Фанатский тест для проверки названия – что это такое, и как его провести?
Будет ли название вашего нового бизнеса или продукта легко запоминаться, долго оставаться в памяти потребителей и активно передаваться из уст в уста? Один из самых простых и в то же время эффективных способов оценки запоминаемости и вирусного потенциала названий – это фанатский тест.
Здравствуйте! Меня зовут Даниил Маркин. Я руковожу креативным агентством Camarada Zorro, профессионально занимаюсь неймингом и разработкой брендов более 20 лет. Сегодня хочу рассказать о методе проверки названий, который мы придумали в конце 1990-х и с тех пор постоянно используем.
Суть его проста: представьте, что имя вашей компании или товара стало названием футбольного клуба, и его хором скандируют тысячи болельщиков на стадионе. Скандируют так, как это обычно делается, – громко, ритмично, с паузами, хлопками и повторами.
Если вы слышите мерные громовые раскаты вроде: «Кра-сно-дар! Кра-сно-дар!» или «А-ди-дас! А-ди-дас!», — у вас в руках сильное название, которое потребители будут легко запоминать и столь же легко передавать друг другу. Если же вы под аккомпанемент барабанов, запинаясь, с трудом выдавливаете из себя «МосТехКомплектация» и чувствуете, как у вас сбивается дыхание, значит с запоминаемостью и с распространением при помощи сарафанного радио у вас точно будут проблемы.
Почти все названия, которые любят фанаты, соответствуют трем параметрам:
1. Краткость: имя укладывается в 2-3-4 слога.
2. Ритм: четкий, предсказуемый, с возможностью повтора.
3. Энергия: громкое скандирование названия вызывает приток положительной энергии и выброс дофамина (гормона радости), в пределе – до мурашек по коже.
Почему имена серьезных футбольных клубов крайне редко состоят из одного слога и нечасто бывают длинными? Почему в них обычно два, три или четыре слога?
Всё довольно просто – названия с одним слогом трудно скандировать, потому что в них нет внутреннего ритма, а у длинных имен ритм часто бывает неровным, что делает нормальное скандирование невозможным.
Точно такая же картина и в бизнесе – среди сотни самых дорогих брендов мира всего 4 односложных имени: Apple, Nike, SAP и LIC, а также 17 названий с количеством слогов больше четырех. В остальных 79 именах – от двух до четырех слогов.
Наибольший энергетический отклик вызывает скандирование названий с ударным последним слогом, особенно если в нем есть так называемые широкие гласные – [а] или [о] (широкими их называют оттого, что они произносятся с широко открытым ртом). В качестве примера подойдет уже упоминавшийся «Краснодар», «Спартак» или «Ростов».
Если последний слог в название открытый, то есть заканчивается гласной, то его можно еще и громко пропеть: «Кра-со-та-а-а-а-а!». Можете попробовать у открытого окна или где-нибудь за городом, и увидите, как ваш организм отреагирует дофаминовым выбросом. Тот же эффект будет, если вы выкрикните с протяжной последней гласной слово: «Ве-дро-о-о-о-о!», к примеру, вспомнив свой старый автомобиль.
Дополнительный ударный эффект можно получить, выбрав название, последним слогом которого является какое-то слово с положительным значением. Кстати, у «Краснодара» и Спартака» с этим всё в полном порядке: слова «Дар» и «Так» – ударные и вызывают позитивные ассоциации.
Подводя итог: фанатский тест – это не про футбол, это про эмоциональный резонанс. Виртуальное скандирование на стадионе позволяет оценить ритмику и энергетику вашего названия. Если оно может стать гармоничной частью коллективного ритуала, у него будут хорошие шансы на успех.
*****
Читайте также на тему нейминга:
Как придумать название для ресторана, кафе, бара или клуба – реально работающие способы нейминга, 354 примера + крутые готовые варианты.
20 главных правил нейминга: подробный разбор принципов, которые помогают обходить подводные камни и придумывать действительно классные названия.
*****