Только не голосовое! Что такое цифровой этикет и какие новые правила в нем появились

Автор: Анастасия Кочеткова
Автор: Анастасия Кочеткова

Нормально ли звонить без предупреждения? А доставать телефон на свидании? Нужно ли директивно отключать соцсети сотрудникам во время работы?

Технологии появляются быстрее, чем мы придумываем правила их использования. Это зачастую вредит нашим рабочим и личным взаимоотношениям. Например, когда заказчик отправляет голосовое, а партнер сидит в телефоне во время свидания.

Команда бренд-бюро Sixth Sense решила изучить, какие формы цифрового этикета наиболее релевантны на данный момент. Мы уверены, что невозможно работать в digital без понимания человека и его чувств. Цифровой этикет напрямую влияет на то, какие стратегии выбирает бренд и как коммуникация в сети будет затрагивать аудиторию, на каких это будет происходить платформах и о чем будут спецпроекты.

Когда нас стал волновать цифровой этикет и с какого момента нужно думать о правилах?

И если вам кажется, что вопросы о цифровом этикете появились в последнем двадцатилетии, вы ошибаетесь. Первая книга о поведения в Сети сформулировала Вирджиния Ши в книге «Нетикет». Книга вышла в 1994 году в Сан-Франциско и содержит 10 заповедеи о том, как вести себя в киберпространстве. Однако сейчас вопрос о том, как вести себя в интернете и как взаимодействовать с гаджетами в различных социальных кругах встал еще острее. Безусловно, на это повлияла эпидемия COVID-19, из-за которой мы стали контактировать с гаджетами в два раза чаще.

«Начинается цифровой этикет еще до того, как мы открываем окно чата или вкладку электронной почты. Цифровой этикет начинается, когда мы берем в руки гаджет».
Ольга Лукинова, автор книги «Цифровой этикет. Как не бесить друг друга в интернете»

По данным исследования DataReportal, пандемия значительно увеличила наше время пребывания в онлайне. Средний пользователь теперь проводит почти 7 часов в день в интернете со всех устройств — больше 48 часов в неделю, 2 полных дня из 7.

Только не голосовое! Что такое цифровой этикет и какие новые правила в нем появились

Действительно ли мы нуждаемся в правилах и инструкциях?

Вечные зум конференции, постоянная необходимость быть на связи и огромный поток информации. У многих из нас стерлись границы «личного» и «публичного», так как все сферы жизни сосредоточились в одном месте, перед одним монитором.

Отсутствие регуляции цифрового этикета особенно остро отражается на зумерах, которые с самого рождения росли в цифровой среде и действительно не знают жизни без гаджетов. Хотя и для представителей других поколений вопросы взаимодействия и жизни в цифровую эпоху не менее важны, например, для пожилого поколения наиболее остро стоит вопрос доверия и взаимоотношений. По данным расследования один из самых популярных портретов жертв мошенника в киберпространстве — это пожилой человек.

Что делают бренды, чтобы установить правила цифрового этикета

Именно острая потребность в регуляции отношений и внесение традиций в еще не сформировавшуюся цифровой этикет, помогает компаниям создавать решения, которые помогут создать общую норму. Например компания Stop, которая выпустила устройство, которое позволяет на время отключить уведомления шести смартфонов на семейном ужине.
Google выпускает лекции совместно с Викторией Тюрк о том, как вести себя в интернете. В книжном пространстве мы также наблюдаем появление работ «Kill reply all: a modern guide to online etiquette, from social media to work to love» (2020 г.), и «Digital etiquette: everything you wanted to know about modern manners but were afraid to ask» ( 2019 г).

Пока правил и конкретных решений проблем в этой сфере нет, но уже сейчас есть несколько подходов и технологий для ее преодоления, которыми мы решили поделиться. Мы обработали книги, лекции и источники, чтобы собрать гайд, который поможет сориентироваться в разных жизненных ситуациях.

Автор: Анастасия Кочеткова
Автор: Анастасия Кочеткова

Цифровой этикет в повседневной жизни:

— Избегайте текстовых сообщений во время личных бесед;
— Не звоните кому-то, когда вы находитесь в середине разговора с кем-то лицом к лицу;
— Избегайте обсуждения личных тем по телефону в тех местах, где вас могут услышать другие;
— Помните о задержке между тем, когда вы говорите, и тем, когда другой человек слышит это;
— Будьте внимательны к тому, когда отмечаете людей на Facebook, они могут не хотеть этого;
— Не зажигайте экран в кинотеатре во время фильма;
— Не разговаривайте / не переписывайтесь за рулем;
— Используйте приложение Call Filter для подозрительных звонков, но не стоит его применять для друзей и семьи;
— Не стоит продолжать звонить человеку после 4 неудачных попыток сделать это;
— При разговоре по телефону держитесь на некотором расстоянии от человека рядом с вами;
— Включите бесшумный режим на телефоне в театрах, ресторанах, во время спектаклей и в любой другой групповой встрече, где звонок может доставлять неудобства окружающим;
— Если кто-то не ответит на ваш звонок — это еще не повод для обвинений и злости.

