7 причин отсутствия CRM в микро и малом бизнесе. Почему больше без CRM нельзя и про упущенную выгоду

Юрий Тихомиров говорит про: причины отсутствия CRM в микро и малом бизнесе РФ
Юрий Тихомиров говорит про: причины отсутствия CRM в микро и малом бизнесе РФ

Ожидается, что CRM с 2026 станет критически важным инструментом для правильной и грамотной работы бизнеса с клиентами, особенно в отношении персональных данных, и возможности проводить CRM-маркетинг.

На дворе вторая четверть 21 века. Каждый день мы уже используем нейросети в повседневной жизни и рабочих процессах, при этом до сих пор часто приходится разъяснять, что такое CRM, чем она полезна и даже необходима для бизнеса. А между тем, CRM в 2025 - не просто тренд.

CRM (система управления взаимоотношениями с клиентами, читается Си-аР-эМ, иногда можно услышать Цэ-эР-эМ) - это концепция, методология, а ныне, технологичный сервис с набором продуктов, инструментов и функций, позволяющих улучшать и ускорять работу бизнеса во внутренних и внешних процессах по обслуживанию клиентов B2B и B2С.

Необходимость использования CRM обусловлена действующими и будущими законами. Например:

  • 152-ФЗ от 27.07.06 "о персональных данных"
  • 38-ФЗ от 13.03.06 "о рекламе"
  • 242-ФЗ от 21.07.14 , с 01.09.15 - о хранении данных граждан РФ только в РФ
  • сопутствующий 78-ФЗ от 06.04.24 о СПАМе. Без использования CRM и официального сбора контактов (точнее Согласий на обработку персональных данных) клиентов скоро будет очень трудно делать официально какие-либо рассылки, предлагать акции и новики
  • с 01.06.25 вступил в силу 41-ФЗ от 01.04.25 о "маркировке исходящих звонков"

В довесок, в 2025 внедрение CRM получает новый виток роста, в силу вступивших новых законов по контролю работы с персональными данными (включая 420-ФЗ от 30.11.24 вступил в силу 30.05.25).

Это делает внедрение CRM не просто полезным, а критически важным для легального ведения бизнеса и избежания получения штрафов за нарушения.

Чем быстрее микро и малый бизнес начнет использовать CRM, тем легче будет развиваться.

Предпринимателям важно принять как можно быстрее, что самый ценный ресурс для бизнеса - клиенты. Наивысшую ценность имеет не только собранный новый трафик из органического потока и рекламы; стоит сфокусироваться на сбор и наполнение картотеки данных портретов клиентов и истории коммуникаций.

Отсутствие CRM в бизнесе = наличие упущенной выгоды + потеря ускорения к скорости развития.

Личная практика с CRM

В своей практике перешел на CRM в начале 2010-хх, сперва был Мегаплан, потом какой-то российский продут, в 2017 тестировал с командами более 5 продуктов одновременно.

С января 2018 использую для своих проектов Битрикс24 и с 2019г. являют партнером-интегратором. С 2025 года внедряем еще Sber CRM. Услуги по внедрению CRM оказываем от нашего агентства "Ваш Бизнес-Спутник" - комплексный консалтинг и услуги для микро и малого бизнеса : менеджмент + маркетинг + автоматизация.

*- ниже по тексту отсылка на используемые материалы для подготовки статьи с анализом рынка CRM в РФ.

Ссылка на материалы в конце статьи - Телеграм-канале "Фокус на Цель"

ТОП 7 причин отсутствия CRM в микро и малом бизнесе

No1 - предприниматели до сих пор не знают о существовании CRM

Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 1 - не знают про CRM
Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 1 - не знают про CRM

Несмотря на то, что о CRM, ее важности и полезности, говорят со всех сторон периодически кто-то из знакомых и новых клиентов спрашивает: что это?

Исследования ("не британских университетов") показали, что:

  • в 2019 году около 63%(*8) российских компаний никогда не слышали о CRM-системах,
  • но уже в 2023 году около 20‒23% (*7) фирм используют этот инструмент,
  • а в 2024 году уже не менее 49% (*12) внедрили систему в работу.
  • Хотя уровень проникновения CRM в российский бизнес в целом остается низким, в то время как за рубежом ее используют до 90% компаний.

Источники данных *п.7, 8, 12 опубликованы в доп. материале в авторском Telegram-канале "Фокс на Цель".

