить о переводе аудитории, а на деле – сложно. Наработанные площадки потому и развивались, что были удобны всем: и подписчикам, и блогерам. Плюс работающие алгоритмы… как же их не хватает!
ПОСТРАДАВШИЕ
От запрета рекламы в Нельзяграме больше пострадали те, кто “клал яйца в одну корзину” и всё ставил на него. Хотя тревожные звоночки были и инфлюенсерам рекомендовали присмотреться к другим площадкам.
В то же время лидеров мнений легко понять. На разрешённых ресурсах действительно сложно продвигаться. К примеру, в VK плохо работают алгоритмы и новичку стрельнуть практически невозможно. В Telegram ситуация аналогичная.
Меньше ущерба понесут те, кто давно развивал другие площадки. Например, владельцы YouTube- и Telegram-каналов. Они заблаговременно и постепенно переводили людей и растили аудиторию там.
АКТИВНОСТЬ НА ЗАПРЕЩЁННЫХ РЕСУРСАХ
В Запретограме рекламная активность просела ориентировочно на 80%. Большинство брендов боится там размещаться. Тем не менее, продвижение там не сводится к нулю. Думаю, что этого и не случится.
Небольшие бренды одежды и косметики, закупщики товаров с WB и Ozon продолжают рекламироваться в запрещённой сети. Разница лишь в выборе формата. Естественно, с вводом запрета остаётся натив и подобные варианты.
ТРЕНД НА НАТИВНОСТЬ
Сейчас как никогда стали популярны нативные размещения. Спустя месяц действия запрета очевидно, что тренд развивается и набирает обороты. Смельчаки, кто продолжает продвигаться в Нельзяграме, выбирают его и получают хорошие результаты.
Забавно, что этот вид рекламы был распространен примерно в 2015 году. Да, циклична не только мода.
ЛЕГАЛЬНЫЕ СПОСОБЫ ПРОДВИЖЕНИЯ И ИХ ЭФФЕКТИВНОСТЬ
Помимо натива, бренды используют креативный формат. Он работает давно и показывает эффективность, при этом не является прямой рекламой и собирает хорошие охваты.
Новую волну развития поймали контент-фермы. Их используют крупные бренды, такие как VOIS, MIXIT. Они нанимают на работу блогеров, создают свои аккаунты, где в режиме нон-стоп в контент встроены продукты бренда.
Насчет последнего способа я бы не была сильно уверена. С прямой рекламой понятно: кто-то пропускает её, кто-то смотрит. Креативный формат вообще заставляет аплодировать стоя. Вы понимаете, что вам продают что-либо, но это сделано так круто, что вызывает уважение.
Контент-фермы на контрасте выглядят неумело и надоедливо. Построение всего материала вокруг одного бренда приедается. Такие блоги не получают масштабного развития, а их контент – быстрых просмотров. Есть ощущение, что на перспективу такой формат малоэффективен.
ТЕНДЕНЦИИ НА 2026 И ПОЗИЦИЯ ВЛАСТЕЙ
Тренд на нативные форматы в запрещённых соцсетях сохранится и в 2026 году. Что бы ни происходило, люди адаптируются к новым реалиям. Например сейчас в Telegram, VK, YouTube, TikTok активно закупают рекламу и цены на неё растут.
Блогеры, которые успели перестроиться, просто повысили цены на других площадках и по сути в доходе не потеряли. Теряют, в основном, бренды – приходится тратить на рекламу больше. В проигрыше и государство – меньше налоговых отчислений.
Тем не менее власти вряд ли смягчат позицию по рекламе. Я лично сильно сомневаюсь в обратном. Мы взяли курс на развитие отечественных соцсетей и идём по пути Китая. Период тряски придётся пережить. Хочется верить, что на наших ресурсах появятся работающие алгоритмы. Пока их нет, но надежда умирает последней.