Как использовать креативные методологии в технологических проектах
При запуске нового технологичного проекта команде нужно ответить на главный вопрос: будет ли продукт интересен аудитории? Применение креативных методологий на этой стадии значительно увеличивает точность прогнозов. О том, как креативные методологии помогают в запуске новых продуктов, рассказывает Юлиана Нам, преподаватель и координатор онлайн-магистратуры «ИИ в маркетинге и управлении продуктом» НИУ ВШЭ.
Принципы креативной методологии
Креативная методология позволяет нестандартно подойти к выполнению традиционных проектов и рутинных задач. Этот метод очень хорошо работает не только в творческой сфере, но и в крупных компаниях самых разных направлений. Он строится на трех принципах:
- Эмпатия ко всем процессам. На любом этапе креативной методологии центром каждого процесса является конечный клиент. Компания выстраивает процессы вокруг его потребностей. Конечно, при этом учитываются имеющиеся бизнес-цели и ресурсы. Но центром работы становится то, как можно закрыть потребности потребителя своим продуктом или проектом.
- Гибкость во всех процессах. Креативные методологии, как никакие другие, дают возможность членам команды гибко подходить к выстраиванию процессов и быстро их менять в случае необходимости.
- Готовность к изменениям. Креативные методологии позволяют закладывать в планы вероятность изменений ситуации, которые могут напрямую повлиять на реализацию проекта. Подобный стиль работы — прежде всего, про гибкость и готовность подстраиваться под изменения. В наше время стремительных перемен это особенно важно.
Дизайн-мышление помогает понять на самых первых этапах работы над проектом, в какую сторону двигаться. Оно позволяет сразу увидеть и спрогнозировать, какие потребности можно закрыть своим продуктом. Вы сможете понять, кто ваш клиент, какие у него потребности, «боли», страхи. А исходя из этого определить, как может выглядеть ваш продукт, какие ресурсы вам понадобятся, где могут возникнуть трудности и проблемы.
Как ИИ может помочь
Искусственный интеллект может быть отличным помощником для решения любых задач на стадии запуска проекта. Например, он подскажет, как лучше воплотить вашу идею для конкретной аудитории. Может составить вместе с вами гипотезы для потенциальной аудитории, предложить систему KPI, расписать, какой прототип лучше подойдет для данного сегмента.
Но любой искусственный интеллект нуждается в том, чтобы ему четко объяснили его задачу.
Поэтому нужно написать, что ИИ должен взять методологию дизайн-мышления: дайте ее определение и объясните, чего вы хотите добиться в итоге. Так, GPT прицельно поможет с вашей задачей.
Основные этапы разработки
Проектирование любого технологичного проекта с применением креативных методологий можно разбить на 5 этапов.
- Определение целевой аудитории. Прописываете, кто ваш клиент, и определяете возможные сегменты аудитории. Понятно, что на начальном этапе ваши представления об аудитории — не более чем прогнозы и гипотезы. Но вы можете проверить их, используя обратную связь или опросы.
- Составление гипотез. Они помогут понять, что вы ожидаете получить от проекта, и какими инструментами вы можете этого добиться. Гипотез может быть несколько, их можно проверять разными инструментами. После тестирования нужно выбрать те из них, с которыми вы готовы двигаться дальше.
- Прогнозирование и планирование проекта. На этом этапе нужно определить приоритеты: что начнете делать в первую очередь, чтобы запустить проект.
- Прототипирование и тестирование. Этап включает создание прототипов в любом удобном для вас формате. Главное, чтобы он наглядно показывал, как будет выглядеть продукт. Когда вы создали несколько версий прототипов, можете протестировать их на нескольких сегментах аудитории. Если у вас еще нет доступа к аудитории, протестируйте их на коллегах и знакомых. Тестировать идеи можно и с помощью ИИ: спросите у него, какая из версий наиболее подойдет тому или иному сегменту аудитории.
- Релиз и определение KPI. Нужно выбрать ряд метрик, по которым будет понять, что ваш продукт отвечает потребностям целевой аудитории, приносит доход и соответствует тем гипотезам, что вы сформулировали на первых шагах.
Ключевое требование к команде
Эффект от креативных методологий усиливается при использовании новых технологичных решений — таких, как искусственный интеллект. Он помогает автоматизировать очень многие процессы и разгружает человека от выполнения скучных рутинных задач. ИИ отлично справляется с обработкой огромного количества информации. Ему можно доверить, например, анализ данных, обработку ответов респондентов. При этом ИИ может не только проанализировать и сделать выводы, но и сформировать гипотезы, подсказать, какие шаги следует сделать дальше. Поэтому главное требование к команде, внедряющей креативную методологию — готовность применять новые решения и технология.
К сожалению, на моей практике это встречается очень редко. Многие считают, что искусственный интеллект — это что-то классное, технологичное, но при этом далекое от ежедневной рутины. По своему примеру могу сказать, что ИИ все чаще становится моим основным инструментом. Когда я не знаю ответ на вопрос, я в первую очередь обращаюсь к нему.
Ежедневно выходят разные инструменты, дополнения, расширения, новые генеративные модели. Их можно использовать как для рутинных, так и для самых нетривиальных задач. Команды не должны бояться интегрировать их в свою работу — и будут приятно удивлены результатами.