Причина No2 - Не понятна реальная и практическая польза

Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 2 - не понятна реальная и практическая польза
Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 2 - не понятна реальная и практическая польза

Часто можно услышать, что для ведения клиентской базы вполне хватает Excel.

Да, Excel прекрасен. Но в реальности, многие предприниматели и их сотрудники не знают большую часть функционала этой программы и не пользуются ей на 100% и даже не на 50%, при этом, тот максимум который можно получить из Excel будет каплей из базового функционала CRM.

Нередко руководители привлекают сторонних специалистов, которые разбираются в Excel, что сразу же утяжеляет работу:

  • создает дополнительные не профильные бизнес-процессы,
  • формирует зависимость от нового человека,
  • усиливает нагрузку на ресурсы “время+люди+деньги”.

К тому же на базе Excel крайне сложно (практически невозможно) создать корректную работу с персональными данными, особенно сейчас в рамках требований законов №420-ФЗ от 30.11.2024 (усиление контроля и административного наказания) и №421-ФЗ от 30.11.2024 (уголовная ответственность за неправильную работу с персональными данными).

Поэтому, чтобы построить эффективную работу необходима система, которая:

  • обеспечивает корректную работу с персональными данными;
  • позволяет контролировать работу сотрудников по разным параметрам в режиме реального времени;
  • имеет удобный интерфейс даже для работы на смартфоне;
  • сочетает в себе смежные продукты, что позволяет использовать ее максимально эффективно.

" Используем Битрикс24.CRM уже несколько лет. В первую очередь нам удобно, что менеджеры по работе с клиентами видят все обращения из мессенджеров, соцсетей, из рекламы в одном окне, ведут общение, отвечают на вопросы и формируют Сделки после проверки теплоты запроса. В CRM классно видеть, на какой стадии Сделки, сколько денег на каждом этапе. Еще мы делаем сайты и лендинги на конструкторе Битрикс24 - очень удобно, что бесплатно конструктор и SSL-сертификат безопасности. Также, мы периодически делаем емайл и мессенджер -рассылки по нашей базе. Очень удобно. Все в одном окне."

- Доктор Кристина Месропова, Директор КО Учебного Центра "Авиценна", Москва

Причина No3 – Миф и страх высокой цены

Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 3 - миф и страх высокой цены
Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 3 - миф и страх высокой цены

Классные кейсы звучат очень привлекательно и кажется, что для достижения похожего эффекта нужно совсем немного, оплатил и сразу все заработало. Но в реальности, часто бывает, что внутренние процессы микро и малого бизнеса не настроены и для автоматизации нужно разобраться с самой основой, а это требует дополнительных временных и денежных ресурсов.

Для мирко и малого бизнеса даже базовый функционал первичного внедрения CRM позволяет решить широкий пул задач для обеспечения прозрачности коммуникации с клиентами, загрузки и качества работы команды, и улучшить сервис для клиентов.

- Юрий Тихомиров, агентство "Ваш Бизнес-Спутник"

При этом, ежемесячные базовые тарифы варьируются в диапазоне 2,5 - 7 тысяч рублей в месяц для команды, а есть еще и бесплатный тариф.

А также рамках развития нейросетей, планируется что ИИ-помощники будут самостоятельно осуществлять настройку CRM. Такую функцию Битрикс24.CRM анонсировал в мае 2025 года - ждем осенью.

Чтобы предприниматель и его команда были готовы к работе в новой системе и с новыми инструментами, лучше начинать использовать CRM малыми шагами и по-этапно проводить внедрение модулей и функций.

Согласно исследованию, больше половины опрошенных считают оптимальным сроком внедрения CRM-системы период 6-12 месяцев. Почти 40%(2) ориентируется на 1-1,5 года.

*п.2 в списке используемых материалов - ссылка на материалы к конце статьи

Причина No4 – Сопротивление команды

Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 4 - сопротивление команды
Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 4 - сопротивление команды

Сопротивление новому заложено в нашей природе. И у большинства из нас представляет собой некую защитную реакцию на внешние изменения.

"Изменения в организации всегда сопровождаются сопротивлением, и в этом смысле сопротивление любым инновациям неизбежно, поскольку затрагивает ожидания людей по поводу их собственного будущего."

