Врут ли производители на упаковках своих товаров?
Тема довольно животрепещущая. Настолько, что до нее добрался Роспотребнадзор – и создал перечень с категориями товаров, которые позиционируются как ЗОЖ, но в действительности даже вреднее, чем та продукция, которую мы встречаем на полках продуктовых магазинов.
Проблема куда более серьезная, чем кажется. Неотъемлемый атрибут натуральной продукции – более высокая стоимость по сравнению с товарами, в которых присутствуют вредные компоненты. Но если изначально политика ценообразования основывалась на тех затратах, которые уходили на производство ЗОЖ-продукции, то сейчас этим активно пользуются недобросовестные маркетологи. Делают они это с целью продать подороже то, что многократно дешевле по себестоимости. А если это дешево, то и способы изготовления этих товаров, и компоненты, содержащиеся в них, качественно не соответствуют стандартам ЗОЖ-продукции.
Отвечая на главный вопрос – да, врут. Хотя считается, что это запрещено.
Разумеется, законодательство РФ обязывает производителей
указывать в составе на этикетках то, что в этих товарах действительно содержится. В первую очередь идут продукты, массовая доля которых больше – в JastiLeto, например, это яблоко.
Если пастила с добавлением насыщенной цианобактериями спирулиной, которая в наших продуктах содержится в объеме около трех процентов, то порядок следования такой: яблоко, спирулина.
Другой вопрос заключается в том, как проконтролировать добросовестность производителей – соотносится ли то, что фактически содержится в продукте с тем, что написано на этикетке. Проверить это можно только с помощью лабораторных исследований. Но ключевая юридическая уязвимость заключается в том, что эти лабораторные исследования проводятся только в том случае, если на производстве были зафиксированы нарушения. Проще говоря, если что-то случилось – насылается проверка. Нет прецедентов – нет, соответственно, и проверок.
Бывали случаи, когда выяснялось, что декларируемый на упаковке состав не соответствовал тому, что в этих товарах содержалось. Но эти случаи редки потому, что энтузиастов, готовых потратить на подобного рода занятия свое время и свои финансы, не так уж и много. И эта проблема – одна из ключевых в индустрии ЗОЖ. Даже несмотря на то, что в неё уже включился Роспотребнадзор, одного его недостаточно.
Какие меры, по вашему мнению, стоит в этом случае принять? Давайте обсудим!