Почему умирают корпоративные стартапы

Причем делают это с завидной регулярностью, несмотря на обильные ресурсы и широкие возможности.

Наши любимые "большие злые корпорации", которые "не умеют" в стартапы Фото James Inglis
Наши любимые "большие злые корпорации", которые "не умеют" в стартапы Фото James Inglis

Привет! Меня зовут Павел Потасуев, я управляющий директор стартап-студии Admitad Projects. Моя работа плотно связана со стартапами вот уже 10 лет. За это время сформировался некоторый пул наблюдений с определенными константами. Одна из них — это высокая вероятность смерти проекта в том случае, если его запускает корпорация.

Да, я осознанно пишу — «высокая», при том, что смертность у стартапов и без того зашкаливает.

Но зашкаливает она по десяткам типовых причин, а у корпоратов вроде бы все эти типовые дыры закрыты:

Надо денег? Берите!

Надо связей? Их есть у нас!

Надо использовать уже готовую инфраструктуру? Да пожалуйста!

Тем не менее что-то это все не очень помогает. Почему? Возможно, потому что:

Мы никогда не ошибаемся!

Эту фразу, наверное, можно сделать девизом корпоративных топ-менеджеров. Конечно, логика тут ясна: бабки выделили, владельцам отчитались, теперь надо показать, что проект успешен (даже если успех рядом с этим словом не стоял, не стоит и стоять никогда не будет).

Да и если проект немного_не_успешен_на_самом_деле, ничего страшного. Можно долго и нудно ставить какие-то очень важные, но абсолютно бесполезные KPI, которые будут закрывать и закрывать, и все будет хорошо (ведь по отчетам стартап движется по пути к счастью). Главное для топа — прикрыть собственный тыл, а остальное — вторично.

Ну а если дело почему-то не запускается в обозначенные сроки, всегда можно метнуть в него еще пару-тройку «денег», чтобы оно все-таки поехало. А то, что только бабла (= докупить время программистов, маркетологов и так далее) нередко недостаточно — это мелочи.

Да и время вроде как терпит — быстро все равно не выйдет.

Тормоз — это медленный газ

Все нужно согласовать. Письмо тому, мит с тем-то, брифинг с этими — все это растягивает «удовольствие» на месяцы. Ты не можешь просто пнуть соседа ногой и сказать: смотри, что я придумал / нашел! — и быстро реализовать идею, проверив ее через час-день-неделю максимум.

Сначала нужно пройти по всей-очень-длинной-цепочке с каждым очень-важным-микробоссом. И только потом можно что-то там кодить или тестить (к этому моменту энтузиазм может упасть до плинтуса). А еще тебе просто могут сказать «нет». Т. е. ты «знаешь», что идея точно выстрелит, но очередной начальник не разрешает реализовать, потому что лично ему мысль (или ты сам) не пришлась по душе.

Giphy

К слову, скорость движения корпоратов снижает не только вертикальная иерархия с кучей сопутствующих нюансов. Куда важнее то, что в процессе стройки проекта компания должна предусматривать буквально все, чтобы потом не оказаться втянутой в многомиллионные судебные тяжбы. Или проблемы с налоговой. Или с другими госорганами, и еще бог знает с кем.

Стартаперы же думают об этом в последнюю очередь. Это логично: шансы, что кто-то будет подавать в суд на микрофирму без особых денег на начальном этапе ее развития, — малы (и вообще голова фаундера забита и без этого). Другое дело — возможность выдоить крупного игрока-миллиардера (корпорацию), тут уж явно есть над чем подумать.

Диверсификация бизнеса — кредо корпоратов, но не стартапов

Это третья мысль, которая возникает в голове при размышлениях «почему не взлетает». Смотрите сами:

  • Корпорация — все хорошо, есть устойчивый рост по классическим направлениям, есть материально-технические активы, можно запустить что-то эдакое, чтобы приумножить. Ну в крайнем случае — что-то эдакое, чтобы работало с уже имеющейся инфраструктурой компании. Взлетит — отлично! Нет? Ну да черт с ним, давайте что-то другое запустим!
  • Классический стартап — почти ничего нет, есть скудные денежные и человеческие ресурсы, если не взлетит — нам p….z! Поэтому надо рвать жопу, чтобы все вышло, другого пути к многоденег и захватмира нет! Выбирать самые бюджетные и эффективные решения — это не вариант развития стартапа, а его единственный путь для выживания.

Кроме того, в стартапах вне корпораций работает минимум один человек с шилом в известном месте — фаундер (кому не нравятся англицизмы, пожалуйста — основатель). Этот человек так или иначе пинает всю команду, чтобы получить результат, ведь на кону как минимум стоит собственное ЧСВ, а то и деньги, полученные от FFF. А команда может быть мотивирована не только лидером, но и долей в проекте, поэтому ее активность будет высокой.

В корпоративном же проекте, скорее всего, будет сборная солянка из тех, кого (в худшем случае) было не жалко отдать из отделов на эти «3–6 месяцев, пока запустите», либо (в лучшем случае) группа наемников или действительно хорошие спецы, которым сказали: «посиди тут полгодика, а потом мы тебя повысим».

Но и у первых, и у вторых будет один общий показатель: зарплата будет получена независимо от результатов. Мотивация? Не слышали. Или слышали, но не очень громко. Исключения редки.

Стартап из корпорации становится бабочкой, пробежав мимо стадии яйца, личинки и куколки

Потому что в корпорации обычно пилят сразу готовый продукт. Есть определенное видение продукта, снизошедшее сверху. Этот самый vision может не иметь никакого отношения к реальности. Например, увидели, что в Штатах работает хорошо? Давайте повторим у нас!