Ист.: п.10 в списке используемых материалов - ссылка в конце статьи

На протяжении веков, любые инновации в первую очередь всегда вызывали настороженность и даже агрессию. Так в Англии в начале 19 века из-за страха новшеств и автоматизации процессов, рабочие громили заводы и станки.

Сегодня во многих компаниях происходит похожая ситуация. И хотя компьютеры никто не ломает, использовать CRM отказываются.

Именно в такие моменты команде необходимо понять личную пользу от работы с CRM:

  • меньше времени на рутинную работу,
  • меньше ошибок связанных с человеческим фактором,
  • фиксация реальных временных затрат на задачи,
  • все общение из разных способов коммуникаций (почта, мессенджеры, соцсети, телефон) в одном окне,
  • актуальный статус по задачам,- напоминания.

Зачем бояться CRM, ведь вы уже каждый день используете множество популярных ИИ-решений в разных отраслях? Хотя согласно пророчествам кинематографа, тех же Матрица, Терминатор, Превосходство и т.п., именно от ИИ стоит ждать сюрпризов.

Причина No5 – Отсутствие личного навыка и практики работы в CRM у владельца и руководителя микро и малого бизнеса

Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 5 – Отсутствие личного навыка и практики работы в CRM у руководителя
Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 5 – Отсутствие личного навыка и практики работы в CRM у руководителя

Предприниматели хотят внедрять новые инструменты, в частности CRM, чтобы получить как личную выгоду (меньше работать, контролировать, тратить время на рутину), так и выгоду для бизнеса. Но при этом сами не хотят играть по своим же правилам.

В современном мире любой предприниматель должен быть готов к быстрому апгрейду.

Каждый руководитель - личный пример прогресса внутри организации, даже в микро действиях.

Работаю уже месяц. Это рекорд. Все очень наглядно, интерфейс стал проще, аккуратнее. Хорошо формируются сделки из почты и Telegram-бота для приема заявок из Telegram-канала. Соответственно пошла плотнее работа именно с клиентами, поскольку все перед глазами - канбан сделок и напоминания по коммуникации."

-Александр Суворов, со-основатель типографии высокой печати FunkyPress, май 2025

Причина №6 - Доминирование старых привычек

Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина №6 - Доминирование старых привычек
Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина №6 - Доминирование старых привычек
  • Зачем мне платные подписки на киносервисы, если дома есть телевизор?
  • Зачем мне CRM, если есть записная книжка с контактами?

Если и вы придерживаетесь того же мнения, то не учитываете два ключевых момента:

  1. Быстрая польза — уже в первые месяцы CRM помогает систематизировать работу с клиентами, повысить эффективность менеджеров и сделать прозрачную аналитику для предпринимателя.
  2. Упущенная выгода — без CRM бизнес теряет доход, который мог бы получить за счет контроля коммуникации и автоматизации.Такие потери мешают росту: компания дольше остается на уровне «микро», хотя могла бы быстрее перейти в малый и даже средний бизнес — с отлаженными процессами и профессиональным сервисом.

Даже специалистам частной практики и микро-предпринимателям одиночкам уже полезно использовать CRM на ранних стадиях, поскольку она является фундаментом для будущего роста.

Причина номер 7 - неудачный предыдущий опыт

Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 7 - неудачный предыдущий опыт
Обзор отсутствия CRM в микро и малом бизнесе: причина 7 - неудачный предыдущий опыт

Любой опыт стоит разобрать по кусочкам, вспомнить вводные, принятые решения осознанно или с закрытыми глазами.

И начать заново с полной ответственностью, осознанно и управляя проектом внедрения с обеих сторон.

В бизнесе предприниматели нарываются на ухабы, грабли, подводные камни - это нормальный процесс и путь. Но отмахиваться от возможностей из-за раннего неудачного опыта, значит лишать себя и свой бизнес ускорения, дополнительных профитов и развития.

Резюме: Всем CRM!

Рекомендую начинать использовать CRM как можно быстрее, начинать хотя бы с минимального функционала – запись всех контактов в единую базу CRM с получением Согласий клиентов на обработку персданных и ведение коммуникации с клиентами через мессенджеры из CRM.

- Юрий Тихомиров @yuriytikhomirov, руководитель по развитию "Ваш Бизнес-Спутник"

Ссылки на материалы и исследования, которые используются в данной статье

Ссылки на материалы и исследования, которые используются в данной статье, в моем Telegram-канале "Фокус на Цель" - пост с материалами.

Начать дискуссию