Качели или две ключевые проблемы бизнеса.
Странно звучит название и любой человек, работающий в бизнесе и, в первую очередь, собственник скажет, что это ерунда. Проблем гораздо больше и сходу перечислит не менее 10 проблем.
Тем не менее я хочу обратить внимание именно на эти проблемы, потому что они зеркальны и одна из них в какой-то момент времени сначала является мечтой, а потом становится проблемой.
Проблема 1. Нет или очень мало клиентов.
Это хорошо известная проблема для всех бизнесов. Во всяком случае на старте с ней сталкивались все компании. Хорошо известны способы/подходы, которые помогают решить эту проблему.В конечном итоге малое количество клиентов приводит к банкротству, поэтому прикладываются серьезные усилия для ее решения.
Проблема 2. Вдруг становится много клиентов.
С одной стороны эта формулировка странно звучит. Только вот хотели чтобы их стало больше и вдруг это стало проблемой.
Тем не менее это так и я с этим сталкивался в ряде проектов. Корень этой проблемы связан с тем, что любая компания это производство.
Привыкли считать, что производство связано с заводами и фабриками.
Однако любая компания является производителем своей продукции (товаров, или услуг, или товар+услуга). Внутри нее есть производственные процессы. Эти процессы обладают определенной производительностью.
При этом важно понимать, что производительность (количество услуг/продуктов в единицу времени) тесно связано с качеством.
Компания может увеличить выпуск выше определенного предела, нарушив требования по качеству.
Следующий предел носит физическое ограничение. Даже с нарушением качества компания больше не может произвести своих продуктов.
Пример
.Салон красоты (проще парикмахерская), в котором есть три мастера. В среднем стрижка может занимать от 20 минут до 60 минут, может и больше. Зависит от того, кто клиент и каковы у него пожелания.В любом случае существует ограниченное количество человек, которых они могут постричь за 1 день.
Допустим, очень хорошие мастера и народная молва стала приводить к ним новых клиентов.
Какие есть варианты:
- Увеличить время работы салона красоты
- Поставить еще одно кресло (правда станет более тесно)
- Увеличить чек
- Открыть в другом месте новый салон
Проблема в том, что с какого-то момента времени рост клиентов может привести к тому, что начнет падать качество работы мастеров.
Как только это произойдет, начнется отток клиентов и этот пункт из радости станет печалью).
Самое грустное в этой ситуации заключается в том, что количество людей, которые рассказывают как здесь плохо, всегда гораздо больше тех, кто рассказывает о том, как здесь хорошо.
Конечно, можно заранее увеличивать производственные мощности, однако всегда существует вопрос:
А вдруг такого количества клиентов, чтобы окупить эти вложения не будет?
По сути, эти две проблемы представляют "качели бизнеса".
Искусство управления бизнесом заключается в том, чтобы помнить об этих качелях и постоянно задавать себе вопросы:
- Какое количество продуктов я могу произвести с обещанным уровнем качества?
- Какое количество продуктов я могу продать?
- Какой прирост клиентов/продаж я могу спокойно "перенести" не теряя качество продукта и обслуживания?
- Возникший прирост клиентов ориентировочно может привести к достижению потолка производства?
- Пора ли увеличить производственные мощности?
- Сколько времени и денег на это потребуется ?
- Какой прирост клиентов окупит эти вложения?