ИИ или интуиция: что выбор между ними рассказывает о компании
О важности потребительской аналитики говорят много, но внедряют её гораздо медленнее. По данным GWI, в 14 из 15 задач компании используют инсайты примерно в полтора раза реже, чем говорят об их ценности. Более 50% решений принимаются на основе интуиции и опыта, несмотря на признание значимости аналитики.
Выбираете интуицию? Вы в большинстве
Лишь 10% специалистов всегда используют данные, чтобы принимать стратегические решения. Ещё треть делает это регулярно, а около 40%— лишь иногда. Чем меньше компания, тем реже она обращается к аналитике.
Маленькие компании объясняют это структурными барьерами, которые ограничивают саму возможность использования аналитических данных. Это дороговизна и ограниченный доступ к данным.
Крупный бизнес страдает от избытка и разрозненности данных с одной стороны, их нехватки в некоторых областях с другой, а также от сложностей интерпретации. Это операционные трудности, которые возникают, когда данные поступают, и с ними пытаются работать.
Примечательно, что восприятие барьеров различается по уровням управления. Руководители и менеджеры среднего звена нередко говорят, что не используют аналитику регулярно, потому что «об этом не просят» или «не думали». Топ-менеджеры же уверены, что аналитика уже встроена в работу, и сообщают об этих же проблемах примерно в два раза реже. Зато они чаще всех указывают как проблему стоимость, и реже всех — скорость или отсутствие data-driven культуры. Возникает разрыв между управленческим представлением и реальной практикой.
Кроме того, ландшафт аналитики сам по себе фрагментирован. Специалисты используют в среднем пять разных источников данных, переключаясь между платформами и контекстами. Когда аналитика не встроена в процесс, сотрудники чаще полагаются на интуицию и опыт. Около двух третей специалистов принимают решения интуитивно хотя бы часть времени.
Тенденция сохраняется даже среди тех, кто регулярно использует платную клиентскую аналитику. и кому доступны надежные источники, что говорит о трудностях при внедрении идей.
Склонность к интуитивным решениям объясняют и дополняют данные Edelman, согласно которым только 44% людей в мире чувствуют себя комфортно, когда компании используют ИИ.
ИИ-аналитика в приоритете? Продолжайте двигаться вперед...
... но помните о рисках.
Интуиция и опыт важны — они позволяют мгновенно распознавать закономерности и принимать решения в условиях неопределённости. Но исследование GWI показывает: пользователи ИИ применяют больше источников данных и принимают решения на более широкой фактической базе.
Показательный кейс: по данным Accenture, компании с наиболее развитыми цепочками поставок на 23% прибыльнее своих конкурентов. Руководители этих компаний в шесть раз чаще используют ИИ и генеративный ИИ в своих цепочках поставок.
Аналитика, генерируемая ИИ, уже занимает третье место среди источников информации, хотя её качество не всегда подтверждено. Это говорит о том, что компании часто выбирают скорость и удобство, а не глубину анализа — особенно если ИИ встроен в привычные рабочие процессы.
Здесь важно проявить осторожность. Да, ИИ отлично справляется с анализом цифр, поиском рисков и настройкой рабочих процессов. Но ему трудно решать вопросы этики, стратегического прогнозирования, непредсказуемости. Важно избегать «дэйтизма» — слепой веры в то, что лишь данные и мощные алгоритмы сами приведут к истине.
Показательный антикейс: австралийское подразделение Deloitte подготовило для австралийского правительства документ, в котором обнаружилось множество ошибок, — в том числе сфабрикованная цитата и ссылки на несуществующие научные исследования.
Следует учитывать, что люди по-разному относятся к ИИ. Одни могут слишком доверять ему и, в частности, не замечать и использовать в работе выдачу с предвзятостями или галлюцинациями. Другие относятся к ИИ с недоверием, опасением, что может препятствовать новшествам. Любой компании, которая внедряет ИИ, нужно учитывать этот человеческий фактор среди клиентов и сотрудников.
* * *
Кажущееся быстрым интуитивное принятие решений вовсе не импульсивно или необдуманно; это результат работы биологических нейросетей, тонко настроенных ментальных структур, сформированных годами опыта и отраслевыми знаниями, что позволяет быстро распознавать закономерности, отделять достоверное от ложного. Биологические и искусственные нейросети сосуществуют в симбиозе и вместе создают большее, чем сумму друг друга. Конкурентное преимущество будет у тех, кто знает, когда доверять алгоритму, а когда — себе.