Выходит, что топы как бы заранее знают, что нужно потенциальному клиенту, да вот беда — их (покупателей) об этом забыли спросить. Поэтому команда смело идет к релизу продукта, не особо напрягаясь на какие-то том отзывы аудитории по пути (в том числе и потому, что их может банально не быть).

Giphy

Обычный же «дикий» стартап проходит весь путь от начала до конца, собирая по пути фидбэки и зачастую общаясь с клиентами на более «короткой ноге» — и такая обратная связь приносит свои плоды. Ненужное выкидывается, нужное — совершенствуется (да и, откровенно, денег на ненужное нет). Нет попытки в чисто корпоративном стиле навязать клиенту свой «он вам крайне нужен» продукт, просто потому что в его запуск были вложены годы работы и миллионы долларов.

Кстати, возможно, это одна из причин, почему корпораты охотно покупают растущие стартапы даже вне основного вектора бизнеса компании?

Коротко для тех, кому было лень читать всю статью

Стартапы в корпорациях мрут, потому что:

  • проверка и реализация новой идеи — всего лишь одно из многих-многих направлений деятельности, неудача — некритична;
  • у команды на зарплате низкий уровень (относительно «диких» стартаперов или стартап-студий) мотивации — нет доли в проекте;
  • скорость развития проекта зачастую не имеет существенного значения, а сроки разработки всегда можно продлить = нет момента «не запустим вовремя — умрем»;
  • технологии, которые используются при создании каждого элемента продукта, делаются очень долго — и иногда к моменту реализации уже вообще не нужны («мы подумали и решили убрать эту фичу»).
  • может присутствовать правило «Босс решил, что нашим клиентам будет лучше именно так, как считает он, а не какие-то исследования», и никто не хочет играть в карьерного самоубийцу и объяснять, что это — плохой подход;
  • вывод продукта на рынок — отдельный квест с кучей юридических заморочек, который занимает много, очень много или очень-очень много времени.

Значит ли это, что если праведный стартап должен запускаться исключительно в гараже, а команда, которая сидит в благоустроенном офисе, пожирает корпоративные печеньки на обеде за теннисом и изображает из себя Джобсов в юности, автоматически лишена духа шансов на победу?

Нет.

Есть удачные примеры вроде того же «Яндекс.Такси», или «Еды» и пары подобных проектов. Если, конечно, можно назвать «удачей» запуск пары-тройки продуктов из полутора сотен попыток за десяток лет.

Этот пример как раз хорошо подтверждает общее правило. Столкновение культуры «быстрого стартапа» и «неповоротливой корпорации» сильно снижает шансы на успех. И далеко не всегда тонны бабла позволяют эти шансы выровнять хотя бы на уровне 50/50.

На мой взгляд, создавать новые проекты, пусть небольшие, но потенциально дорастающие до большого бизнеса, можно только в отдельной, изолированной от всех недостатков корпоратов, среде. Самостоятельно либо в отдельных структурах вроде стартап-студий, со своими правилами игры.

Если же делать это «внутри периметра» корпоративных заморочек — вероятность успеха будет значительно ниже.

Если у вас есть вопросы или идеи, то их можно обсудить тут или в чате стартап-студии Admitad Projects в Telegram.

8282
67 комментариев

Согласен по части согласований. Видел, как люди, проекты и идеи просто умирали на этом этапе. А я просто спал с высокой колокольни на всю эту проектную и прочую галиматью, и работал в духе аджайла. Просто шел и делал на результат. И мне на каком-то этапе просто давали ресурсы и просто так, зная что я пойду и сделаю проект и то, что нужно. Но на самом деле, так работать это сложно. Не каждый так потянет. Нужно иметь высокое чувство долга и чести. А то есть ведь такие, кто пилит бабло. Нужно запустить новый проект в машиностроении, откаты, распил бобла. И таких я тоже знаю.

Всё упирается в людей.

А вообще, я давно заметил, что hr-ы, которые берут людей не видят тащеров и лидеров. У них вообще подбор тупой. Образование не делает тебя лидером и успешным человеком. Но hr-ы упорно двигаются в неверном направлении.

Например, 6 лет опыта работы в отрасли не делает тебя тащером.

Но брать на работу успешного, дерзкого, сильного и умного парня не просто. Он ведь будет спрашивать сам и требовать. А многие работодатели сами не готовы этому соответствовать. Увы.

20
Ответить

«Но брать на работу успешного, дерзкого, сильного и умного парня не просто. Он ведь будет спрашивать сам и требовать. А многие работодатели сами не готовы этому соответствовать. Увы.»

Блин, эта такая жиза на счёт будет спрашивать и требовать, столько раз с этим сталкивался и всегда руки опускаются после того, когда понимаешь что тебе одному это все надо, это ты один чего то там хочешь ....

14
Ответить

я бы читал ваш телеграм канал, нравится, как вы излагаете свои мысли 👍

Ответить

Благослови вас господь, жаль, что корпораты редко читают в принципе.

17
Ответить

Они не смогут по другому даже если будут четко знать что не правы, это особенность любой большой организации и это очень хорошо, иначе у новичков не было бы ни одного шанса, правили бы экономикой компании с 500 летней историей.

9
Ответить

Ну, Яндекс.Еду так-то купили

14
Ответить

Яндекс.Еда это переименованная компания FoodFox. FoodFox не заливал рынок деньгами, ориентировался на продукт высокого качества (всех курьеров в начале нанимали лично основатели), гиперлокальной доставке в радиусе 2-3 километров. Тогда еще не было постоянного "высокого спроса", доставка всегда была бесплатной. Яндекс купил FoodFox и сделал из него успешный бизнес проект, но это уже не тот старый добрый FoodFox. Из качественного нишевого сервиса вырос массовый продукт

9
Ответить