Качели или две ключевые проблемы бизнеса.

Странно звучит название и любой человек, работающий в бизнесе и, в первую очередь, собственник скажет, что это ерунда. Проблем гораздо больше и сходу перечислит не менее 10 проблем.

Тем не менее я хочу обратить внимание именно на эти проблемы, потому что они зеркальны и одна из них в какой-то момент времени сначала является мечтой, а потом становится проблемой.

Проблема 1. Нет или очень мало клиентов.

Это хорошо известная проблема для всех бизнесов. Во всяком случае на старте с ней сталкивались все компании. Хорошо известны способы/подходы, которые помогают решить эту проблему.В конечном итоге малое количество клиентов приводит к банкротству, поэтому прикладываются серьезные усилия для ее решения.

Проблема 2. Вдруг становится много клиентов.
С одной стороны эта формулировка странно звучит. Только вот хотели чтобы их стало больше и вдруг это стало проблемой.

Тем не менее это так и я с этим сталкивался в ряде проектов. Корень этой проблемы связан с тем, что любая компания это производство.
Привыкли считать, что производство связано с заводами и фабриками.

Однако любая компания является производителем своей продукции (товаров, или услуг, или товар+услуга). Внутри нее есть производственные процессы. Эти процессы обладают определенной производительностью.
При этом важно понимать, что производительность (количество услуг/продуктов в единицу времени) тесно связано с качеством.

Компания может увеличить выпуск выше определенного предела, нарушив требования по качеству.

Следующий предел носит физическое ограничение. Даже с нарушением качества компания больше не может произвести своих продуктов.

Пример

.Салон красоты (проще парикмахерская), в котором есть три мастера. В среднем стрижка может занимать от 20 минут до 60 минут, может и больше. Зависит от того, кто клиент и каковы у него пожелания.В любом случае существует ограниченное количество человек, которых они могут постричь за 1 день.

Допустим, очень хорошие мастера и народная молва стала приводить к ним новых клиентов.

Какие есть варианты:

  • Увеличить время работы салона красоты
  • Поставить еще одно кресло (правда станет более тесно)
  • Увеличить чек
  • Открыть в другом месте новый салон

Проблема в том, что с какого-то момента времени рост клиентов может привести к тому, что начнет падать качество работы мастеров.
Как только это произойдет, начнется отток клиентов и этот пункт из радости станет печалью).

Самое грустное в этой ситуации заключается в том, что количество людей, которые рассказывают как здесь плохо, всегда гораздо больше тех, кто рассказывает о том, как здесь хорошо.

Конечно, можно заранее увеличивать производственные мощности, однако всегда существует вопрос:

А вдруг такого количества клиентов, чтобы окупить эти вложения не будет?

По сути, эти две проблемы представляют "качели бизнеса".

Искусство управления бизнесом заключается в том, чтобы помнить об этих качелях и постоянно задавать себе вопросы:

  • Какое количество продуктов я могу произвести с обещанным уровнем качества?
  • Какое количество продуктов я могу продать?
  • Какой прирост клиентов/продаж я могу спокойно "перенести" не теряя качество продукта и обслуживания?
  • Возникший прирост клиентов ориентировочно может привести к достижению потолка производства?
  • Пора ли увеличить производственные мощности?
  • Сколько времени и денег на это потребуется ?
  • Какой прирост клиентов окупит эти вложения?
Начать дискуссию