Автор: Анастасия Кочеткова
Автор: Анастасия Кочеткова

Цифровой этикет любви:

И без заглядывания в телефон, дейтинг часто провоцирует стресс. Важно особенно внимательно следить за своим взаимодействием с телефоном, т.к. одно неловкое движение может заставить партнера тревожиться о том, что он вам не интересен.
— Спросите своего спутника, не будет ли он обеспокоен тем, что вы фотографируете еду, пейзажи и прочее;
— Не показывайте постоянно то, что вы нашли на своем телефоне. Один или два раза могут быть вполне уместными, однако воздержитесь от показа им всей вашей ленты в социальных сетях, даже если вы находите этот контент забавным;
— Если это возможно, вы оба должны положить свои телефоны в сумку или карман;
— Сообщите своему спутнику заранее, если вы ожидаете важный телефонный звонок;
— Воздержитесь от постоянных разговоров по телефону, если другой человек рядом;
— Поставьте телефон на беззвучный режим.

Автор: Анастасия Кочеткова
Автор: Анастасия Кочеткова

Цифровой этикет на работе:

Прежде чем следовать каким-либо советам по цифровому этикету на рабочем месте, следует сначала узнать этическую политику конкретной компании — внутренние правила должны иметь приоритет над любыми советами извне.

— Будьте внимательны к своей мелодии звонка. Если вы работаете в сфере, которая требует, чтобы вы часто отвечали на звонки, вы можете скачать звук, который звучит «профессионально» (без высоких тонов, не слишком громких, без неприятных звуков, без ненормативной лексики и т.д.);
— Не смотрите на свой телефон во время встреч;
— Не стоит класть телефон на колени;
— Сосредоточьтесь на человеке, с которым общаетесь, то есть на клиенте, коллеге, боссе;
— Выбирайте удобный для всех канал коммуникации. Не пишите коллегам в WhatsApp, если у вас все общаются в почте или другом мессенджере;
— Готовьтесь к онлайн-встречам заранее;
— Отдавайте предпочтение письмам и сообщениям, а не звонкам и голосовым. Или же спросите у коллеги заранее, будет ли ему удобно созвониться или прослушать голосовое;
— Ваши личные звонки должны оставаться вне поля зрения других людей;— Держите свой телефон вне поля зрения окружающих;
— Помните, что рабочий день конечен. Не стоит беспокоить коллег уведомлениями после конца рабочего дня. Оставьте решение не срочных вопросов до утра;
— Не вступайте в споры по телефону во время работы;
— Резюмируйте то, что обсуждали на рабочих созвонах, а лучше введите отчет со встречи, чтобы все сказанное не забывалось и не бросалось.

Цифровой этикет на собраниях:

конференции, тренинги, семинары, запуски продуктов и многое другое:
— Не делайте фотографий, если вам это не разрешено;
— Не используйте свой телефон как способ избежать социальных взаимодействий;
— Сосредоточьтесь на личном общении;
— Держите телефон в беззвучном режиме;
— Когда вы делаете фотографии, выключите вспышку в знак вежливости к окружающим.

Эти правила, конечно, относительны, ведь в разных комьюнити признаны свои нормы. Поэтому старайтесь определять эту “норму” в своем окружении самостоятельно, разговаривая о цифровой грамотности. Это позволит улучшить вашу коммуникацию, плюс вы дадите другим людям возможность лучше понять себя и мотивы собственных поступков.

Важно понимать, что с технологической эволюцией (появлением умных линз в очках, внедрением в части тела технологий и пр.) нормы будут преобразовываться. Но базовый цифровой этикет часто заимствует принципы светского, именно поэтому он основывается на соблюдении личных границ, экономии ресурсов и демонстрации уважения к собеседнику.

Несмотря на фундамент базовых правил, нам важно постоянно поддерживать дискурс о цифровом этикете, чтобы вовремя фиксировать новые нормы и создавать более комфортное и экологичное пространство для себя и окружающих.

Хотите знать больше о трендах и исследованиях в области digital, маркетинга и брендинга, подписывайтесь на наш телеграм-канал «Чувство инсайта».

2828
22 комментария

Комментарий недоступен

14

Комментарий недоступен

17

1. Звонить без предупреждения нормально. У каждого в силах ограничить количество и срочность уведомлений. Писать по срочным вопросам абсурд, при этом тот, кто отвечает, может не взять трубку или ответить, что поговорит позже.
Нервничаешь от числа сообщений в телеге, но носишь apple watch? Дело не в этикете.
2. Говорить по телефону или отвечать на сообщения во время встречи - это не моветон, это обозначение низкого приоритета встречи перед входящими звонками. Эта информация тоже полезна - можно сократить время встречи и не тратить свое время. И уж точно не стоит как-то рефлексировать на этот счет.
Это тоже не про этикет.

Про цифровой этикет в любви совсем нет комментариев =)

В моем понимании этикет позволяет обезопасить коммуникацию с наиболее беспокоящимися коллегами и партнерами. Но если этикет буквально задает барьеры для решения задач, стоит подумать над приоритетами.

14